Тезис 11

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Тезис 11                                      

Седьмой случай ошибочного понимания соотношения между двумя основными разделами Слова Божьего имеет место, когда утешение Евангелия предлагается людям, которые приведены к покаянию Законом, но их покаяние основывается не на страхе пред гневом и наказанием Божьим, а на любви к Богу.

 

               Со времен грехопадения Закон имеет одну единственную функцию, а именно — он ведет людей к познанию своих грехов. Он не имеет обновляющей силы, которая целиком и полностью принадлежит Евангелию. Только вера действует любовью. Любовь не делает нас духовно активными, так же, как и сожаление о своих грехах. Наоборот, не зная о том факте, что Бог примирился с нами и стал нашим Небесным Отцом через Христа, мы просто ненавидим Его. Необращенный человек, утверждающий, что он любит Бога, говорит неправду и виновен в ничтожнейшем лицемерии, хотя он может и не осознавать этого. Его утверждения ошибочны, потому что только вера в Евангелие возрождает человека. Соответственно, человек не может любить Бога до тех пор, пока он не имеет веры. Требовать от раскаявшегося грешника, чтобы он встревожился и почувствовал сожаление о своих грехах из любви к Богу — значит извращать Закон и Евангелие.

               Библейская доктрина заключается в следующем: грешник должен прийти к Иисусу таким, какой он есть, даже тогда, когда он признал, что в его сердце нет ничего, кроме ненависти к Богу, и он не знает ни одного убежища, в котором он мог бы укрыться для получения спасения. Истинный проповедник Евангелия покажет такому человеку, как просто ему получить спасение: осознавая себя потерянным и проклятым грешником и будучи не в состоянии найти искомую им помощь, он должен прийти к Иисусу со своим злым сердцем, с ненавистью к Богу и Закону Божьему. И Иисус примет его таким, какой он есть. В том и состоит Его слава, что люди говорят о Нем: Иисус принимает грешников. Человек не должен становиться другим, он не должен очиститься, он не должен исправить свое поведение  до прихода к Иисусу. Единственный, Кто способен сделать человека лучше — это Иисус. И Иисус сделает это для человека, если тот уверует.

               Послание к Римлянам (3:20): Закон не порождает любви. Он производит только знание о грехе. Человек действительно может иметь это знание, не имея при этом любви к Богу.

               Послание к Римлянам (5:20): Многие грехи скрываются (они как бы спят) в человеке, который все еще ничего не знает о Законе. Пусть Закон будет усиленно проповедан такому человеку, пусть он поразит его совесть, как молния, и человеку не станет от этого лучше, — наоборот, ему будет еще хуже. Он начинает роптать против Бога: “Что?! Я проклят?! Да, я знаю, что я враг Бога, но в этом не моя вина. Я ничего не могу поделать с этим”. Таков результат проповедования Закона. Это повергает людей в отчаянье. Благословен человек, который был доведен до этого состояния. Он сделал огромный шаг навстречу своему спасению. Такой человек примет Евангелие с радостью, в то время как другой, — тот, кто никогда не испытывал ничего подобного, — слыша Евангелие, лишь зевает и говорит: “Вот простой способ попасть на Небеса!” Только несчастный, раскаявшийся грешник, находящийся почти в отчаянии, понимает, какая это радостная весть — Евангелие, и с ликованием принимает его. Просмотрите также следующие библейские фрагменты: Послание к Римлянам 4:15, 7:7-18, Послание к Галатам 3:21, 2-е Послание к Коринфянам 3:6.

               Эти библейские цитаты проиллюстрированы примерами из Писания, непосредственно относящимися к поведению некоторых людей до их обращения и после того, как они стали верующими.

               Во время первого празднования Пятидесятницы собралось много людей и они слушали проповедь апостола Петра. Суть его речи сводилась к тому, что они (слушающие) были убийцами Мессии, — Иисуса из Назарета, — и потому должны трепетать при одной мысли о Высшем Суде. Они полностью выслушали обращение Петра, но, когда он достиг кульминационного момента своего выступления и выдвинул им обвинение, Святой Дух встревожил их. В Библии сказано: “Они умилились сердцем”[1]. Они рассуждали: “Если мы совершили это, то мы все обречены”. Нам не сказано, что они подумали: “О, как жаль, что мы так огорчили нашего дорогого Бога”. Не любовь Божья, но страх и ужас заставил их воскликнуть: “Что нам делать?!” И апостол Петр не сказал им: “Мои дорогие друзья, теперь мы должны исследовать качество вашего раскаяния, и выяснить, откуда оно происходит, — от любви Божьей, или от страха наказания, положенного вам за грехи ваши, — т.е. от страха перед преисподней”. Апостол говорит: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...” Нам сказано, что они немедленно крестились. Изменение их образа мысли заключалось в том, что они не хотели более оставаться убийцами Иисуса, но хотели верить в Него. Соответственно, апостолы приняли их и эти люди пополнили число спасенных.

