95 тезисов

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Материал с сайта http://www.pastor.ru

Виктор Судаков

95 тезисов

Россия постоянно сравнивает себя с Западом. Почему же мы сравниваем свою страну ни с Азией или Африкой, а именно с Западным миром?

Потому, что хотим понять, в чём секрет их процветания и в чём причина наших мытарств. Здесь и интерес, и обида, и зависть… Библия говорит: «В начале было Слово…», а уже потом это Слово «стало плотью». Многочисленные примеры из Св. Писания доказывают, что не бытие определяет сознание, а сознание – бытие.

Где же духовные корни Западного общества, определившие его современное бытие? Они в Реформации XVI века.

Символическим началом Реформации считают 31 октября 1517 г. В этот день Мартин Лютер, профессор Виттенбергского университета, прибил манускрипт с 95 тезисами к дверям замковой церкви для научного диспута.

Лютер сам не ожидал, какой взрыв произведёт это событие. Позже он писал: «У меня не было желания довести Тезисы до народа, но лишь до немногих». К удивлению автора, его трактат повлиял не просто на народ, а на народы! Несмотря на то, что сегодня многие слышали об этих Тезисах, немногие читали их.

Какова же главная идея Тезисов? Давайте рассмотрим некоторые из них. Трактат начинался так: «Во имя любви к истине и стремления разъяснить её, нижеследующее будет предложено на обсуждение…

Тезис N 1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь...», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

Тезис N 2. Это слово [«покайтесь»] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника)». Лютер был поражён, когда узнал, что слово «покаяние» дословно с греческого означает «перемена мышления». Оказывается, это не внешний обряд с исповеданием и исполнением наказания, а внутреннее преобразование! Поэтому через все Тезисы красной нитью проходит мысль о том, что такое истинное покаяние. Это нечто личное, что совершается между человеком и Богом. До этого Церковь играла роль посредника между Богом и людьми. Она отвечала за их спасение, а люди должны были лишь исполнять обряды. Одним из проявлений посредничества Церкви были индульгенции. Смысл индульгенций был в том, что за определённую плату человек получал церковную грамоту об отпущении грехов. Индульгенции избавляли его от личной ответственности за свои проступки, плати лишь деньги.

«Тезис N 21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

Тезис N 24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания». Лютер смело утверждает, что обещание прощения грехов через покупку индульгенций – обман!

Написание Тезисов требовало мужества, ведь церковные иерархи не терпели критики. Мартин понимал, что рискует жизнью. Он помнил о том, что в 1415 г. сожгли Яна Гуса за попытки реформировать Церковь. Но Лютер не мог ослушаться голоса совести. Перед смертью Гус пророчески сказал: «Сейчас вы сжигаете гуся, но после меня придет лебедь». Через сто лет лебедь пришёл…

«Тезис N 27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из чистилища». Толчком для написания Тезисов послужил приезд монаха Иоганна Тецеля. Это был один из наиболее преуспевающих «продавцов» спасительной благодати. Именно он сопровождал свои призывы поговоркой: «Монета в кружке зазвенит – и к небу душенька летит!» Христиане Виттенберга стали бегать к Тецелю за индульгенциями. Разгневанный Лютер не мог более этого терпеть.

«Тезис N 28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие…» Настоящая цель индульгенций была меркантильной. С их помощью Папа намеревался собрать деньги для строительства грандиозного собора святого Петра в Риме. Но чем больше росли сборы, тем больше росла алчность среди духовенства. Маммона разлагает. Совершив паломничество в Рим, «Мекку» тогдашнего христианского мира, Лютер был подавлен. Там, где он ожидал увидеть святость и стремление к чистоте, он нашел разврат и стремление к наживе.

«Тезис N 32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.

Тезис N 33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции – это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.

Тезис N 36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций». В самом слове «Реформация» латинское ре… означает «вновь», «сначала». Лютер стремился вернуть Церковь к корням, к чистому Евангелию. Это звучит парадоксально, но, только вернувшись назад, Церковь пошла вперёд. Конечно, были те, кто понял Лютера по-своему, исказив его идеи. Эти искажения послужили причиной для жестокой крестьянской войны в Германии. Но на самом деле взгляды Лютера вели к Реформации, а не к Революции. Он не был бунтарём или революционером. Лютер выступал не против Церкви, а за Церковь. Но за Церковь чистую и истинную. Его волновала не столько продажа индульгенций, сколько продажа Церкви. Поэтому Лютер отстаивал евангельскую истину о том, что спасение даруется по вере, а не зарабатывается и не покупается. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9). Мы получаем спасение по вере в Божью благодать, ибо «праведный верою жив будет» (Рим.1:17).

