О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Джон Р. Стивенсон

ЭСХАТОЛОГИЯ

3. Осуществленная и действующая эсхатология
в Святом Писании и в Книге Согласия

Таким образом, при рассмотрении вопроса о Крещении каждый христианин найдет многое, чему (полезно) поучиться, и что (он сможет) использовать на протяжении всей своей жизни. Ибо ему многое предстоит сделать, чтобы твердо веровать в то, что оно обещает и несет — победу над смертью и дьяволом, прощение грехов, благодать Божью, всего Христа и Духа Святого с Его дарами. Короче говоря, это столь превосходно, что если бы робкая природа [человека] была способна понять это, она могла бы просто усомниться, может ли это быть правдой.

Большой катехизис [1]

 (дословно: по прошествии дней)  — неоднократно повторяемое в Ветхом Завете словосочетание, которое часто переводится на английский язык как «в последующие дни» или «в последние дни». «В грядущие дни» [2] — так в RSV и NIV переведены слова, произнесенные умирающим Иаковом (Быт. 49:1). Это выражение также встречается в других фрагментах Ветхого Завета применительно ко грядущим событиям, ожидаемым в пределах обычного земного времени (Втор. 31:29; Иер. 23:20; 30:24). Обе последние интерпретации данного древнееврейского словосочетания приобретают более чем просто значение будущего времени, когда оно присутствует в таких фрагментах, как Ис. 2:2, Мих. 4:1 и Ос. 3:5. Слова «в последующие дни» (RSV) и «в последние дни» (NIV) содержат несомненное указание на ожидаемый мессианский век.также употребляется в специфически эсхатологическом смысле в таких фрагментах, как Чис. 24:14, Иер. 48:47 и 49:39, Иез. 38:16 и Дан. 10:14. С этими местами тесно связано пророчество в Иоил. 2:28 относительно излития Духа ЯХВЕ, которое произойдет «после того» (; Иоил. 3:1 в древнееврейском тексте). Конечно же, событие, предсказанное Иоилем, уже давным-давно произошло, ибо Св. Петр возвестил о его осуществлении в день первой христианской Пятидесятницы (Деян. 2:16). Кроме того, Св. Лука решительно проясняет смысл выражения «впоследствии» тем, что переделывает взятое из Септуагинты словосочетание «после того» (mevta tau'ta) в выражение «в последние дни» (ejn tai'" ejscavtai'" hJmevrai'"; Деян. 2:17). Согласно проповеди Петра в Пятидесятницу, последние дни уже начались в третьем десятилетии первого века от Р. Х.

Нашим отправным пунктом в ответе на заблуждение диспенсационализма является утверждение, что поскольку Мессия уже пришел во плоти и положил начало ожидаемому Царству Божию, христиане более не могут откладывать последние дни или времена на некий отдаленный период, отстоящий от времени Нового Завета на сотни или тысячи лет. Напротив, здравое истолкование обязывает нас усвоить от автора Послания к Евреям, что словосочетание «в последние дни сии» со всей определенностью неразрывно связано с вочеловечиванием (; Евр. 1:2). Тот же самый автор желает, дабы его слушателям было известно, что история уже пришла «к концу веков» (; Евр. 9:26). Получатели Первого Послания к Коринфянам в равной мере принадлежат к людям, «достигшим последних веков» (; 1 Кор. 10:11). В своем Первом послании Св. Петр учит, что Христос, предназначенный еще прежде создания мира, явился  «в последние времена» (; 1 Петр. 1:20). Следовательно, утверждение Св. Иоанна о том, что наступило «последнее время» (; 1 Иоан. 2:18), занимает свое место среди единодушных апостольских свидетельств. Тот факт, что послепасхальное апостольское учение в точности отображает предпасхальную проповедь земного Иисуса, доказывается недвусмысленным утверждением нашего Господа о начале Царства Божия посланцам сомневавшегося Крестителя, прямо указывающим на исполнение мессианского пророчества в Его словах и деяниях (Матф. 11:2-6; Лук. 7:18-23; ср. Ис. 35:5f.). То же самое свидетельство содержится в суровом обличении книжников (Матф. 12:28; Лук. 11:20).

