|
Пастор Василий Попов
Приход «Рождества Христова»,
Троицко-Печорск
О служении пасторском...
Апология Аугсбургского Исповедания раскрывает понятие «Церковь»,
как общность святых, имеющих внутреннее общение вечных благословений
в сердце, таких, как Святой Дух, вера, страх Божий и любовь
к Богу; и как содружество веры и Духа в сердцах, имеющее
признаки внешние, по коим Церковь признается Христовым Телом,
а именно: пребывающее в чистоте Слово Божие и Таинства,
отправляемые в соответствии с Евангелием Христовым. А согласно
Шмалькальденским артикулам, везде, где существует Церковь,
там существует и власть призвания, избрания и рукоположения
служителей.
Через Крещение, каждый христианин посвящается во «всеобщее
священство» (1Пет.2:5,9). Имея свободное общение с Богом,
право самому заботиться о своей духовной жизни, возможность
свидетельствовать окружающему миру о Евангелии, он в определенном
смысле призван быть священником. Но Господь не призывает
каждого христианина осуществлять служение Ключей. Священное
Писание говорит, что для этой цели Богом установлено особое
служение (Деян.13:1-4), которое следует отличать от служения,
дарованного всем верным [верующим], ибо по словам апостола
Павла «...иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами,
во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным
дал силы чудодейственные...» (1Кор. 12:28).
Через опосредованное [церковное] призвание, священник публично
использует средства благодати, вверенные Церкви Богом. При
этом он не становится более христианином, чем простой верующий.
Вне всякой зависимости от занимаемого положения, все христиане
пользуются одной благодатью и одними Таинствами, все получают
одно величие и одно избранничество, сообщаемые Кровью Христа,
«ибо нет лицеприятия у Бога». Но это обстоятельство, не
отменяет непременного различия между священниками и мирянами
в том, что касается их властных полномочий. Будучи служителем
церкви, священник, в первую очередь является слугой Христа,
и служит in persona Christi [от лица Христова]. Являясь
«служителем Христовым и домостроителем тайн Божиих» (1Кор.4:1),
священник, по словам Лютера, имеет высшее служение в церкви,
ибо служение проповеди Евангелия это служение, закладывающее
основание для всех остальных служений: «..если кому-то вверено
служение Слова, то и все остальные служения, отправляемые
в Церкви через Слово, также даны ему, - а именно: власть
крестить, благословлять, отправлять Святое Причастие, связывать
и разрешать, молиться, судить и решать».
К XXI в. мир перераспределил роль между мужчиной и женщиной.
Произошедшие перемены оказали на церковь такое же влияние,
как на все общественные институты. Различные христианские
конфессии, вслед за феминистским движением, начали вести
дискуссии о роли женщин в жизни церкви. В наши дни вопрос
о церковном служении довольно актуален, и важен для чистоты
библейского учения, ибо либерализм, принимающий антирелигиозные
формы, избавляющийся от догм и традиций, стремящийся к снятию
всяких ограничений, даже данных Богом, всё громче заявляет
о равенстве мужчины и женщины в праве принятия священного
сана, и таким образом настаивает на возможности осуществления
женщиной публичного служения Ключей.
Несомненно, все вопросы касающихся женщин в современной
церкви, должны рассматриваться в свете Св. Писания, которое,
говоря о женщинах, показывает их индивидуальность и проявляет
уважение к их важной работе во славу Царствия Божия. Как
мужчины, так и женщины, через веру, в равной степени являются
членами священства всех верующих. Им дано право и обязанность
являть и исповедовать свою веру. И те, и другие призваны
«...возвещать совершенства Призвавшего...» (1Пет.2:9). Обращаясь
в своем Послании к Галатам, Павел говорит: « Все вы, во
Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни ...мужского
пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3:27,28).
И всё вроде предельно ясно. Но здесь возникает вопрос: почему
Апостол в своем послании Коринфской церкви и в наставлении
Тимофею заявляет: «Жена да учится в безмолвии, со всякою
покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над
мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:11,12), и «Жены ваши
в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34)?
Как Адам, так и Ева, были сотворены равноправными носителями
образа и подобия своего Творца. Они вместе получили Божие
благословение и поручение владычествовать над землею. Книга
Бытия повествует, что сначала Бог сотворил мужчину, а после,
«взяв одно из ребер его», создал женщину. Для каждого из
полов Бог определил свои отличительные черты и индивидуальные
свойства, которые не являются взаимозаменяемыми; они должны
оставаться на своем месте. Именно поэтому, на основании
Быт.2:18-25, где говорится, что женщина произошла от мужчины
и была сотворена ради него, чтобы быть ему помощником, Павел
выступает за «главенство» мужчины (1Kop.11:7-9). И под главенством
он понимает некое упорядоченное и последовательное расположение:
Христос - глава мужчины, а мужчина - глава женщины; «глава»
- это первое по порядку, определяющее и ведущее за собой.
