О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru

Рейтинг@Mail.ru



Роберт Колб

ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА

Глава IV. Бог — Податель всего

Бог говорит, что держит в Своих руках всякую жизнь и даёт тело и душу, члены и чувства, разум и способности, пищу и одежду — всё, что мы имеем. Уверенность в том, что Бог ежедневно щедро заботится о нас, является фундаментом жизни в вере. Поэтому мы восхваляем Господа в песнях сердца и в поступках, призванных удовлетворять нужды других людей.

Бог — Податель всего Своему народу

Бог обеспечивает всех самым необходимым в масштабах всего Своего творения,  поддерживает существование и жизнь — «...всё Им стоит» (Кол. 1:17), содержит вселенную «...словом силы Своей» (Евр. 1:3). Апостол Павел говорил афинянам, что Бог, создавший мир и всё в нём, сформировал и народы Земли, отвёл для их жизни определённые эпохи и географические территории. Он же использовал слова античного поэта Арата или Эпименида для признания того, что в Боге проявляется наша жизнь, развитие и существование, от Него мы ведём своё происхождение (Деян. 17:24-28). Господь обетовал, что времена года будут неизменны (Быт. 8:22), повелел Солнцу сиять и дождю проливаться как над падшими, так и над праведными (Матф. 5:45). Он охраняет жизнь человечества и животного мира (Пс. 35:7); обеспечивает взаимодействие между всеми частями Своего творения.

Народ Божий осознаёт роль Господа в жизни своей от рождения (Пс. 138:13; Иов 31:15; Иер. 1:5) и до самой смерти (Матф. 10:28-31). Творец, без Чьего ведома не упадёт ни один волосок с головы человека (Матф. 10:28-31), держится Своей линии, руководя людьми и помогая им (Пс. 36:24; Прит. 16:9). Его народ всегда у Него на виду, Он избавляет его от смерти и голода (Пс. 32:13-15, 18-19). Верующие полностью уверены в том, что Бог руководит их жизнью ради их же блага (Рим. 8:28). Однако, это не означает, что всё то, что они испытывают — благостно. В этом мире, исполненном зла, верующих мучает всё то, что печалит Бога. Но рука Господа и зло жизни христианина направляют к торжеству добра.

Бог принимает жалобы Своего народа

Божие руководство жизнью верующих не всегда понимаемо ими. Они часто сталкиваются с бедами и злом, исходящими от других людей или от сил природы. Некоторые верующие избегают обращать к Богу жалобы, связанные с этими страданиями. Такая стеснительность не соответствует чувствам человека, она является отрицанием глубокой любви Божией к людям. Нет ничего зазорного в мольбе об избавлении от мук и в обращении к Нему в бедах и потерях.

Бог создал нас не для выражения недовольства Им. Верующие должны осознавать разницу между восклицанием веры: «О Боже, я сержусь на Тебя!», и фразой безверия: «Я сержусь на Бога». Первое из них, хотя и выраженное в негативной форме, признаёт главенство Божие и упование на Его доброту; раскрывает неправильное понимание верующим того, как Бог действует в его жизни, но не отрицает, что Он — единственный, к Кому можно обратиться в горький час. В ответ на восклицание боли и недовольства Отец Небесный всегда готов принять Своих детей в объятия любви и крепко прижать к Себе, даже когда они раздражены до крайности.

Древний народ Божий говорил: «...оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня...» (Ис. 49:14). С ироническим негодованием Бог отвечал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» (Ис. 49:15), уверял евреев, переполненных отчаянием перед картиной разорения Сиона : «...но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; надеющиеся на Меня не постыдятся» (Ис. 49:15-16, 23). Отеческий инстинкт Бога никогда не ослабевает.

Вот почему даже в негодовании и раздражении по поводу кажущегося отсутствия Божия или «ошибочного направления», данного Им нашей жизни, мы можем как дети смело и доверительно обращаться к Нему. В жизни верующих бывают периоды, когда в их разуме звучат слова Иова: «Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел. Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, — стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня» (Иов. 30:19-21). Но, в конце концов, через все страдания Бог ведёт верующих к признанию: «...знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2). Такая вера, прошедшая через беды и потрясения, позволяет детям Божиим выражать своё негодование у Его ног, она же даёт возможность Господу принять их в Свои объятия.

