ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Истинное познание соотношения между
Законом и Евангелием является не только
благословенным светом, пролитым на Святое
Писание и позволяющим правильно понять
его в целом. Без знания этого различия
Библия так и останется запечатанной
Книгой.
Человек, ничего не знающий о различиях
между Законом и Евангелием, считает, что
Святое Писание содержит множество
противоречий. Фактически, ему кажется, что
все Писание соткано из одних противоречий.
Оно то благословляет человека, то
проклинает его. Когда богатый юноша
спрашивает Господа: “Что сделать мне
доброго, чтобы иметь жизнь вечную?”, Он
отвечает: “Если же хочешь войти в жизнь
вечную, соблюди заповеди”. Когда же
темничный страж в Филиппах задал точно
такой же вопрос Павлу и Силе, он получил
ответ: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и
спасешься ты и весь дом твой”. С одной
стороны, в Книге Пророка Аввакума (2:4) мы
читаем: “Праведный своею верою жив будет”,
с другой стороны, Иоанн в своем Первом
Послании (3:7) говорит: “Кто делает правду,
тот праведен”. Несмотря на это, апостол
Павел провозглашает: “...Все согрешили и
лишены славы Божией, получая оправдание
даром, по благодати Его, искуплением во
Христе Иисусе”. С одной стороны, мы видим,
как Писание провозглашает, что Богу не
угодны грешники, с другой стороны, мы читаем,
что “всякий, кто призовет имя Господне,
спасется”. В одном месте Павел говорит: “...открывается
гнев Божий с неба на всякое нечестие и
неправду человеков”, и в Псалме (5:5) мы
читаем: “Ибо Ты Бог, не любящий беззакония;
у Тебя не водворится злой”. В другом
месте Писания мы слышим, как Петр говорит:
“...Совершенно уповайте на подаваемую вам
благодать...” С одной стороны нам сказано,
что весь мир подпадает под гнев Божий, с
другой стороны мы читаем: “Ибо так возлюбил
Бог мир, что отдал Сына Своего единородного,
дабы всякий, верующий в Него не погиб, но
имел жизнь вечную”. Еще один
примечательный фрагмент Библии — это 1
Послание к Коринфянам (6:9-11), где апостол
сначала заявляет: “...Ни блудники, ни
идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии,
ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни
пьяницы, ни злоречивые, ни хищники —
Царства Божия не наследуют”, а затем
добавляет: “И такими были некоторые из вас;
но омылись, но освятились, но оправдались
именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом
Бога нашего”. Разве человек, ничего не
знающий о различиях между Законом и
Евангелием, читая все это, не будет охвачен
беспросветной тьмой? Разве он не воскликнет
с негодованием: “Что? И это Слово Божье?
Книга, в которой столько противоречий?!”
Нельзя
сказать, что Ветхий Завет открывает
гневного, а Новый Завет — милостивого
Бога, или что Ветхий Завет учит о спасении
собственными добрыми делами, а Новый Завет —
верой. Нет, мы обнаруживаем присутствие
обоих этих учений как в Ветхом, так и в Новом
Завете. Но в тот момент, когда мы познаем
различие между Законом и Евангелием —
как будто солнце восходит над Писанием, и
перед нами открывается все его содержание в
полной гармонии. Мы видим, что Закон вовсе
не говорит нам, что мы можем стать
праведными с его помощью, но лишь учит нас,
что мы совершенно неспособны исполнить его
требований. Когда мы познаем это, нам
становится понятно — какой приятной
вестью, какой славной доктриной является
Евангелие. И тогда мы принимаем его с
огромной радостью.
Проповедник,
однако, должен быть осторожен в своих
высказываниях и избегать утверждений о том,
что Закон, мол, упразднен, ибо это не так.
Закон остается в силе, и его никто не
отменял. Но кроме Закона мы имеем еще одну
весть. Бог не говорит: “Праведность
порождается Законом”, Он говорит, что “...законом
познается грех”. В Послании к Римлянам
сказано: “А не делающему, но верующему в
Того, Кто оправдывает нечестивого,
вера его вменяется в праведность”.
Следовательно, мы встаем на верный путь, —
путь, ведущий ко спасению, в тот момент,
когда убеждаемся в том, что неправедны.
Послание к Римлянам
10:2-4. Невежество Иудеев заключается в том,
что они “не разумеют праведности Божией”.
В этом состоит их недостаток понимания. Они
считают, что им следует иметь фанатическую
приверженность Закону. Ибо если это Божий
Закон, то кто смеет уклониться от него? Если
бы они поглубже вникли в проповедь Павла, то
вскоре увидели бы, что Павел оставляет
Закон в силе. Уразумев это, они не стали бы
врагами Евангелия, и тогда рассеялась бы та
кромешная мгла, которая покрыла их.