К сожалению, у большинства россиян христианство ассоциируется лишь с обрядами. Но настоящая вера – это раскаявшееся сердце, это внутреннее обновление, это преобразованная жизнь.

«Тезис N 62. Истинное сокровище Церкви – это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога.

Тезис N 65. Итак, сокровища Евангелия – это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.

Тезис N 66. Сокровища же индульгенций – это сети, коими ныне улавливаются богатства людей». С сожалением Лютер отмечал, что служители Церкви, призванные быть ловцами людей, превратились в ловцов богатства. В XVI веке Западная Церковь стремилась больше к политическому влиянию и финансовому обогащению, чем к исполнению своей миссии. Из-за этого в народе угасал интерес к вере, росло количество скептиков.

В 86 тезисе Лютер приводит «коварные вопросы мирян», которые продажу индульгенции воспринимали не иначе, как проявление корысти. «…Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм святого Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?» Как это напоминает картину современного «христианства» в России! Во время недавнего приезда православного Патриарха в наш город, когда перекрывали дорожное движение из-за чего образовывались пробки, я услышал разговор двух водителей. «На каком основании они это делают? – сетовал один, – У нас ведь Церковь отделена от государства?!» «Отделена-то она отделена, – отвечал другой. – Да только отделена вместе с дорогами!»

Последние тезисы Лютера призывают следовать за Христом.

«Тезис N 94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.

Тезис N 95. И более уповали многими скорбями войти на небо, неже-ли безмятежным спокойствием». К сожалению, некоторых устраивает это «безмятежное спокойствие». Они не переживают из-за отсутствия личных взаимоотношения с Богом, полагаясь на посредничество Церкви. Почему такое «христианство» привлекательно? Потому, что эти «верующие» продолжают жить как безбожники, и при этом надеются на Царство Божье.

Индульгенций сегодня нет, но принцип индульгенций не умер. Многие и сейчас рассчитывают спастись исполнением внешних обрядов, покупкой священных реликвий и заказом молебнов. Тезисы были не просто направлены против индульгенций, их цель – воззвать к совести, напомнить о личной ответственности каждого перед Богом. Не случайно Лютер перевёл Библию на родной язык, чтобы каждый немец мог изучать её лично, а не через посредников.

Тезисы призывали к внутреннему преобразованию человека, что привело к преобразованию всего общества. Процветание протестантских стран – это плод индивидуализма, когда каждый лично отвечает за свою жизнь, семью и работу.

В религиозном же мировоззрении нашего народа господствовала соборность (наверно, поэтому и прижился у нас коммунизм!). Россиянин редко ассоциирует себя с «я», но чаще всего с «мы». Так и рассчитываем все скопом, всей Святой Русью, войти в Царство Божье. И в этом «мы» тонут личности, превращая народ в серую массу. «Капелька» в этой толпе ни за что не отвечает, а лишь послушно течет в общем потоке.

Вот и выходит, что что-то делается, а спросить не с кого. Поэтому и виним мы постоянно в своих бедах не себя, а кого-то другого. При этом с презрением (и одновременно с завистью) смотрим на Запад, путая индивидуализм с эгоизмом. И как следствие – то духовное и экономическое состояние, в котором мы живём.

Выход один – России нужна Реформация, когда принципы Слова Божьего войдут во все сферы жизни нашего общества: в экономику, политику, образование. Но для этого необходимо, чтобы эти принципы, прежде всего, просветили наши сердца и головы. Поэтому событие, которое произошло у дверей Виттенбергского храма в XVI веке, так актуально для нас сейчас.

Реформация – это не единичное событие, а процесс, который продолжается до сих пор. Лютер не стремился создать какую-то организацию. Его настоящие последователи – это христиане, наполненные тем же огнём, той же верой и той же страстью. России не нужны германские религиозные традиции, у нас своих традиций достаточно. Но нам нужно движение Реформации!

Спустя много лет Мартин вспоминал: «С трепетом и ужасом смотрел я, бедный монах, на это дело моё. Я кинулся в него, сломя голову… Я был почти мёртв для мира, когда, по воле Божьей, Тецель вызвал меня на бой».

Сегодня по всей России Бог поднимает христиан, которые посвящают свои жизни делу Реформации, потому что жаждут подъёма и процветания своей страны.