ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Третий
случай ошибочного отношения к разделению
Слова Божьего наблюдается, когда сначала
проповедуется Евангелие, а потом уже Закон.
Сначала освящение, а затем — оправдание.
Сначала вера — потом покаяние. Сначала
добрые дела, — а затем милость.
Неверное разделение Слова Божьего
имеет место в том случае, когда доктрины не
преподносятся людям в том порядке, в каком
они должны следовать. То есть когда то, что
должно было бы следовать в конце,
помещается в начало. Возможны четыре
варианта такого искажения.
Первый
случай нарушения порядка преподнесения
доктрин — это когда вы проповедуете
Евангелие прежде Закона.
Евангелие
от Марка (1:15): “Покайтесь” — это призыв
Закона. В проповеди нашего Господа сначала
звучит это слово, и лишь после него следует
евангельское увещевание: “...и веруйте в
Евангелие”.
Деяния
Апостолов (20:21): В рассматриваемом эпизоде
Апостол Павел проповедует сначала покаяние,
а затем веру, — сначала Закон, затем
Евангелие.
Наш
Господь сказал, что покаяние
и прощение грехов должно быть проповедано
во имя Его, во всех народах, начиная с
Иерусалима.[1]
Господь не сказал: “прощение грехов и
покаяние”.
Второй
случай искажения правильного порядка
преподнесения доктрин — это когда
освящение жизни проповедуется перед
оправданием, — перед проповедованием
прощения грехов; Потому что оправдание по
милости Божьей — это не что иное, как
прощение грехов. Я становлюсь праведным,
принимая праведность Христа, как свою
собственную.
Рассмотрим
Псалом 129:4. Фактически, псалмопевец говорит
Богу: “Сначала Ты должен даровать нам
прощение грехов; после этого мы будем
благоговеть пред Тобой, обретя новую,
освященную жизнь”.
Псалом
118:32. Сначала приходит утешение Божье,
оправдание, дарование милости грешнику,
прощение грехов. После этого псалмопевец
надеется “потечь путем заповедей Божьих”.
Первое
Послание к Коринфянам (1:30): Первое, что
необходимо — это получить премудрость, —
знание пути спасения. Это первый и самый
важный шаг. Затем следует праведность,
которую мы получаем верой. Только после
того, как это получено (и не раньше),
приходит освящение. Сначала я должен знать,
что Бог простил мои грехи, и затем это
знание дает мне истинную радость, для того,
чтобы вести меня к святой жизни, которая до
этого была для меня скорбной и тяжелой
ношей. Сначала я был зол на Бога. Я ненавидел
Его за то, что Он возложил на меня так много
требований. Я даже желал низвержения Бога с
Его престола. Втайне, в глубине души я
помышлял о том, что было бы лучше, если бы
Его вообще не было. Однако, после своего
прощения и оправдания, я полюбил не только
Евангелие, но и Закон.
Евангелие
от Иоанна (15:5): Спаситель хочет, чтобы мы
были привиты к Нему, как ветви к лозе. Это
значит, что мы должны верить в Него всем
своим сердцем, полностью полагаться на Него
и доверять Ему, и как бы полностью заключить
Его “в объятия” своей веры, чтобы мы могли
жить только в Нем, в нашем Иисусе, — в Том,
Кто избавил и спас нас. Когда это происходит,
мы приносим плод. Таким образом, Спаситель
показывает, что мы должны получить
оправдание, прежде чем сможем вести
освященную жизнь. Отпадая и становясь “потерянными”
ветвями, мы вянем и не приносим плода.
Смешивание
оправдания и освящения — это одна из
наиболее неприятных ошибок. Только строгое
разделение этих двух понятий приводит к
тому, что грешник начинает отчетливо
понимать и обретать уверенность в том, что
он был принят Богом по милости Его. И это
знание дает человеку силу для того, чтобы
жить новой жизнью.
Третий
вариант искажения истинной
последовательности преподнесения доктрин (сначала
Закон — затем Евангелие) имеет место,
когда сначала проповедуется вера (необходимость
уверования) и лишь затем — покаяние. Если
вы хотите веровать в Христа, вы должны как
бы “заболеть”[2].
Потому что Христос является Исцелителем не
здоровых, но больных. Он пришел “взыскать и
спасти погибшее”[3].
Таким образом, сначала вы должны стать
потерянным и проклятым грешником. Он —
Добрый Пастырь, Который отправляется
искать потерянную овцу. Следовательно,
сначала вы должны понять, что именно вы и
являетесь этой “потерянной овцой”.
Наконец,
четвертый вариант искажения правильной
последовательности представления доктрин
имеет место, когда сначала проповедуются
добрые дела и затем — милость.
Послание
к Ефесянам (2:8-10): Апостол не говорит: “Мы
должны совершать добрые дела для того,
чтобы Бог был милостив к нам”. Все как раз
наоборот. Когда вы принимаете милость Божью,
Бог как бы создает вас снова. Это ваше новое
состояние характеризуется тем, что вы
совершаете добрые дела; вы просто не можете
более оставаться под властью греха.
Послание
к Титу (2:11-12): Сначала нам была дана
благодать, а затем эта благодать начала
совершать в нас работу и “научать” нас. Мы
подвергаемся своего рода “Божественной
педагогике милости”. В тот момент, когда
человек принимает милость, которая, образно
выражаясь, “переносит Бога с небес на землю”,
эта милость начинает обучать его. Целью
этого является научение человека добрым
делам и честной жизни.
Послание
к Римлянам содержит Христианскую доктрину
во всей ее целостности. В первых трех главах
мы находим острейшую по своей форме
проповедь Закона. Это продолжается до
самого конца 3-й главы, а в 4-й и 5-й главах
начинается проповедь доктрины оправдания, —
только оправдание и ничего более. Начиная с главы 6 апостол
проповедует освящение, — и ничего кроме
освящения. Здесь мы имеем истинный образец
правильной последовательности: сначала
Закон, — рассказ людям о гневе Божьем.
Затем Евангелие, — объявление об
утешающих обетованиях Божьих. За этим
следуют наставления о том, что нам следует
делать, когда мы станем новыми людьми. Так
же и пророки, когда они хотели обратить
людей в веру, начинали с проповедования им
Закона. Когда суровая проповедь Закона
производила должное действие, они утешали
несчастных, раскаявшихся грешников.
Апостолы, в свою очередь,
переходили к объявлению своим слушателям о
прощении грехов только тогда, когда видели,
что те проявляют встревоженность и
озабоченность. Только после этого (а не
раньше) они говорили людям: “Теперь вы
можете выразить свою глубокую
признательность Богу”. Они предлагали это
не в приказном порядке и не применяли
никаких “мер наказания”, если их
наставления не исполнялись. Проповедуя
милость и прощение Божьи, они уговаривали и
умоляли своих слушателей действовать по-христиански.
Это — истинное освящение, которое следует за оправданием; это — истинное оправдание, которое приходит после покаяния.
_______________________
[1] См. Лук. 24:47. — Перев.
[2] Имеется в виду, что вы должны испытывать искреннее страдание от своих грехов.
[3] См. прим.12.