Зло подвластно Богу

Часто возникают ситуации, когда кажется, что торжествует зло, а Бог отсутствует. Но зло подвластно Богу. Когда евреи испытывали притеснения в Египте, Он, сокрушив тиранию фараона, освободил их. Когда ангелы покинули свои места, Он сковал их цепями во тьме. Когда Содом и Гоморра погрязли в безнравственности и неестественной похоти, Он истребил их огнём (Иуд. 5-7).

Власть Бога над злом столь велика, что Он может использовать его для Своих целей. Господь объявил, что Он в ответе за свет и тьму, за благо и горе или за процветание и несчастия (Ис. 45:7). Он вправе сказать: «Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей» (Мих. 2:3), вызвать глухоту и слепоту, давая в то же время и слух, и зрение (Исх. 4:11). Амос утешал своих слушателей объяснением: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» (Ам. 3:6). Все эти примеры не дают представления о происхождении зла, не могут служить основанием утверждения о том, что человеческое представление о зле не совпадает с точкой зрения Бога, в понимании Которого это и не зло вовсе. Они указывают на более глубокую истину. Зло подвластно Богу. Он держит весь мир в Своих руках. Господь — Создатель человеческой истории, Он приводит её в движение. Хотя все вышеприведенные примеры и не раскрывают тайну зла, но они подтверждают господство Бога над всем сущим, даже над злом.

Когда зло овладевает людьми, Бог не бросает их, а даёт волю их упрямым сердцам (Пс. 80:12-13; ср. Деян. 14:16; Рим. 1:24). Однако, это не значит, что Господь не желает спасения людей (1 Тим. 2:4), таким способом Он лишь контролирует их.

Бога огорчает зло, поражающее верующих, поэтому Он преграждает ему путь, однако, совсем не там, где хотелось бы Иову и роду его (Иов. 1:12; 2:6). Бог никогда не забывает народ Свой и всегда знает его ограниченные возможности (Матф. 24:22; 1 Кор. 10:13). Он вступается за него и разрушает планы врагов (Пс. 32:10), превращает врагов в друзей (Деян. 9), часто обращает намерения злых людей против них же самих, извлекает добро из зла, подобно случаю с Иосифом (Быт. 50:20).

Бог — Господь, любящий Своих детей. Он отвечает на их молитвы, оберегая их как зеницу ока и скрывая в тени Своих крыл (Пс. 16:8). Он остаётся их Отцом и Царём.

Бог хранит и подаёт через созданный Им порядок

Бог осуществляет Свою царскую, отеческую любовь через защиту и поддержку Своего народа, например, кормит его. Иногда Он делает это особым образом (Исх. 16:14). Обычно же Он даёт пищу посредством установленного Им порядка (Быт. 1:19-30, 9:3).

Природа существует в соответствии с планом Бога

Природа существует в соответствии с планом Бога, под Его руководством, следуя удивительно стройной системе естественных «законов». Питание человека зависит от Божия руководства погодой (Иов. 36:26-33). Метеорология не может знать о Божием распорядке дождей и гроз, но он вполне ясен животным и фермерам: благодаря им мы знаем вполне надёжные приметы. Господь узаконил смену времён года и течение дней (Пс. 103:19-23). «Законы природы» прошли проверку человеческой наблюдательностью и исследованиями науки. Бог записал в «сценарии» Своего сотворения обычную, регулярную, надёжную последовательность событий, позволяющую людям использовать творение и управлять им, проявляя тем самым своё господство.

Чудеса

Бог заботится о Своих творениях и посредством чудес. Слово «чудо» обозначает любое событие в физическом мире, не объяснимое с точки зрения законов природы, выходящее за рамки знаний современной науки.

Чудеса создаются силой Божией, но могут быть и проявлением силы сатаны (Матф. 12:24). Слово «чудо» можно применить к любому событию, открывающему людям Бога. Иоанн зафиксировал «знамения», совершённые Христом для того, чтобы читатели Евангелия смогли удостовериться и поверить в то, что этот Иисус есть Мессия, Сын Божий, что лишь в вере можно обрести «жизнь во имя Его» (Иоан. 20:31).