Лютеранская догматика содержит серьезные основания для отказа следовать за С. Х. Доддом в том, что касается помещения современного переживания Царства Божия Его странствующим народом под рубрикой «реализованная эсхатология». Священное Писание прямо указывает на то, что Божие владычество лишь несовершенно осуществилось здесь, на земле, в членах духовного Тела Христова. Фрагмент Рим. 5:12-21, рассматриваемый Лютером как «веселое развлечение и прогулка» [3] , а Андерсом Нигреном – как «высшая точка Послания» [4] , в космическом масштабе раскрывает основу для анафемы провозглашенной Св. Павлом в адрес заявляющих, будто воскресение христиан уже совершилось (2 Тим. 2:18), и для напоминания Господня превозносящейся Лаодикийской церкви о том, что в ее случае эсхатологии в широком смысле было положено лишь только скромное начало, далеко отстоящее от своего полного осуществления (Откр. 3:17)! Здесь Апостол развивает знакомую апокалиптическую тему двух противоположных эпох или веков, он раскрывает различие между веком осуждения и смерти, начатым Адамом, и веком оправдания и жизни, учрежденным Иисусом. Погибающая ветхая эпоха поглощена эпохою, полною беспредельной жизни Божией, — эпохою, которая, согласно славословию, пребудет «во веки веков» (eij" tou;" aijw'na" tw'n aijwvnwn, in saecula saeculorum — словосочетание, которое можно лишь приблизительно передать с помощью знакомого выражения «до скончания века», а также более недавним «ныне и во веки»). Обе эпохи более не отделены друг от друга полным хронологическим разрывом; будущее предварительно явилось в настоящем с тем, чтобы обе эпохи одновременно сосуществовали в одном времени и пространстве. Однако принять участие в грядущем веке, уже привнесенном в историю Христом, можно, лишь живя с народом Божиим в ветхом веке осуждения и смерти. На уровне частного члена духовного Тела, эту борьбу двух противоположных эпох можно выразить хорошо известной формулой simul justus et peccator.

Современный немецкий ученый Вольфхарт Панненберг строит все богословие на основании бесхитростного и во многом точного истолкования провозглашения Царства Божия земным Иисусом. Панненберг указывает, что иудаизм первого века ожидал Царства Божия как божественно запечатленного грядущего события, реальность которого будет неопровержимо доказана всеобщим воскресением мертвых. Поскольку воскресение указывает на конец, Панненберг (отстаивающий историчность пустой гробницы и явления воскресшего Господа) склонен истолковывать воскресение Христово как предварительное явление конца, так сказать, вторжение грядущего Царства Божия в нынешний мир [5] . Не может быть никакого принципиального возражения относительно толкования нынешнего единения Церкви со Христом как предварительного откровения «жизни века грядущего, полная слава которой будет осуществлена и явлена лишь через парусию. При этом подлинно библейские элементы мышления Панненберга можно выразить (с меньшим риском впасть в философское хищение) через акцентирование того факта, что воплощение и продолжающаяся жизнь Вочеловечившегося в Церкви положили начало Царству, которое все еще ожидает своего блаженного завершения.

Коренное различие между осуществленной и осуществляющейся эсхатологией соответствует контрасту между качеством владычества Божия в святой человеческой природе Христа с одной стороны и в членах Его духовного Тела на земле — с другой. Владычество Божие было в совершенстве реализовано в святом человечестве Христа с самого первого мгновения Его зачатия. Безгрешность обоженной человеческой природы Христа побуждает Церковь к прославлению своего Господа как вечного средоточия осуществленной эсхатологии. Первые три прошения молитвы «Отче наш» ни одного мгновения не были неосуществленными в человеческой природе, принятой Сыном Божиим. Кроме того, существование святой человеческой природы Христа внутри Его божественной Ипостаси способствовало тому, что владычество Божие в Человеке Иисусе с самого своего начала было запечатлено более чем совершенством творения. Эсхатология осуществлена в деяниях Христа в такой степени, что Судный День уже наступил на кресте (Иоан. 12:31).