               Пример с темничным стражем в Филиппах также иллюстрирует это утверждение. Когда он решил, что все узники сбежали во время землетрясения, он впал в отчаянье и уже собирался совершить самоубийство. Павел крикнул ему: “Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь”. Теперь страж в страхе падает к ногам апостолов и спрашивает: “Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?” Только страх и ужас заставили его сделать это. И Павел не говорит ему, что теперь, де, “ты должен покаяться от любви Божьей”. Он говорит ему: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой”.

               Савл также прошел через подобные испытания. Когда Евангелие во всей своей силе вошло в его сердце, этот жалкий, несчастный человек просто содрогался от страданий и осознания своей ничтожности. И тогда Господь предписал этому грешнику, — сначала устрашенному, затем сокрушенному и, наконец, утешенному, — взамен тех преследований Иисуса (которыми Павел занимался до того) — крещение и проповедование Его, — как своеобразную “печать прощения”.

               Когда вы проповедуете, не будьте скупыми на Евангелие. Несите его утешение всем, — и даже величайшим грешникам. Когда гнев Божий и преисподняя устрашает их, они полностью готовы принять Евангелие. Действительно, это не согласуется с нашим пониманием. Нам кажется странным, что таких злодеев нужно немедленно утешать. Мы думаем, что их следовало бы заставить испытать еще большие муки совести.

               В Писании содержится фрагмент, который часто трактуется неверно. Это стих (7:10) из Второго Послания к Коринфянам: “Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть”. Под этим понятием, — “печаль ради Бога”, — нередко понимают печаль покаяния от любви Божьей. Однако, это ошибка. Та печаль, о которой говорит апостол, не является “порождением” самого человека, — это печаль, которую Бог вызвал в нем Своим Словом.

               Еще одно печальное извращение христианской доктрины — когда встревоженному своим положением (“пробужденному”) грешнику говорят, что он сначала должен почувствовать раскаяние (т.е. что он должен быть сам сокрушен своими грехами), а на его вопрос — как же ему сделать это, — отвечают, что он, мол, должен сесть, хорошенько подумать, и попытаться извлечь, — “вытянуть”, — покаяние из своего сердца. Во всем мире нет человека, который мог бы сам в себе породить раскаяние. Необходимость “печали ради Бога” обусловлена необходимостью веры. Бог хочет породить эту печаль, устрашая нас. Нам не следует воображать, что покаяние — это доброе дело, которое совершаем мы сами. Покаяние является чем-то таким, что Бог совершает в нас. Бог как бы приходит с “молотом Закона” и сокрушает нашу душу. Человек, который хочет сам себя сделать печальным, только усиливает печаль своего греха. Человек же, охваченный правильной печалью (печалью, которую Бог породил в нем), стремится избавиться от нее.

               Лютеранское исповедание предлагает несчастным, раскаявшимся грешникам утешение такого типа, что, когда Бог дарует им милость, с тем чтобы они встревожились о своих грехах, они впадают в такое состояние, когда могут приблизиться к престолу благодати, где и получают прощение — истинное  средство от их болезней. Они в самом деле должны пройти через покаяние. Однако, вовсе не для того, чтобы посредством этого обрести какие-то заслуги, но для того, чтобы с радостью принять то, что Иисус предлагает им.

               Когда я ужасаюсь от мысли о своих грехах, о преисподней, о смерти и проклятии, когда я понимаю, что Бог гневается на меня, и что, оставаясь под Его гневом, я проклят в своих грехах, — то это состояние и является “печалью ради Бога”. Хотя при этом я могу быть в том же состоянии, в котором был Лютер, когда он еще не имел правильного представления о Евангелии. Такая печаль приходит от Бога. С другой стороны, когда какой-нибудь блудник, негодяй, или пьяница начинает скорбеть о том, что он бесцельно провел лучшую часть своей жизни, что он разрушил свое тело и одряхлел раньше срока, — то это уже является “мирской печалью”. Если тщеславный человек скорбит о своих грехах потому, что он потерял из-за них свой престиж, или что-нибудь вроде этого, когда вор скорбит о своих грязных делах потому, что они привели его в тюрьму, — то это мирская печаль. Однако, когда человек печалится о своих грехах потому, что он видит перед собой преисподнюю, где его ждет наказание за оскорбление Святого Бога, — то это и есть “печаль ради Бога”, которая производит то, чего не может быть получено стараниями самого человека. Настоящую печаль ради Бога может породить только Бог.

_____________________

[1] В современном переводе Нового Завета это звучит так: “Когда люди услышали это, сердца их разрывались от мук совести...”, — см. Деян. 2:37, — Слово Жизни, Новый Завет в современном переводе,  Russian Living New Testament, International Bible Society, 1991. — Перев.