Чудеса предназначены детям Божиим — они пробуждают веру. С точки зрения человеческого анализа чудеса бывают трёх типов. Одни из них абсолютно не поддаются объяснению, т. к. выходят за рамки тех методов, посредством которых Бог обычно управляет этой вселенной. Например, процесс превращения воды в качественное вино (Иоан. 2:1-11) невозможно воспроизвести промышленным способом, т. к. он лежит за пределами нашего воображения. Другие чудеса можно объяснить с помощью новейших открытий науки. Во время моего обучения в университете я узнал, что друг моего друга чудесным образом излечился от лейкемии. Сейчас, четверть века спустя, я понимаю, что Бог использовал вновь разработанные «чудесные» лекарства и медиков, ставивших опыты с ними, для осуществления этого чуда. Выздоровление друга дало нам повод восхвалять Бога; даже будучи «объяснённым» оно было и остаётся чудом. И, наконец, в-третьих, некоторые чудеса могут иметь научное объяснение. Исход стал возможен из-за того, что Бог послал восточный ветер, который дул всю ночь и обнажил дно моря (Исх. 14:21). Но обстоятельства и сроки Исхода — это знак провидения Божия вне зависимости от того, какое «научное объяснение» может быть дано пути, проведённому через водную преграду.

Верующие должны отметать утверждения тех людей, которые отрицают саму возможность чудес, поскольку из их отрицания вытекает мнение, что мирозданием Божиим управляет человек. Каким бы ни было мнение людей, управление остаётся в руках Бога, иронизирующего над ними как раз в тот момент, когда они начинают верить в то, что могут овладеть, с желаемой ими полнотой, технологией сохранения своей жизни (Быт. 11:1-9). Но верующие также должны избегать мнения, что Бог даёт всё лишь посредством одних чудес. Он неукоснительно удовлетворяет нужды Своего народа, делая это на Своих условиях, которые не всегда понимаются верующими.

Структура обеспечения человеческой жизни

Бог обеспечивает людей не только посредством событий, происходящих вокруг них в естественном или физическом мире, но и с помощью структуры человеческой жизни, заложенной Им в основание человеческого сообщества. Эта структура состоит из четырёх условий существования сообщества лю-  дей — дом, работа, социальные взаимоотношения (как формальные — в политической сфере, так и неформальные — в контактах с ближними) и религиозная жизнь. Бог даёт христианам многое через других людей, используемых Им в качестве проводников Его присутствия и заботы, которым даёт различные роли и обязанности. Бог действует через них тогда, когда они выполняют обязанности супругов, родителей или детей; начальников или рабочих; мясников, булочников или печников; законодателей или чиновников; налогоплательщиков или полицейских; соседей или школьных учителей; прихожан, пасторов или преподавателей воскресных школ.

Бог призывает христиан к этим обязанностям, побуждает всех людей выполнять подобные задачи. Именно так Он в должном порядке удовлетворяет нужды всех людей. В каждом сообществе по-своему реализуются четыре вышеуказанных условия, иногда весьма различными способами определяя обязанности человека в рамках каждого из них. В какие бы организационные формы ни облекались эти условия, Бог активно обеспечивает Свой мир и руководит им, используя для этой цели человека.

Бог подаёт через Ангелов

В Библии человек — это основное средство Божие для удовлетворения нужд самих же людей. Тем не менее, библейские авторы иногда упоминают и о важной задаче Ангелов Божиих — заботиться о сотворённых Господом людях. Писания дают мало подробностей о природе ангелов и совсем ничего не говорят об их происхождении. В Ветхом Завете — это «сыны Божии», собравшиеся на совет Божий (Иов. 1:6), а в Евангелии — «посланники» (ангелы по-гречески). В межзаветный период евреи выработали описание ангелов, элементы которого заимствовали у соседних народов. Поскольку ангелы не подвержены человеческому анализу и контролю, то кое-кто в современном западном мире сомневается в их существовании. Но этим не отрицается факт существования ангелов. Ангелы, в своей заботе о народе Божием, не зависят от веры людей в их существование.

