Тезис 3

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Тезис 3

Правильное сопоставление Закона и Евангелия является одной из наиболее сложных проблем и высшим искусством как Христианства вообще, так и богословия в частности. Этому можно научиться только на основе личного опыта, под водительством Духа Святого.

 

               Сказанное в данном тезисе вовсе не означает, что доктрина о соотношении Закона и Евангелия столь сложна, что ее невозможно постичь без помощи Святого Духа. Доктрина эта достаточно проста, — настолько проста, что ее может понять даже ребенок. Однако в данный момент мы рассматриваем применение и использование этой доктрины. Практическое применение данного учения связано с такими трудностями, которые ни один человек не может преодолеть путем собственных логических размышлений. Святой Дух должен учить этому людей на практике. Трудность, с которой сталкивается проповедник, при овладевании данным искусством связана, во-первых, с тем, что он христианин, и во-вторых, с тем, что он — служитель.

               Итак, прежде всего, верное различение Закона и Евангелия представляет трудность и является высшим искусством для служителя постольку, поскольку он христианин. Воистину, правильное проведение грани между Законом и Евангелием — это высшее из доступных человеческому познанию искусств.

               Рассмотрим Псалом 51 (стихи 10-11). Здесь Давид молит Господа о праведном духе. После совершения ужасных грехов, — пролития невинной крови и прелюбодеяния, — Давид утратил уверенность в Божественной милости. Он получил истинное прощение грехов, пройдя через признание своих грехов и покаяние. Однако мы не видим, что Давид возрадовался тотчас же после того, как был прощен. Наоборот, многие из его псалмов совершенно ясно говорят о том, что он испытывал огромные страдания и невзгоды. Когда Божий посланник пришел к нему и провозгласил: “...Господь снял с тебя грех твой...”[1], его сердце сказало ему печально: “О нет! Этого не может быть!” Этот благородный царский пророк очень хорошо знал доктрину о различии между Законом и Евангелием. И его псалмы содержат множество ссылок на различия между ними. Но когда он сам впал в грех, ему не хватило навыков практического применения этого учения. И он восклицает: “...Дух правый обнови внутри меня!”

               Евангелие от Луки (5:4-8) рассказывает нам о том, как Господь пришел к ученику, которого Он впоследствии назвал Петром, — камнем, — и велел ему и рыбакам, которые были вместе с ним, после совершенно безуспешной ночи на озере, еще раз отплыть на глубину и закинуть сети. Петр согласился, хотя по всей вероятности он не ожидал что-то поймать. Однако они поймали такое количество рыбы, что даже “сеть у них прорывалась”. После этого страх охватывает Петра. Он думает: “Должно быть, это Сам Всемогущий Бог говорил со мной. Должно быть, это мой Творец и однажды Он будет судить меня!” И он припадает к коленям Иисуса со словами: “Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный”. Он думает, что Господь скажет ему: “Посмотри, какое множество грехов ты совершил. Ты достоин вечной смерти и проклятия”. Откуда, однако, у Петра такой испуг? Почему, припав к коленям Иисуса, он не возблагодарил Его? Потому, что множество совершенных им грехов предстали пред его глазами и в таком состоянии он просто не мог выразить свою радость и благодарность. В результате он с трепетом падает на колени и произносит эти ужасные слова, обращаясь к своему Господу и Спасителю: “Выйди от меня, Господи!” Дьявол, украв у него все утешение и покой, внушил ему, что он должен сказать Иисусу эти слова. Он ожидал от Господа только наказания и смерти. Он не умел различать Закон и Евангелие. Если бы Петр умел делать это, то он пришел бы к Иисусу с радостью, помня о том, что Господь простил все его грехи.

               Первое Послание Иоанна (3:19-20) говорит, что Закон и Евангелие легко различимы, когда наше сердце не осуждает нас. Это нормальное состояние христианина. Однако любой христианин может также впасть и в такое состояние, когда он чувствует осуждение своего сердца. И он не может заставить замолчать обвиняющий голос внутри себя. Если в такой момент человек способен правильно провести грань между Законом и Евангелием, то он припадает к ногам Иисуса и находит утешение в том, что Он совершил для нас. Однако это не так просто.

               После того, как христиане на практике овладевают доктриной о различии между Законом и Евангелием, они могут сказать вместе со Св. Иоанном: “Бог больше сердца моего. Он расплатился за все грехи человеческие, и это в полной мере относится также и ко мне”. Блаженны вы, если вам удалось постичь это трудное искусство. Однако не воображайте себя совершенными, если вы научились этому. Вы всегда будете лишь новичками в этом деле. Запомните: когда Закон обвиняет вас, — немедленно прибегайте к помощи Евангелия.

               Подобно двум враждебным силам, Закон и Евангелие иногда сталкиваются друг с другом в сознании человека. Евангелие говорит ему: “Ты был принят Богом по милости Его”. Закон возражает: “Не верь этому. Посмотри на свою прошлую жизнь. Как многочисленны и велики твои грехи! Присмотрись к замыслам и желаниям, которые ты вынашиваешь”. В подобной ситуации трудно разделять Закон и Евангелие. Когда такое происходит с человеком, он должен сказать Закону: “Прочь от меня! Все твои требования были полностью удовлетворены, и я ничего не должен тебе. Иисус оплатил мой долг”. Человек, мертвый по своим грехам и преступлениям, не сталкивается с такой трудностью. Он может очень быстро покончить с Законом. Для человека обращенного, однако,  эта трудность является довольно существенной.

