Тезис 17

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Тезис 17 

Тринадцатый случай неправильной точки зрения на взаимосвязь Закона и Евангелия налицо, когда вере дается такое описание, которое, — как по своей силе, так и по осознанию и проявлению, —  не подходит всем верующим во все времена.

 

               Эту ошибку часто совершают молодые служители, которые не имеют еще большого опыта. Они хотят произвести впечатление на своих слушателей и искусственно “будоражат” их.[1] Они полагают, что для того, чтобы лицемеры не называли себя христианами, они не могут не предъявлять слишком высоких требований к истинным христианам. Однако здесь служитель должен быть осторожен, чтобы не выйти за рамки Слова Божьего, иначе, из-за своего усердия, он нанесет ужасный вред душам своих слушателей. Христиане, как правило, значительно отличаются от того, как их описывают (причем описывают искренне и добросовестно) в проповедях. Служитель хочет “насторожить” людей и предостеречь их от самообмана. Однако это не может быть его конечной целью. Его основная цель — это приведение слушателей к уверенности в том, что с Богом они имеют прощение грехов, надежду на благословенную жизнь в будущем и уверенность в том, что могут встретить свою смерть радостно. Тот, кто не видит в этом своей основной цели, не может называться служителем-евангелистом. По этой причине он должен быть осторожен, чтобы ни в коем случае не сказать: “Каждый, кто совершает то-то, или то-то, — не является христианином”, или что-нибудь вроде того, — до тех пор, пока он не уверен полностью в том, что у него есть для этого достаточные основания. Часто бывает так, что христианин действует совершенно не по-христиански.

               Послание к Римлянам (7:18): Апостол описывает христианина, как “двойственное” создание. Истинный христианин всегда желает добра, но часто не творит его. Поэтому если проповедник описывает христианина таким образом, что тот якобы на самом деле не желает добра до тех пор, пока не начинает совершать его, — то такое описание не соответствует Библии. Желание добра — это основная характерная черта христианина. Правда, часто он не идет дальше этого желания и сбивается с пути, еще не успев осознать это. Грех, находящийся внутри него, выходит на поверхность, и ему самому становится стыдно за себя. Но при этом он ни в коем случае не отпадает от благодати Божьей.

              Послание к Римлянам (7:14): Христианин чувствует себя рабом греха, с той лишь разницей, однако, что он не покоряется ему с радостью, как подобает рабу покоряться своему господину. Он покоряется (своей грешной плотской натуре) с величайшей неохотой и внутренним противодействием. Поэтому в стихе 24 апостол восклицает: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” Когда настоящему христианину показали, — каким несчастным грешником он является, он хватается за Христа изо всех своих сил и с презрением отвергает нашептывания дьявола о том, что он якобы “отпал от благодати” и “потерял Бога”.

               Послание к Филиппийцам (3:12)[2]: В этой жизни мы стремимся обрести (совершенство), но не обретаем окончательно. Какому-нибудь христианину может показаться, что когда-то были времена, когда “его святость была выше” и когда он мог лучше преодолевать грех. Такое и в самом деле может иметь место и его сегодняшнее состояние может быть результатом духовного регресса. Однако его состояние вполне может объясняться также и тем, что теперь он намного более ясно видит, — каким же бренным и нравственно неустойчивым созданием он является.

               Послание к Галатам (5:17): До тех пор, пока кто-то утверждает, что он не желает быть несовершенным, служитель не имеет права провозглашать, что этот человек не является христианином потому, что он, де, не выполняет всего того, что должен выполнять. Если человек совершает грех по слабости своей, или из-за поспешности, он может оставаться при этом христианином.

               Послание Иакова (3:2): Грехи, которые совершают христиане, — это не только дурные помыслы, желания, жесты и слова. Это также и их поступки, которые доказывают всему миру, что они по-прежнему остаются несчастными, слабыми людьми.

               Послание к Евреям (12:1): Христианин упорно отбрасывает грех, который постоянно донимает его. Он не может окончательно выбросить его прочь из своего сердца и именно это делает его таким инертным и “вялым”. Его поведение могло бы быть совершенно другим, он мог бы как герой, — радостно и бодро ходить пред своим Богом, если бы он не должен был “тащить” за собой этот свой плотский образ мышления.