Бог создал Ангелов для того, чтобы они хвалили Его и поклонялись Ему (Ис. 6:3). Они же служат Его посланниками (Матф. 1:20; Лук. 1:8-20, 26-38; 2:8-14; 24:1-8). Ангелы помогут Господу в завершении человеческой истории (Матф. 25:31; 1Фесс. 4:16). Господь назначил их быть ответственными за Его народ и охранять его на всех путях. Ангелы берут верующих на руки и защищают от того, чтобы они не споткнулись (Пс. 90:11-12), противостоят врагам народа Божия, будь то армии (4 Цар. 19:35), львы (Дан. 6:22) или тюремщики (Деян. 5:17-21; 12:6-11). Вокруг каждого, кто живёт в семье Божией, Ангел возводит линию обороны и спасает от зла (Пс. 33:8).

Провидение перед лицом жизненных трагедий

Зло изобилует даже в жизни тех, кто живёт в семье Божией. Самое пронзительное восклицание-вопрос верующих и неверующих, непрестанно обращаемое к Богу или произносимое во мраке ночи, — это «Почему?». «Почему на свете существует зло, если Бог так благ и всемогущ?» — основной вопрос человека в падшем мире. Вариации его многочисленны. В отношении вечного спасения он звучит так: «Почему кто-то спасён, а кто-то нет?» Касательно повседневной жизни вопрос задается в форме, требующей безотлагательного ответа: «Почему брат мой умер в детстве?», «Почему фирма моя обанкротилась непосредственно перед тем, как я должен уходить на пенсию?», «Почему все мои попытки жениться заканчиваются позором?». «Что такого я сделал, чтобы заслужить это?» — восклицает человек, замечая, что ещё худший негодяй, чем он, остаётся на свободе. «Почему жизнь настолько несправедлива?» — спрашиваем мы, но понятия о «справедливости» явно недостаточно, чтобы защитить себя от атак зла.

Современники Иисуса неоднократно задавали Ему этот вопрос. Апостолы спросили у Него — кто виноват в том, что человек родился слепым — родители или же он сам. Не совсем ясно, что имел в виду Иисус, ответив им: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:2-3). Из данного текста трудно понять, является ли «это» Христа следствием или причиной. По-видимому,  в данной ситуации, Иисус не желал вступать в дискуссию, связанную с вопросом «почему?», и просто прокомментировал: «Какова бы ни была причина, результат его слепоты заключается в том, что в ней проявились дела Божии». Можно также предположить, что евреям, с их крайней уверенностью в том, что всем управляет Бог, Иисус мог говорить: «В слепоте этого человека Божий умысел: лишний раз показать, что Бог делает во Мне». Трудно сказать что-либо определённое на основании текста.

Так же поступил Иисус, обращаясь к двум событиям, произошедшим поблизости от Него в другой раз. Он привёл два примера кажущейся несправедливости, из-за которой с людьми происходят трагедии. Охрана Пилата смешала кровь неких галилеян с их жертвоприношением. Иисус использовал это происшествие, чтобы задать очевидный вопрос: «...думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?». «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лук. 13:1-5). Сам Иисус отвергает такую постановку вопроса. Вместо этого Он использует эти случаи для призыва к покаянию. Христос отвергал связь таких злодеяний с определённым количеством греха; такое мнение — это неправильное понимание суда Божия. Суд Божий предназначен в первую очередь не для наказания, а для призвания к покаянию. «Нет», — сказал Иисус. Эти галилеяне не были худшими преступниками, они грешили не более, чем все прочие. Единственное, ради чего Иисус воспользовался этими происшествиями — ради призыва к тому, чтобы все покаялись. Он хотел, чтобы жизнь всех людей проходила с оглядкой на Него.