Между тем как принятое Иисусом вочеловечение надлежит восхвалять как чудный образ осуществленной эсхатологии, — христиан, как объекты оправдания и освящения, следует рассматривать в качестве рабочего места осуществляемой эсхатологии. Стоит перенести акцент на совершенное деяние Божие, делающее христиан христианами, тут же членство в духовном теле окажется под заголовком осуществленной эсхатологии. Наш Господь Сам объясняет, каким образом верующие «имеют» вечную жизнь (Иоан. 5:24; 6:47). Предмет этого высказывания, являющийся нерукотворным даром участия в самой жизни Божией, не может быть понят иначе как осуществленная эсхатология. Но даже в этом случае верующий объект этого предложения обладает нерукотворным Господним даром вечной жизни несовершенно, поскольку плоть и дух ведут борьбу за господство над ним. Вечной жизни надлежит еще в полной мере осуществиться в христианине, странствующем на земле. Павловы образы бытия «во Христе» и дара Святого Духа как гарантии или аванса (ajrrabwvn; 2 Кор. 1:22; Ефес. 1:14) следует истолковывать так же, как утверждение Иоанна относительно вечной жизни, принадлежащей верующему. Христос и Святой Дух являются беспредельно совершенными великими Ипостасями Божиими, однако следование христианина Христу не постоянно, а его общение со Святым Духом неровно и несовершенно. Несмотря на то, что владычество Божие в Его народе на земле имеет свое славное начало в Крещении, оно подвергается постоянной опасности трагического прекращения через отпадение творения от искупительной благодати (1 Кор. 10:12). Едкий сарказм Апостола необходим для спасения христиан от самонадеянной уверенности, будто они уже достигли совершенной зрелости во Христе (1 Кор. 4:8-13).

В Книге Согласия отдано должное вопросам как осуществляющейся, так и осуществленной эсхатологии. Авторы Вероисповеданий не питали никаких иллюзий относительно жестокости века греха, осуждения и смерти, начавшегося с грехопадения Адама [6] . Однако они были счастливы от осознания того, что у них есть Евангелие, которое надлежит возвещать сидящим во тьме и тени смертной, — Евангелие, прочно основанное на историчности пришествия и победы Семени жены. Тайна богочеловеческой Ипостаси нашего Господа, в которой творение достигает своего завершения, представляет собою суть эсхатологии как в широком, так и в узком смыслах, онтологическое основание всего, что исповедуется в Книге Согласия относительно восстановления падшего человеческого естества через Божии деяния оправдания, освящения и прославления. В АВ III изложено это основание, в то время как ФС Дет. изл. VIII остается прекраснейшим из когда-либо сделанных утверждений о полноте человеческого естества в ипостасном единении. Сверхъестественное обогащение человеческого естества Христа через общение Его двух природ и особенно через обожествление Его сотворенной человеческой природы говорят о непреодолимом осуществлении Божьей воли и владычества в Его творении. Существует ли более славное исповедание беспредельной силы и полного совершенства спасительного деяния Христова, чем изречение Реформатора относительно «первого и главного артикула» в ША II.i? Богочеловек и Его деяния сами по себе являются осуществленной эсхатологией в чистом виде. То, что в изобилии присутствует в Ипостаси и деяниях нашего Господа, Святой Дух производит и раздает нищим грешникам в средствах благодати. Христианство редко (если вообще когда-либо до того) провозглашало такой гимн восхваления Подателю крещальных щедрот, какой содержится в БК IV. Крещение дает верным «победу над смертью и дьяволом, прощение грехов, Божью благодать, всего Христа и Святого Духа с Его дарами» [7] . Следовательно, для истинно крещенных оправдание является подлинною реальностью [8] , даром Божиим, возобновляемым через отпущение грехов [9] . Крещение само по себе является, таким образом, полностью осуществленной эсхатологией, тогда как его принятие верными здесь на земле относится к осуществляемой эсхатологии. Кроме того, исповедание истинного присутствия, достигшее апогея в ФС Дет. изл. VII, раскрывает полностью осуществленную эсхатологию в Самом Иисусе и осуществляемую эсхатологию в причащающихся людях, которых Он питает. Тело и Кровь Христовы, присутствующие на Его алтаре-престоле преподаются Его верным для дарования прощения, жизни и спасения.

Конфессиональное учение о реальности освящения в жизни христиан относится к разделу осуществляемой эсхатологии. Повторяющееся учение о том, что оправдывающая вера и смертный грех не могут сосуществовать в одном и том же сердце [10] , является лицевой стороной того факта, что Христос в настоящий момент правит через обновленные жизни Своего народа. Формула согласия настоятельно подчеркивает «последующее обновление, производимое Святым Духом в тех, кто оправдан верой» [11] . Оправданным «также дается Святой Дух, Который обновляет и освящает их, производит в них любовь к Богу и к ближнему своему» [12] .

