ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Седьмой
случай ошибочного понимания соотношения
между двумя основными разделами Слова
Божьего имеет место, когда утешение
Евангелия предлагается людям, которые
приведены к покаянию Законом, но их
покаяние основывается не на страхе пред
гневом и наказанием Божьим, а на любви к
Богу.
Со времен
грехопадения Закон имеет одну единственную
функцию, а именно — он ведет людей к
познанию своих грехов. Он не имеет
обновляющей силы, которая целиком и
полностью принадлежит Евангелию. Только
вера действует любовью. Любовь не делает
нас духовно активными, так же, как и
сожаление о своих грехах. Наоборот, не зная
о том факте, что Бог примирился с нами и стал
нашим Небесным Отцом через Христа, мы
просто ненавидим Его. Необращенный человек,
утверждающий, что он любит Бога, говорит
неправду и виновен в ничтожнейшем
лицемерии, хотя он может и не осознавать
этого. Его утверждения ошибочны, потому что
только вера в Евангелие возрождает
человека. Соответственно, человек не может
любить Бога до тех пор, пока он не имеет веры.
Требовать от раскаявшегося грешника, чтобы
он встревожился и почувствовал сожаление о
своих грехах из любви к Богу — значит
извращать Закон и Евангелие.
Библейская доктрина
заключается в следующем: грешник должен
прийти к Иисусу таким, какой он есть, даже
тогда, когда он признал, что в его сердце нет
ничего, кроме ненависти к Богу, и он не знает
ни одного убежища, в котором он мог бы
укрыться для получения спасения. Истинный
проповедник Евангелия покажет такому
человеку, как просто ему получить спасение:
осознавая себя потерянным и проклятым
грешником и будучи не в состоянии найти
искомую им помощь, он должен прийти к Иисусу
со своим злым сердцем, с ненавистью к Богу и
Закону Божьему. И Иисус примет его таким,
какой он есть. В том и состоит Его слава, что
люди говорят о Нем: Иисус принимает
грешников. Человек не должен становиться
другим, он не должен очиститься, он не
должен исправить свое поведение до прихода к
Иисусу. Единственный, Кто способен сделать
человека лучше — это Иисус. И Иисус
сделает это для человека, если тот уверует.
Послание к Римлянам
(3:20): Закон не порождает любви. Он производит
только знание о грехе. Человек
действительно может иметь это знание, не
имея при этом любви к Богу.
Послание к Римлянам
(5:20): Многие грехи скрываются (они как бы
спят) в человеке, который все еще ничего не
знает о Законе. Пусть Закон будет усиленно
проповедан такому человеку, пусть он
поразит его совесть, как молния, и человеку
не станет от этого лучше, — наоборот, ему
будет еще хуже. Он начинает роптать против
Бога: “Что?! Я проклят?! Да, я знаю, что я враг
Бога, но в этом не моя вина. Я ничего не могу
поделать с этим”. Таков результат
проповедования Закона. Это повергает людей
в отчаянье. Благословен человек, который
был доведен до этого состояния. Он сделал
огромный шаг навстречу своему спасению.
Такой человек примет Евангелие с радостью,
в то время как другой, — тот, кто никогда
не испытывал ничего подобного, — слыша
Евангелие, лишь зевает и говорит: “Вот
простой способ попасть на Небеса!” Только
несчастный, раскаявшийся грешник,
находящийся почти в отчаянии, понимает,
какая это радостная весть — Евангелие, и
с ликованием принимает его. Просмотрите
также следующие библейские фрагменты:
Послание к Римлянам 4:15, 7:7-18, Послание к
Галатам 3:21, 2-е Послание к Коринфянам 3:6.
Эти библейские
цитаты проиллюстрированы примерами из
Писания, непосредственно относящимися к
поведению некоторых людей до их обращения и
после того, как они стали верующими.
Во время первого
празднования Пятидесятницы собралось
много людей и они слушали проповедь
апостола Петра. Суть его речи сводилась к
тому, что они (слушающие) были убийцами
Мессии, — Иисуса из Назарета, — и
потому должны трепетать при одной мысли о
Высшем Суде. Они полностью выслушали
обращение Петра, но, когда он достиг
кульминационного момента своего
выступления и выдвинул им обвинение, Святой
Дух встревожил их. В Библии сказано: “Они
умилились сердцем”[1].
Они рассуждали: “Если мы совершили это, то
мы все обречены”. Нам не сказано, что они
подумали: “О, как жаль, что мы так огорчили
нашего дорогого Бога”. Не любовь Божья, но
страх и ужас заставил их воскликнуть: “Что
нам делать?!” И апостол Петр не сказал им:
“Мои дорогие друзья, теперь мы должны
исследовать качество вашего раскаяния, и
выяснить, откуда оно происходит, — от
любви Божьей, или от страха наказания,
положенного вам за грехи ваши, — т.е. от
страха перед преисподней”. Апостол говорит:
“Покайтесь, и да крестится каждый из вас во
имя Иисуса Христа для прощения грехов...”
Нам сказано, что они немедленно крестились.
Изменение их образа мысли заключалось в том,
что они не хотели более оставаться убийцами
Иисуса, но хотели верить в Него.