Теодицея

Основной вопрос, задаваемый сегодня, — «Как может существовать зло, если Бог воистину благ и всемогущ?» Вряд ли можно логически сформулировать ответ на этот самый животрепещущий человеческий вопрос. Однако, попыток найти ответ — множество. Одна из них высокомерно называется «теодицеей» или «оправданием Бога». Этот термин ввел немецкий философ XVIII века, Готтхольд Эфраим Лессинг. Попытка «защитить» Бога, объясняя то, как Он предопределяет или допускает природное или нравственное зло, предпринималась ещё за тысячелетие до Лессинга. Но Бог не дал права людям оправдывать Его и проникать в Его намерения, даже перед лицом зла.

Манихейцы, пытаясь выручить Бога из затруднительного положения, изобрели контр-бога, на которого возложили ответственность за существующее зло. Но бескомпромиссный дуализм обрекает человека на безнадёжность перед лицом непредсказуемой борьбы двух более-менее равных сил добра и зла. Здесь необходимо более приемлемое объяснение.

Зло — не иллюзия. Кое-кто пытался отрицать, что зло существует. В XIX веке Мэри Бейкер Эдди превратила надежду на иллюзорность зла в религию, в т. н. «христианскую науку». В это же тайно верила большая часть представителей западной культуры с эпохи Просвещения. Её философы исходили из того, что зло несколько переоценено. Их рационализм склонялся к надежде, что господство человека над окружающим миром и его изобретательность в конце концов помогут добру восторжествовать над злом. Холокост и Хиросима, поля смерти в Кампучии, в Бангладеш и в Биафре несколько отрезвили людей. Однако и поныне, несмотря на весь опыт XX-го столетия, многие христиане Северной Америки надеются, изображая на лице улыбку и счастье, смягчить человеческие переживания от вины и позора, трагедий и невзгод, бед и отчаяния, смерти и проклятия. СПИД и различные болезни, крэк и другие наркотики, убийства и прочие виды насилия  постоянно доказывают то, что отрицая зло, человек подвергается опасности и  делает себя глупцом.

Поэт Арчибальд Мак Лиш в пьесе «J. B.» предположил, что Бог не может быть благим, если Он — Истинный, т. е. Всемогущий, и не может быть Всемогущим, если благ [1] . Но следует ли из этого, что Бог в самом деле не благ или не всемогущ?!

Бог — всемогущ. Расхождение остается. Раввин Гарольд Кушнер — хороший пример тех, кто надеется на благость Божию, но отвечает на вопрос о зле, отрицая всемогущество Божие. В своей книге «Когда плохие вещи происходят с хорошими людьми» [2] он предлагает двойное «решение» вопроса о теодицее. Во-первых, верующие могут надеяться, что Бог эволюционирует в сторону всемогущества. Во-вторых, они должны любить и прощать Бога, невзирая на то, что Он не соответствует стандартам добра. Бог Кушнера — абсолютно человеческий, это воистину бог, созданный по образу нашему. Более того, Ему подконтрольно лишь зло вокруг человека, то есть то, которое неподвластно нам. Поэтому Он избегает противостоять внутреннему злу. Раввин Кушнер предлагает сохранить контроль над этим ограниченным и дефектным богом и простить его — настолько, насколько это возможно перед лицом несчастий, болезней и жестокостей.

Бог благ. Другой возможный вариант — это отрицание благости Божией. Драма Питера Шаффера «Амадей» изображает борьбу композитора Сальери против зла, направленного на него «дурным» богом. Сальери обещал посвятить свою жизнь этому богу, если тот дарует композитору славу. Но бог отказался от сделки, когда, по мнению Сальери, они договорились. Легкомысленному же и дерзкому Моцарту, соответственно авторскому замыслу, бог даровал и талант и признание, которых добивался Сальери. Это вынудило Сальери ожесточиться и презирать бога (а кто не стал бы презирать такого бога!). Сальериевское решение проблемы зла оставляет всю силу в руках Бога. Но Сальери увидел, что эта сила проявляется в «насмешке недосягаемого Бога, Которому ни до чего нет дела» [3] . Ни бог Кушнера, ни бог Сальери не выдерживают абсолютно никакой критики. Они не соответствуют ни библейскому описанию Бога, ни человеческим стремлениям и потребностям.

