Поиск:


    
РАССЫЛКА
RSS
 

Halfmachine 2004







В августе 2004, в Христиании, район Копенгагена, прошёл арт-фестиваль посвящённый "сплаву человека и машины". Участвовало несколько сот художников, музыкантов, а также различных механиков и электронщиков.

Издание artificial.dk беседует с художником и организатором Simon Moe:

Сперва, расскажите немножко о Halfmachine. Какая основная идея этого события?

Halfmachine это фестиваль интерактивного и цифрового искусства, основанный на трёх принципах или темах. В первую очередь, отношений между человеком и машиной. Роль машин в нашей повседневной быстро увеличивается, настолько, что за этим уже не возможно уследить и тем более контролировать. Обычно мы просто используем машины по их прямому назначения, не задумываясь и не обсуждая их роль с точки зрения исследователя или антрополога. Самая важная назначение Halfmachine заключается именно в том, чтобы подойти к теме с этой стороны. Во-вторых, фестиваль является как бы живой выставкой. Это 10 дней, за которые художники строят, обсуждают и восстанавливают произведения искусства и механические устройства и всего три дня выставки. Главная задумка не только устроить выставку, но больше сформировать сеть из художников и разработчиков машин. В третьих, фестиваль основан на принципах "repurposing" и "bricolage". "Repurposing", термин из программирования, который обозначает брать что-нибудь из одного контекста и переносить в другой. То есть, Halfmachine берёт функции какого-то привычного объекта, и использует их в каком-то новом качестве для перфоманса или инсталляции. "Bricolage" это французское слово, которое обозначает использование отбросов, как полезные или эстетические объекты. То есть, Halfmachine предлагает переделывать массово производящиеся цифровые и механические машины и применять их в новом качестве, использовать необычным образом.

Насколько я понимаю, это событие построено достаточно необычным образом. Расскажите об этом и о том, что за этим стоит?

Halfmachine это неприбыльное событие. Никакой настоящей администрации или чего-то подобного нет. Все решения и организационные моменты оформляются и происходят по мере того, как люди подключаются к этой работе. Понятно, что такой подход имеет массу слабых мест. Есть риск, что финальная выставка получится непредсказуемой и скомканной или просто не состоится. Преимущество в том, что фестиваль работает больше, как сеть чем, как организация. И это необходимо, поскольку мы - люди занимающиеся искусством и разработкой машин, к примеру - не являемся одной организацией и, вероятно, не собираемся и не будем. Всё, что происходит на Halfmachine, живёт только за счёт того, что люди не принимают в этом участия без личной потребности или призвания. Они приходят, чтобы исследовать и чтобы размышлять над тем, что их интересует в их профессиональной сфере и чтобы сопоставить это с различными точками зрения других компетентных людей. Всё это весьма тяжело, если вообще возможно, контролировать иначе чем изнутри.

Когда исследуешь человеческие отношения с машиной, что является рамками для творческих работ, перфомансов и т.п. особенно эффективных по сравнению с научными изысканиями?

Не простой вопрос, но я попробую дать короткий и общий ответ. Оба подхода - и от науки и от искусства - могут быть эффективными. Рамками для работ и перфомансов является то, что объекты должны быть представлены не так, как в обычной жизни или научной деятельности. Особенно это заметно в театральных и танцевальных перфомансах, когда объекты и пространство используются в том же качестве, что и люди или даже меняются ролями, то есть, актёр становится скульптурой или декорацией, а объект становится актёром. Никогда нельзя предугадать, как проявит себя объект во время перфоманса, исходя из его обычного предназначения. То есть, у вас есть шанс понаблюдать за взаимосвязями между человеком и машиной, которые развиваются во времени и пространстве, как единое целое. Этот жест несет истину, поскольку освобождает мгновение, границы нашей повседневной практической жизни, и даёт шанс пережить то, что находится за её рамками. "Научный" подход обычно подразумевает какие-то действия направленные на ожидаемый результат. Идея перфоманса не подразумевает какого-то прогресса, в смысле постоянного улучшения или ухудшения чего-то. Этот подход довольно не просто применить в повседневной практике, без разницы научной или нет. Можно сказать, что наше повседневное стремление знать и понимать, как вещи "работают" мешает нам видеть то, чем эти вещи "являются", и как мы с ними связанны. Именно поэтому люди, которые любят компьютер часто получают большие проблемы со здоровьем от того, что постоянно сидят перед машиной. Они забывают (или даже пренебрегают) тем, что следует учитывать все взаимосвязи и не фокусироваться на каких-то определённых функциях. Перфомансы и художественные работы знакомят нас с совершенно иным взглядом на машины, отличным от повседневного или научного. Чувствуете разницу между чтением стихов и "просто" чтением текста. Если вы читаете поэму в уверенности, что каждое слово является частью предложения, которые составляют единое целое, то добьётесь не многого. Читать поэму, значит относится к словам так, будто они составляют фигуры, музыку или внутренние образы, не связанные между собой логически или рационально. Тем не менее, это не означает, что чтение поэм бесполезное занятие. Это позволяет нам проанализировать свою связь со словами как таковыми, вместо того чтобы использовать их в практических целях, к примеру.

Halfmachine представляет один из нескольких ведущих течений в области техно-искусства в Дании. Что, по вашему мнению, надо для укрепления этой области?

В Копенгагене очень яркая картина художников, музыкантов, арт-менеджеров, техно-фанатов и пр. Так что, в людях недостатка нет. Дело и не в деньгах или времени. У нас будет и то и другое. Это необычайно просто найти спонсоров и работать вместе с разными компаниями в Дании. То, чего не хватает в этом городе - это квадратные метры. Не случайно, Halfmachine проходит в Христиании. Это одно из немногих мест, в котором есть где развернуться и где люди не жалуются, что вы немножко шумите. Вопрос должен решаться с учётом этих факторов. Учебные заведения и культурные/технологические институции могли бы создать условия. Город мог бы развиваться так, чтобы всё свободное место на сравнительно больших пространствах моментально не продавалось бы корпорациям или домовладельцам.


Дата: 19 марта 2006


В тему:

  • Сайт Halfmachine
  •  
       


    (С) «УрбанФабр»
    urbanfabr@mail.ru
    Rambler's Top100