Соответственно, апостолы приняли их и эти
люди пополнили число спасенных.
Пример с темничным
стражем в Филиппах также иллюстрирует это
утверждение. Когда он решил, что все узники
сбежали во время землетрясения, он впал в
отчаянье и уже собирался совершить
самоубийство. Павел крикнул ему: “Не делай
себе никакого зла, ибо все мы здесь”. Теперь
страж в страхе падает к ногам апостолов и
спрашивает: “Государи мои! что мне делать,
чтобы спастись?” Только страх и ужас
заставили его сделать это. И Павел не
говорит ему, что теперь, де, “ты должен
покаяться от любви Божьей”. Он говорит ему:
“Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься
ты и весь дом твой”.
Савл также прошел
через подобные испытания. Когда Евангелие
во всей своей силе вошло в его сердце, этот
жалкий, несчастный человек просто содрогался
от страданий и осознания своей ничтожности.
И тогда Господь предписал этому грешнику, —
сначала устрашенному, затем сокрушенному и,
наконец, утешенному, — взамен тех преследований
Иисуса (которыми Павел занимался до того) —
крещение и проповедование Его, — как
своеобразную “печать прощения”.
Когда вы
проповедуете, не будьте скупыми на
Евангелие. Несите его утешение всем, — и
даже величайшим грешникам. Когда гнев Божий
и преисподняя устрашает их, они полностью
готовы принять Евангелие. Действительно,
это не согласуется с нашим пониманием. Нам
кажется странным, что таких злодеев нужно
немедленно утешать. Мы думаем, что их
следовало бы заставить испытать еще
большие муки совести.
В Писании
содержится фрагмент, который часто
трактуется неверно. Это стих (7:10) из Второго
Послания к Коринфянам: “Ибо
печаль ради Бога производит неизменное
покаяние ко спасению, а печаль мирская
производит смерть”. Под этим понятием, —
“печаль ради Бога”, — нередко понимают
печаль покаяния от любви Божьей. Однако, это
ошибка. Та печаль, о которой говорит апостол,
не является “порождением” самого человека, —
это печаль, которую Бог вызвал в нем Своим
Словом.
Еще одно печальное
извращение христианской доктрины —
когда встревоженному своим положением (“пробужденному”)
грешнику говорят, что он сначала должен
почувствовать раскаяние (т.е. что он должен
быть сам сокрушен своими грехами), а на его
вопрос — как же ему сделать это, —
отвечают, что он, мол, должен сесть,
хорошенько подумать, и попытаться извлечь, —
“вытянуть”, — покаяние из своего сердца.
Во всем мире нет человека, который мог бы
сам в себе породить раскаяние.
Необходимость “печали ради Бога”
обусловлена необходимостью веры. Бог хочет
породить эту печаль, устрашая нас. Нам не
следует воображать, что покаяние — это
доброе дело, которое совершаем мы сами.
Покаяние является чем-то таким, что Бог
совершает в нас. Бог как бы приходит с “молотом
Закона” и сокрушает нашу душу. Человек,
который хочет сам себя сделать печальным,
только усиливает печаль своего греха.
Человек же, охваченный правильной печалью (печалью,
которую Бог породил в нем), стремится
избавиться от нее.
Лютеранское
исповедание предлагает несчастным,
раскаявшимся грешникам утешение такого
типа, что, когда Бог дарует им милость, с тем
чтобы они встревожились о своих грехах, они
впадают в такое состояние, когда могут
приблизиться к престолу благодати, где и
получают прощение — истинное средство от их болезней. Они в
самом деле должны пройти через покаяние.
Однако, вовсе не для того, чтобы посредством
этого обрести какие-то заслуги, но для того,
чтобы с радостью принять то, что Иисус
предлагает им.
Когда я ужасаюсь от мысли о своих грехах, о преисподней, о смерти и проклятии, когда я понимаю, что Бог гневается на меня, и что, оставаясь под Его гневом, я проклят в своих грехах, — то это состояние и является “печалью ради Бога”. Хотя при этом я могу быть в том же состоянии, в котором был Лютер, когда он еще не имел правильного представления о Евангелии. Такая печаль приходит от Бога. С другой стороны, когда какой-нибудь блудник, негодяй, или пьяница начинает скорбеть о том, что он бесцельно провел лучшую часть своей жизни, что он разрушил свое тело и одряхлел раньше срока, — то это уже является “мирской печалью”. Если тщеславный человек скорбит о своих грехах потому, что он потерял из-за них свой престиж, или что-нибудь вроде этого, когда вор скорбит о своих грязных делах потому, что они привели его в тюрьму, — то это мирская печаль. Однако, когда человек печалится о своих грехах потому, что он видит перед собой преисподнюю, где его ждет наказание за оскорбление Святого Бога, — то это и есть “печаль ради Бога”, которая производит то, чего не может быть получено стараниями самого человека. Настоящую печаль ради Бога может породить только Бог.
_____________________
[1] В современном переводе Нового Завета это звучит так: “Когда люди услышали это, сердца их разрывались от мук совести...”, — см. Деян. 2:37, — Слово Жизни, Новый Завет в современном переводе, Russian Living New Testament, International Bible Society, 1991. — Перев.