Библейский взгляд на теодицею

Но почему всё же существует зло? С точки зрения падшего человека вопрос остаётся без ответа. Бог же отвечает на два других вопроса. Он говорит, куда идёт зло — оно направляется к своей могиле, а ведёт его туда победоносный Господь. Он проторил путь из могилы для верующих. Он изучил могилу, как то место, где в конце концов похоронит всё зло. Более того, Бог говорит, куда зло уводит сегодня — оно разлучает христиан с Ним. Господь ежедневно сражается со злом, заставляя отступить его, с помощью Своего народа, проявляющего любовь и сострадание к незащищённым и страдающим от вины и стыда, к тем, кого постигают несчастья и болезни, кто подвергается жестокому обращению.

Дозволяющая воля Божия. Можно попытаться постичь Бога, уловив различия между Его абсолютной и дозволяющей волей. Зная, что Бог не желает зла и не является его основой, можно предположить, что Он допускает его против собственной воли. Такое «объяснение» пытается показать Сокрытого Бога. Оно не соответствует ни критериям логики, ни нуждам страдающего, а может лишь склонить к более терпимому эмоциональному взгляду на Бога. Однако, Иов не нашёл большого утешения в том, что Бог позволил злу вмешаться в его жизнь. Так и со многими другими. Если и исходить из дозволяющей воли Божией, то всё равно нет возможности ответить на вопрос «почему» Господь попустительствует злу, даже при условии, что не Он — его источник. Дилемма остаётся.

Вознаграждение и наказание, как объяснение зла. Писания предлагают несколько частичных объяснений зла. Зло поражает виновных, ибо Господь насылает беззаконие на творящих его (Исх. 34:7). Бог вознаграждает за благое поведение и наказывает за грех. Это честно и справедливо. Такой ответ силён тем, что во многом объясняет зло. Что посеешь — то и пожнёшь. Человек курит — получает рак лёгких; ездит на автомобиле с очень высокой скоростью —  попадает в аварию. Бог пристально следит за нами и посылает Свои наказания.

Такое объяснение позволяет сохранить ощущение справедливости и честности Бога, порядка и правильности в окружающем мире, но не объясняет «невинных жертв». Слишком часто этот взгляд заставляет искать вину там, где её на самом деле нет. Так, некоторые курильщики не умирают в молодом возрасте, как это случается с некурящими. Человек, любящий быструю езду может никогда не попасться на этом полиции, не говоря уж о смерти в аварии, а пешеход, никогда не переходивший через дорогу на красный свет, направляясь посетить больного или накормить голодного, может быть сбитым и погибнуть. Более того, такой взгляд сосредотачивается на действиях человека, его вине. Это же можно сказать и о Законе Божием. Нельзя фокусировать внимание на деяниях человека, если только не предположить каким-то образом, что создания в состоянии управлять своей судьбой. Такой подход к проблеме зла может привести нескольких страдающих к покаянию, но уж слишком часто они будут обращаться к самим себе в поисках ложных объяснений своих несчастий [4] .

Жалоба к Богу, как реакция на зло. Ранее верующие обращались к Богу с горькими сетованиями, как это делал Аввакум, восклицая: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь...» (Авв. 1:2). Аввакум просил Бога облегчить страдания, взывая к правосудию Божию против своих врагов (Авв. 1:5—2:20). И Иеремия поступал так же: «Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением» (Иер. 17:18). Подобное проявление отрицательных чувств — недвусмысленной ненависти к врагу — выглядит слишком нетерпимым и самоуверенным, возлагает на Бога ношу и вину за неспособность избавить Свой народ от гнёта. Тем не менее, верующему оно даёт возможность излить свои разочарование и страхи, правильно призывает ниспослать осуждение злу. Включая одинокого жалующегося в сообщество с Богом, оно выражает веру в Него [5] .

Раб Божий. В Писаниях (Ис. 42:1-4; 49:1-7; 50:4-9; 52:13— 53:11) говорится о том, что мучения могут быть приняты заместительно, т. е. за других. Однако, тот, кто свои испытания смеет приравнивать к страданиям Христа, впадает в самодовольство. Более того, страдание за других не всегда избавляет тех от мук. Это указывает лишь на искупительное страдание Христа за людей, охваченных всеобщим злом и грехом (1 Кор. 15:54-57) [6] .

