ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Двенадцатый
случай неверного представления о
соотношении между разделами Слова Божьего
встречается, когда проповедник пытается
уверить людей в том, что они становятся
воистину обращенными сразу же после того,
как отказываются от своих пороков и
начинают творить добрые дела.
Огромная важность этого тезиса
становится очевидной, когда вы размышляете
о том, что худшего, чем упомянутое в данном
тезисе, смешения между собой Закона и
Евангелия просто и быть не может. Горе
служителю, который во время проповеди
приводит своих слушателей к мысли о том, что
они якобы являются хорошими христианами
потому, что, например, перестали воровать и
грабить, и что вскоре они, де, избавятся от
всех остальных своих пороков, которые еще у
них сохранились. Такой проповедник
обращает Евангелие в Закон, потому что
представляет обращение, как работу
человека, хотя истинное обращение, —
обращение, которое порождает в человеке
живую веру, — может быть осуществлено
только Евангелием.
Такое ужасное смешивание Закона и
Евангелия является самым большим
заблуждением рационалистов. Сущность их
религии заключается в том, что они учат
людей, что те якобы становятся другими
существами, когда оставляют свои пороки и
приобщаются к добродетельной жизни, хотя
Слово Божье учит нас, что сначала мы должны
стать другими людьми, а затем уже мы оставим
свои грехи и начнем совершать добрые дела.
Рационалисты любят цитировать хорошо
известную поговорку: “Истинное покаяние —
это отказ от тех порочных дел, которые ты
совершал”. Эту поговорку можно
использовать правильно, — как это делали
наши праотцы. Они имели в виду следующее: “Вы, —
люди, которые так гордитесь тем, что якобы
имеете правильную веру, хотя и ведете при
этом порочный образ жизни, — бросьте
свою болтовню о вере. Отказ от своих грязных
дел — вот истинное покаяние (признак
покаяния)”. Значение же, которое
рационалисты придают этой поговорке,
состоит в следующем: “Не беспокойся. То, что
Бог требует от истинного христианина —
так это чтобы тот оставил свои былые дела”.
В этом, де, и заключается истинное покаяние.
Это отвратительное учение моралистов.
Христианская религия дает нам правильное
учение в одном слове: metanoeite,
которое означает: “Измени свой образ
мышления”. Этим словом Господь утешает
грешника, говоря ему, что прежде всего
должно произойти изменение его сущности. То,
что Он требует — это новый образ
мышления, новое сердце, новый дух, — а
вовсе не отказ от пороков и совершение
добрых дел. Предъявляя эти первичные
требования к христианину, Он как бы “заносит
топор” над самым корнем зла.
Евангелие от Иоанна (3:3): Господь имел в
виду следующее: “Все, что вам, обладающим
плотской сущностью, необходимо преодолеть —
это грех. Вы должны стать духовными, прежде
чем истинные духовные плоды начнут
проявляться в вашей жизни”.
Евангелие от Матфея (12:33): До тех пор,
пока человек полностью не изменился, до тех
пор, пока он не стал новым творением, — не
родился заново (свыше), обретя новое
мышление, — все его деяния будут “испорченными
плодами”, ибо по сути своей каждый человек
является “испорченным деревом”.
Евангелие от Матфея (15:13): Только те дела,
которые сотворил Бог , являются добрыми и
хорошими. Все, что произвел человек,
основываясь на своем разумении и
собственной воле, является “растением,
которое должно быть искоренено”. Бог не
признает этого и требует убрать с глаз
Своих, как грех и мерзость, потому что это
произросло из испорченного сердца, —
сердца, в котором нет ничего для Бога.
Первое Послание к Коринфянам (13:3): Самое
главное — это не дела сами по себе, но
любовь, которой эти дела порождаются. Я могу
быть настолько бедным, что мое состояние
просто не позволяет мне совершать чего-то; и
тем не менее, в глазах Бога я могу выглядеть
очень добродетельным, если в то время, как я
страдаю от бедности по воле Божьей, любовь
пробуждает во мне желание творить добрые
дела по отношению ко всем людям.
Даже искренне верующие пасторы могут,
сами того не осознавая, “скатиться” к
ужасному смешиванию Закона и Евангелия, —
не столько в своих проповедях, сколько в
личном служении и практике церковных
наказаний. Многие пасторы и общины
совершают ошибки в применении церковных
епитимий. Они могут иметь дело с пьяницами и
алкоголиками, которые охотно сожалеют о
своих грехах, — как обычно они это делают.
Неопытный служитель легко впадает в
заблуждение от такого признания грехов.
Пьяницу могут временно отлучить от церкви и
над ним может быть установлен трехмесячный
надзор. Вскоре какой-нибудь член церковного
собрания приносит радостную весть, что тот
пьяница вел умеренный и трезвый образ жизни
все это время, в результате чего служитель
решает, что этот пьяница теперь обращен,
хотя на самом деле — он по-прежнему
остается безбожником. Не впадайте в
заблуждения такого рода! Нечто подобное
может иметь место, когда церковное собрание
в результате длительного увещевания
уговаривает какого-нибудь закоренелого
богохульника оставить на некоторое время
свои ругательские выражения. Или возьмите
случай с человеком, который
пренебрежительно относится к посещению
церкви и потому, конечно же, не является
христианином. После того, как его укорят в
присутствии всей общины он, возможно, будет
исправно ходить в церковь несколько
воскресений подряд. Но становится ли он
христианином только лишь в результате
этого внешнего действия? Ни в коем случае.
Любой безбожник может поступить таким
образом. Упомянутым выше людям нужно дать
понять, что ни один христианин не поступает
так, как они; а если поступает, то он не может
пребывать в благодати Божьей. Но требуется
много труда со стороны служителя для того,
чтобы эти люди возродились Словом Божьим.
Если служитель не хочет выполнять эту
работу, то он пренебрежительно относится к
душам этих людей.
Или возьмем еще один случай, — с
людьми, которые не торопятся причащаться и
приходят на Святое Причастие только после
того, как служитель делает им замечание.
Если пастор удовлетворяется таким
положением дел, то он смешивает Закон и
Евангелие.
Или, например, такой грех, как алчность.
Люди в каком-нибудь “скупом собрании
верующих” могут уклоняться от сбора
добровольных пожертвований, и это приводит
к тому, что пастор остается без своего
жалованья. В этом случае пастор не должен
читать своей пастве проповедь, содержащую
резкие укоры и угрозы, стремясь “открыть их
кошельки”. Заставить людей платить деньги
путем проповедования Закона — это
никакое не достижение. Он должен
проповедовать так, чтобы пробудить людей от
их “духовной спячки и смерти”. Если пастор
не поступает так, то он не соответствует
требованиям, приведенным в шестнадцатом
тезисе.
Лютер настаивает на том, что все, что
делает духовно возрожденный человек,
является делом Божьим. И даже если он
просто позволяет себе, скажем, хорошо
поесть, или поспать, а не только совершает
что-то трудное, — он все равно совершает
при этом доброе дело. Слуга же Закона может
порабощать себя все больше и больше, но все
его “мученические” деяния ведут его лишь к
проклятию и погибели. Христианин имеет
праведный образ мышления во всем, что он
делает. Таким образом, все его поступки
являются угодными Богу. Из чистого
источника может проистекать только хорошая,
свежая вода.