Таким образом, Книга Согласия следует Святому Писанию, говоря о впечатляющих масштабах осуществленной/осуществляемой эсхатологии, уже присутствующей в нашем Господе и Его деяниях, а также в вере и жизни членов Его духовного Тела. Но даже в этом случае «зарождающееся обновление в этой жизни несовершенно, и грех по-прежнему обитает во плоти даже в возрожденных» [13] . Между тем как Церковь, строго говоря, является Царством Христовым, последнее, тем не менее, cruce tectum, «сокрыто под крестом» [14] . Подвергаясь непрестанным атакам мира, плоти и диавола, христиане жаждут завершения Крещения в смерти и воскресении [15] . Авторы вероисповеданий хорошо понимали сказанное Апостолом в Рим. 7, где сопротивление плоти тому, что «уже», побуждает нового человека вопиять о завершении того, что «еще нет». Этот конфликт между «уже» и «еще нет» указывает на провозглашение Царства Божия земным Иисусом. Basileiva tou' qeou' «приблизилось» (Матф. 4:17; Марк. 1:15) в том смысле, что оно в самом деле пришло в мессианских деяниях Иисуса (Матф. 12:28; Лук. 11:20), представляющих собою предварительное явление все еще ожидаемой полноты Царства. Царством уже обладают нищие духом (Матф. 5:3; Лук. 6:20) и верующие дети (Матф. 19:14; Марк. 10:14; Лук. 18:16). Царство, физически присутствовавшее среди иудеев первого века (Лук. 17:21), описано как подлинная реальность в притчах нашего Господа о Царстве (Матф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47; Марк. 4:26, 30). Одновременно Он изобразил Царство как грядущую реальность (Матф. 8:11; Лук. 13:28; 14:15; Марк. 9:1). Заключительные притчи о Царстве (Матф. 25) подчеркивают связь между полным осуществлением Царства и днем, «когда... приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Матф. 25:31), то есть днем Его парусии. Так, Церковь, знающая о присутствии Своего Господа, продолжает молиться вторым прошением Молитвы Господней и восклицает: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20; 1 Кор. 16:22). Эсхатология, уже несомненно начавшаяся, ожидает своей полной реализации в членах духовного Тела [Христова].



[1] Цит. по: Книга Согласия. Большой катехизис. Часть четвертая. О Крещении, 41-42. Фонд «Лютеранское Наследие», 1998. С.553
[2] Синодальный перевод. — Прим. ред.
[3] «[E]inen lustigen Ausbruch und Spaciergang» (WADB 7:19.3 [Vorrede auf die Epistel S. Pauli an die Rцmer, 1546]; перевод мой; cf. AE 35:375).
[4] Commentary on Romans, trans. Carl C. Rasmussen (Philadelphia: Muhlenberg Press, 1949), 20, 209.
[5] См. его Theology and the Kingdom of God, ed. Richard John Neuhaus (Philadelphia: Westminster Press, 1969), а также Jesus — God and Man, trans. Lewis L. Wilkins and Duane A. Priebe (London: SCM Press, 1968), 69: «Лишь в конце всех событий Бог может явиться в Своей славе, то есть как Тот, Кто творит все сущее, Кто имеет власть над всем. И только потому, что в воскресении Христа уже наступил конец всего сущего, который для нас еще не осуществился, можно сказать об Иисусе, что конечное уже присутствует в Нем, а также, что Сам Бог, Его слава, явились в Иисусе непостижимым образом. И только потому, что конец этого мира уже присутствует в воскресении Христовом, Сам Бог явлен в Нем».
[6] АВ и Апол. II; ФС Дет. изл. I.
[7] БК IV.41(Книга Согласия. С. 553).
[8] Ап. IV.
[9] Ап. XIII.
[10] ША III.iii.43-45; Ап. IV.64, 109, 115, 144.
[11] ФС Дет. изл. III.19 (Книга Согласия. С. 675).
[12] ФС Дет. изл. III.23 (Книга Согласия. С. 676).
[13] Ibid.
[14] Ап. VII и VIII.18 (Книга Согласия. С. 190).
[15] БК III.57f.




Курс
"Чему учит
Церковь" - каждый вторник, 19.00
3 этаж, библиотека

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004