 «Ответ» Иова. Книга Иова представляет собой впечатляющий ряд попыток ответить на вопрос «почему?». Каждый ответ в итоге оказывается несостоятельным. Эта книга, будучи самым великим произведением человеческой литературы, анализирующим теодицею, приходит к тому, что бросает вызов тем, кто требует, чтобы Бог оправдывался. «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить?» — спрашивает Иова Господь (Иов. 39:32). «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов. 40:3) — этот вопрос Иов оставляет без ответа. Он лишь подтверждает, что Бог есть Бог: «...знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42:2), и признаёт свою недостойность перед Богом: «...я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:6). Бог остаётся Богом, а Иов — чадом Его [7] .

Бог не говорит, где находится тот первоисточник, откуда зло впервые пришло в мир. Филипп Меланхтон подытоживает библейский материал, утверждая, что «...хотя Бог является Создателем и Хранителем природы [естества], все же причиной греха является воля беззаконников, то есть [порочная] воля дьявола и безбожных людей, которая без помощи Бога и самостоятельно отвращает себя от Бога...» [8] . Но этот ответ не дотягивает до того, которого требует человек, находясь в беде. Что включает в себя извращённая воля человека, что находится вне пределов её досягаемости, а что в воле дьявола? Ответы на эти вопросы не являются благим знанием.

На самом деле есть лишь два возможных ответа. Вина лежит либо на человечестве, либо на Боге. Ни один из этих ответов не избавляет от бед. Людям нужны ответы на вопросы о настоящем и будущем — где они находятся сейчас с их злом и где будут завтра? На эти вопросы Бог ответил во Христе, и этого достаточно. Нет нужды и даже нельзя преследовать Бога Сокрытого ради получения ответов на вопросы о происхождении зла. Можно не беспокоиться об ответах, которые Бог Явленный дал в смерти и в воскресении Сына Своего. Нельзя и невозможно оправдывать Бога. Это Бог оправдывает христиан, их вечное сосуществование с Ним. Это всё, что необходимо знать.

Доктрина о Божием промысле держится за Господа, рвётся к Его объятиям. «Доктрину о Божием промысле» лучше назвать «верой, полагающейся на любящего Бога — подателя всего». Она ведёт к тому, что верующий лишается очарования счастливого случая. Он выдерживает в те моменты, когда кажется, что присутствие зла означает отсутствие Бога. Вера держится за личность Бога и Его обетование даже тогда, когда не ощущается никакого признака благословения.

В то же время, доктрина о Божием промысле отрицает фатализм — верующий не поёт «Que sera, sera» («что будет, то будет» по-итальянски), а доверительно тянется к протянутой руке Божией, даже когда делает это вслепую. Он пребывает в уверенности, что рука Божия  здесь, рядом, хотя и невидима.

Этого достаточно, чтобы верующие пели вместе с Аввакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах...», т. е. хуже уже и быть не может, «...но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:17-19). Апостол Павел говорил: «...я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип. 4:11-13).

Лишь Господь может сохранить Свой народ. Он — последнее прибежище. Христиане уверены, что Он сотворил и поныне охраняет их, признают, что, благодаря Его любви, дающей всё необходимое, им доставляет радость возможность благодарить и восхвалять Его, служить и повиноваться Ему.


[1] Archibald MacLeish «J. B(Boston, Mifflin, 1958), p. 15.

[2] Harold S. Kushner «When Bad Things Happen to Good People» (New York, Avon, 1981).

[3] Peter Schaffer «Amadeus» (New York, Harper & Row, 1981), p. 150.

[4] Daniel J. Simundson «Faith under Fire: How the Bible Speaks to Us in Times of Suffering» (New York, Harper & Row, 1991), pp. 17-41.

[5] Ibid., pp. 43-61.

[6] Ibid., pp. 63-79.

[7] Ibid., pp. 81-101.

[8] Аугсбургское Вероисповедание, XIX, 1.





Запись
на курс
"Чему учит
Церковь" -

среда,
18.00-20.00,
воскресенье,
13.30-15.00

Евангелическо-
лютеранская церковь
св. Екатерины
(Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж,
библиотека)

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004