|
пастор Дмитрий Зенченко
Отцы и пастыри
Никто не может обязать воспитанного человека быть
христианином. Но для христианина важно быть воспитанным человеком – ведь по
нашему поведению посторонние люди судят об искренности нашей веры и тех порядках,
которые приняты в церкви. Многим людям незнание основ церковного этикета[1] препятствует даже войти в храм. Задача любого христианина – объяснить, как
нужно вести себя в церкви и в повседневной жизни. Один из первых вопросов, естественно
возникающих при личном общении – как следует обращаться к пастору?
Слово «пастор» происходит от лат. pastor,
(«пастух») и в церковном контексте означает поставленного церковью служителя
Слова и Таинств. Пастор является пастырем малого стада овец Христовых, то есть
общины верующих. В Ветхом Завете Сам Бог предстает в образе Пастыря.
В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя «Добрым Пастырем».
Обращаясь к апостолу Петру, Он говорит: «паси овец Моих».
Сам же ап. Петр пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель
страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите
Божие стадо, какое у вас…».
Таким образом, слово «пастор» (пастырь) сделалось титулом пресвитера или
священника. При Реформации Западной Церкви Евангелическо-лютеранская Церковь
унаследовала это название.
Обращение «отец» в раннем лютеранстве использовалось
значительно чаще, чем сегодня. Это обращение начало выходить из употребления во
времена пиетизма (17-18 вв.). Многим фанатически настроенным лютеранам тогда
казалось, что обращение «отец» выглядит слишком «по-католически». К тому же, такое
обращение считалось менее «теплым», чем «пастор».
Но обращение «отец», как и обращение «пастор», имеет
библейское происхождение. Например, ап. Павел так говорит о духовном отцовстве:
«Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей
моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил
вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как
я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в
Господе сына…».
Ап. Иоанн также часто обращается к верующим «дети мои».
Это означает, что, хотя в Евангелии от Матфея мы читаем следующее повеление Господа:
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы -
братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который
на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос»,
эти слова нельзя понимать буквально. Использование слова «отец» оправдано совершенно
так же, как и употребление слова «учитель», и слова «наставник». Апостолы,
говоря об отцовстве, не лишали Бога Его собственного отцовства. Рассуждая об отцах
и детях, они говорили о земном духовном отцовстве, а не о небесном. Небесное же
отцовство принадлежит только Богу, о чем и говорит Христос в Евангелии.
Мартин Лютер в своем Большом Катехизисе относит понятие
«отцовство» ко всякой власти, в том числе и в церкви. «Существуют еще и
духовные отцы, - пишет он, - …Только те называются духовными отцами, кто правят
и руководят нами посредством Слова Божьего… Итак, являясь отцами, они имеют
право на почитание даже более других. Однако [на самом деле] они получают его
менее всех. Ибо мир “почитает” их тем, что изгоняет из страны и жалеет для них
куска хлеба, и, короче говоря, они (как говорит Св. Павел в 1Кор.4:13) “как сор
для мира, как прах, всеми попираемый доныне”. И все же, людям необходимо также
внушать, что желающие, чтобы их считали христианами, обязаны перед Богом
почитать достойными “сугубой чести” попечителей своих душ, чтобы обходиться с
ними хорошо и обеспечивать их жизнь».
Там же, рассуждая о плотских, гражданских и духовных родителях, Лютер говорит:
«Они не должны быть лишены причитающейся им чести из-за своего поведения или своих
недостатков. То есть мы не должны смотреть на их личности, какими бы они ни
были, но нам следует рассматривать волю Бога, сотворившего и заповедавшего все
таким образом».
В последнее время обращение «отец» вновь все чаще можно
услышать в лютеранских церквях. Такое обращение даже становится признаком консерватизма
– в противоположность пониманию пасторства как служения, принципиально не
отличающегося, например, от служения церковного сторожа. Такое обращение может
подчеркивать, что лютеранин не отрекается от своего католического (не
«папистского», но общецерковного) прошлого и признает свою принадлежность скорее
к традиционной христианской церкви, чем к новым церковным группам.
Но есть другая крайность, когда пастор сам себя именует
«отцом». Проблема в том, что многие церковнослужители скорее готовы к тому,
чтобы учить с высоты своего опыта (независимо от того, насколько этот опыт
существенен), нежели к тому, чтобы сидеть и слушать. Ведь бывают случаи, когда
прихожанин сам может оказаться духовным отцом для своего пастора. «Отцами» не
рождаются, но становятся, и сам пастор никогда не может присваивать себе это
обращение. Пастор, например, должен подписываться «пастор Василий», а не «отец Василий».
Эта норма относится и к другим традиционным христианским церквям, священники
которых, в соответствии с церковными этическими нормами, подписываются «свящ.
Никодим», а не «отец Никодим». Другими словами, именование не другого пастора,
но самого себя «отцом» недопустимо не только с точки зрения этикета, но и
этики.
Итак, к пастору допустимо обращение «отец Григорий», «отец
Кристофер». Также ничто не препятствует использовать слово «мать» при обращении
к пастору-женщине. Слово «матушка», тем не менее, в русском языке ассоциируется
с супругой священнослужителя.
Но нужно помнить, что обращение «отец» не является
официальным. К незнакомому пастору мы обращаемся – «господин пастор», «Ваше
преподобие».
К пастору, имя которого нам известно, следует обращаться «пастор Михаил», «пастор
Георг». В официальных случаях имя пастора упоминается с фамилией. Обращение к
пастору по имени и отчеству не соответствует церковной традиции. К епископу мы обращаемся «господин епископ», «Ваше преосвященство», к
архиепископу – «господин архиепископ», «Ваше высокопреосвященство». К другим
незнакомым церковнослужителям (к проповедникам, диаконам, кантору,
министрантам) и прихожанам принято обращаться «брат», «сестра»; к знакомым – по
имени или по имени и отчеству. Ко всей общине – «братья и сестры». При личном
знакомстве к пастору также можно обращаться по имени, но не следует делать это,
как и обращаться к пастору на «ты», находясь в церкви, или при посторонних.
________
Ранее изучением церковного и светского этикета занимались специальные
дисциплины, традиционно именуемые ritus tactus и urbanitas sacerdotalis.
Поскольку вопросы, связанные с этикетом, имеют отношение к этике и
нравственности, эти дисциплины входили в обязательный курс обучения
священнослужителя.
Пс 22:1; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:10.
Ин 10:11.
Ин 21:15-17.
1Пет.5:1,2.
1Кор.4:14-17.
1 Ин 2:1 и др.
Матф.23:8-10.
Большой Катехизис. Цит. по: Книга Согласия, М., 1998, С. 476-477.
Большой Катехизис. Цит. по: Книга Согласия, М., 1998, С. 467.
Форма обращения «преподобный» была введена на христианском Западе по отношению
к епископам с 1485 г., по отношению к пасторам - с 1645 г. Если пастор имеет
академическую степень, она также может быть указана при обращении, например:
«преп. д-р Михаил Иванов».
Кроме того, обращение по имени и отчеству может быть воспринято самим пастором,
как нежелание признавать его духовным лицом, но лишь гражданским.
|
|