               Сейчас мы увидим, что и для теологов верное разграничение Закона и Евангелия также является высшим и наиболее трудным искусством, и более того, — что это является самым важным из всего, что теолог должен знать.

               Содержащиеся во 2-м Послании к Тимофею (2:15) увещевания апостола о проповедовании слова “достойно и верно” говорят о том, что правильное разделение Закона и Евангелия — это великое и труднейшее искусство.

               То, о чем Господь говорит в Евангелии от Луки (12:42-44), как о величайшем достижении, является не просто изложением (цитированием) Слова Божьего, или, — если придерживаться приведенного в Библии иносказания, — не просто “раздачей каждому домочадцу некоторого количества пищи”. Но выделением каждому причитающейся именно ему порции, причем в надлежащее время, — то есть это когда с каждым обращаются в соответствии с его духовными потребностями. Это должно делаться вовремя. Только нерадивый домоправитель дает слугам пищу с очень большим перерывом, не заботясь о количестве еды, которое он должен обеспечить и о надлежащем времени, когда пища должна быть приготовлена. Урок, который следует извлечь из этого библейского иносказания, заключается в следующем: проповедник должен быть очень силен в искусстве преподнесения каждому человеку Закона, либо Евангелия, и именно в тот момент, когда человек нуждается в этом.

               2-е Послание к Коринфянам, 2:16; 3:4-6. Бог, и только Бог, по мнению апостола, может дать человеку подлинную квалификацию в этом высоком и трудном искусстве.

               Проповедуйте так, чтобы каждый слушающий думал: “Он имеет в виду меня. Он обрисовал точно такого лицемера, каковым являюсь я”. Или же пастор может описать человека, подверженного искушению так ярко, что истинная жертва искушения приходит к заключению: “Это мое состояние”. Раскаивающийся человек, слушая пастора, должен вскоре почувствовать: “Это утешение для меня. Я соответствую этому описанию”. Встревоженная душа должна быть побуждаема к мысли: “О, это приятная весть; она предназначена для меня!” И даже нераскаявшийся человек должен быть приведен к признанию: “Проповедник в точности обрисовал мой портрет”.

               Соответственно, проповедник должен понимать, — как точно обрисовать внутреннее состояние каждого из слушающих. Одного лишь объективного представления различных доктрин недостаточно для достижения этой цели. Человек может быть правоверным, может придерживаться чистого учения, но не находиться при этом в личном общении с Богом, не разобраться окончательно в своих отношениях с Ним, не обрести еще уверенности, что его греховный долг был ему прощен.

               Еще большая трудность правильного разделения Закона и Евангелия имеет место в индивидуальном, личном служении пастора отдельным людям. Выступая за кафедрой, проповедник может надеяться, что его высказывания дойдут до его прихожан после, когда они придут домой. Но когда люди ищут его пасторского совета, он сталкивается со значительно большей трудностью. Он вскоре начинает различать — кто из людей, обратившихся к нему, является христианином, а кто нет. Сказанное вовсе не означает, что проповедник не может быть введен в заблуждение набожной наружностью и манерами лицемера. Однако если он умеет правильно разделять Закон и Евангелие, но при этом обращающиеся к нему люди вводят его в заблуждение, то это их вина, что они сами применяют к себе не то учение. Пастор несет ответственность только в том случае, если по его вине люди неправильно понимают его. Если люди поступают как христиане только для того, чтобы ввести меня в заблуждение, то они скорее обманывают себя, чем меня. Пастор должен относиться к любому человеку как к христианину, если он выглядит таковым, и наоборот.

               Кроме того, следует учитывать, что не все нехристиане одинаковы. Один неверующий может быть грубым и резким человеком, насмехающимся над Библией. Другой — является сторонником ортодоксальной конфессии и имеет мертвую веру, основывающуюся только на разуме. Служитель, — если только он сам не является рабом греха, неспособным сформировать суждение о находящемся перед ним человеке, — признает в последнем человека духовно слепого и все еще пребывающего в узах духовной смерти. Далее, если нехристианин начинает искренне волноваться и исполняется необъяснимым страхом, но остается все же при своем мнении, пастор должен сказать сам себе: “Этот человек прежде всего должен быть сокрушен”. Одни люди могут быть склонны к какому-то пороку, другие уповают на собственную праведность. Определить — к какому “классу” относятся те или иные необращенные люди, и применить к ним правильное “лекарство”, — в этом и заключается по существу трудность, о которой я говорю. Моя цель — убедить вас в том, что только Дух Святой может наделить проповедника способностью выполнять его призвание.

               Наконец, самая большая трудность, возникающая, когда вы имеете дело с истинными христианами, связана с конкретным духовным состоянием каждого из них. Один имеет слабую веру, другой — сильную. Один жизнерадостен, другой — печален. Один медлителен, другой — имеет зажигательную натуру и усерден. Один обладает лишь очень небольшими духовными познаниями, другой — уже глубоко познал истину.

_______________________

[1] 2Цар. 12:13.