Как каждый человек имеет над собой «главу», так каждый человек
имеет обязанность проявлять повиновение на том месте, которое
определил ему Бог. Библия раскрывает определенный порядок
в отношениях мужчин и женщин друг ко другу. Равенство перед
Богом - духовное равенство - не значит одинаковость. И как
основание для подчинения женщин, Павел, ссылаясь на предшествование
сотворения Адама по времени, показывает, что женщины не
должны ни учить, ни властвовать над мужчинами в церкви (1Тим.2:11-14).
И в связи с тем, что посредством функций, присущих исключительно
должности публичного проповедника, над общиной осуществляется
«главенство», а в силу заложенного в творении порядка, главенство
отдается мужчине, занятие и исполнение пасторского служения
женщиной невозможно. Пасторское служение установлено Христом
и принадлежит мужчинам. Занимать эту должность женщине неуместно
не потому, что она исполняла бы эту обязанность плохо и
не потому, что у нее меньше одаренности и способностей,
но потому что она - женщина. Как женщина не должна быть
«главой» дома, так женщина не должна быть «главой» над «домом
Божьим».
Павел не требует от женщин абсолютного молчания, и не говорит,
что им запрещается выражать свое мнение на церковных собраниях.
Молчание, о котором он говорит в 1Кор.14:34, не является
препятствием для молитвы. Молитва - это не учение. Соответственно,
апостол не имеет в виду, что женщинам нельзя участвовать
в общем пении общины или в произнесении молитв. Требование
Павла о молчании женщин, сказано в отношении богослужебной
жизни общины, т.е. они не должны учить в собрании общины
и брать на себя ответственность за проведение общественного
богослужения (1Кор.14:26-33). Если перефразировать слова
Павла, которые он адресовал коринфянам и Тимофею, то его
наставления можно выразить следующим образом: пусть каждый
занимается своим, лишь ему присущим делом, ибо этого требуют
здравый смысл и действительность; и, поступая таким образом,
церковь избавится от многих нежелательных последствий. Запрещение
Апостола о проповеднической деятельности женщины в церкви
связано с сохранением порядка в церкви, а не принижением
прав и роли женщины в церковной жизни.
Для Господа женщины всегда были предметом духовной заботы,
заслуживали уважения и были интересны Ему как личности.
Женщины входили в число ближайших спутников Христа, Который
неоднократно и с радостью принимал их помощь и попечение
(Лк.8:1-3). Они наравне с учениками сопровождали Господа
в пути, но в число Двенадцати включены не были, и не имели
такого же служения, как у них. И как Христос не причислил
женщин к 12 Апостолам, так и они в свою очередь не посвящали
женщин в священники. По Божественной воле, призыв к совершению
служения Ключей, женщине не дается. Истинная вера, будучи
укорененная в откровении Христа, не определяется человеческими
факторами. Поэтому мы не можем принимать во внимание учение
женщины-священника, как отступившей от библейских, вневременных,
и одинаково важных для всех поколений христиан истин, и
не можем признать её истинным священником, пасущем «...Церковь
Господа и Бога...» (Деян.20:28). Присоединяясь к словам
Мартина Лютера, что не подобает христианину идти против
совести, мы основываем наше конфессиональное понимание служения
не на мнении и утверждении людей, но на Св.Писании - живом,
действенном и обладающем высшим авторитетом Божественном
Слове, ибо «...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»
(Деян.5:29).
О пасторском служении четко и ясно провозгласил богодухновенный
апостол Павел, говоря, как о первых священниках исполняющих
служение Ключей во времена становления христианской церкви,
так и в наши дни продолжающих дело Апостолов - проповедующих
Евангелие и преподающих Таинства, и тем самым исполняющих
служение для людей: «Каждый должен разуметь нас, как служителей
Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор.4:1). И нет
никаких сомнений в том, что служение женщин достойно признания
и глубокого уважения, но женская ординация не только противоречит
Писанию и не имеет библейских оснований, но и запрещена
Священным Писанием, ибо - «так написано». Аминь.
Источник: "Церковь
Ингрии", № 2 /54/, 2005
|
|