               Наш Спаситель учил всех христиан возносить это ежедневное прошение в Молитве Господней: “...И прости нам долги наши...” Каждый день приносит новую ношу вины на наше сердце и совесть. Представлять христианина таким, каковым он не является, — то есть совершенным, — или называть такие “признаки истинного христианина”, которые не свойственны всем без исключения христианам, — это значит искажать образ христианина и наносить тем самым чрезвычайно огромный вред. Ибо на основании таких характеристик, христиане с очень чувствительной и ранимой совестью сделают вывод, что они не являются настоящими христианами. Таким образом, когда христиане совершают грех, служитель должен помочь им подняться после этого падения, дав им понять, что их грех не является преднамеренным, потому что преднамеренный грех действительно лишил бы их Духа Святого. Но христианин на своем опыте учится чувствовать опасность. И совершив проступок, он чувствует внутреннюю потребность обратиться к своему Небесному Отцу, исповедать свой грех и просить о прощении ради Иисуса. Он ощущает также глубокую уверенность в том, что он прощен.

               Нередко христианина описывают смиренным, как Иов. Проповедник говорит: “Вы можете забрать у христианина все, что он имеет, и он радостно скажет: ‘Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!’ (Иов 1:21)”. И при этом проповедник думает, что его реплика соответствовала Библии. Иов и в самом деле произносил эти слова, но не все христиане говорят их. Если в своей проповеди вы выдвинете их в форме требования, то это будет противоречить истине. Многие христиане, попав в неприятную ситуацию, не проявляют смирения и терпения. Иногда они раздражаются даже по пустякам. Затем, когда они приходят в нормальное расположение духа, им становится стыдно за себя.

               Нельзя сказать о христианине, что он никогда не совершает больших грехов. Иногда это случается, но каждый раз, когда такое происходит, христианин всецело и безоговорочно “сдается” Слову Божьему, хотя может быть он делает это и не сразу. Поначалу он может быть так ослеплен дьяволом, что верит в свою правоту. Однако, в конце концов, Слово Божье убеждает его в том, что он был неправ, и тогда он смиренно просит о прощении, в то время как лицемер продолжает настаивать до последнего на своей правоте.

               Многие проповедники изображают христианина, как человека, который якобы не боится смерти. Это серьезное искажение, потому что абсолютное большинство христиан боятся умирать. Если христианин не боится смерти и провозглашает, что он готов умереть в любое время, то это значит, что Бог наградил его особой благодатью. Некоторые люди выражали такое отношение до того, как врач не сказал им, что они не переживут следующую ночь, но после того, как они узнавали это, их охватывал непреодолимый страх.

               Ради Бога, не создавайте у людей неверного представления о христианах. Но каждый раз, когда вы описываете христианина, смотрите — можете ли вы узнать в этой картине себя самого.

               Даже гордыня в самой неприкрытой форме может обнаружиться у христианина. И это один из самых худших пороков, потому что это нарушение Первой Заповеди. По своей сущности мы все гордецы. Просто один человек более склонен к этому, чем другой. Люди, обладающие холерическим темпераментом, люди с так называемой “сильной волей” и энергичные, как правило, более самоуверенны и ожидают от других людей почтительности, — это результат отвратительной гордыни. Этот грех иногда можно встретить даже у истинных христиан. Посмотрите на учеников Господа, — как они ссорились друг с другом о том, кто будет бóльшим среди них. Если бы этот случай не был описан в Библии, мы бы вряд ли поверили, что апостолы, как дети, ссорились из-за своего превосходства и что мать сынов Зеведеевых требовала, чтобы один из них был посажен по правую, а другой — по левую руку Господа. Из описания, приведенного в Евангелии от Луки, мы можем заключить, что ученикам было несколько “не по себе” во время этой ссоры, — они знали, что их поведение было постыдным, и когда Господь отчитывал их за это, они испытывали такой стыд, от которого просто хотелось спрятаться.

               Опять же, совершенно неверно утверждение, что христианин всегда находится в пылкой молитве, и что молитва — его любимое и самое долгожданное занятие. Это не так. Христианину стоит немалых усилий подготовиться к молитве, быть пылким и искренним во время молитвы и иметь уверенность в том, что он действительно получит то, о чем он молится. Хотя бывают моменты, когда плоть и кровь христиан оттесняются на задний план, и они чувствуют себя так, как будто “растворяются в счастье”, как будто они побывали на небесах и разговаривали с Богом, хотя они и остаются при этом со своей плотью и кровью.

               Христиане даже подвергаются искушению обогащения. Если их не предупреждают и не увещевают, они могут быть пойманы в эту ловушку и потеряны навеки.

               Создавая мнение о любом человеке, самое главное — знать: любит ли он Слово Божье и своего Спасителя, или он закоренелый грешник и ведет постыдную жизнь. Есть люди, которые хотят показать другим свою “великую святость”, — они набожно закатывают к небу глаза, постоянно цитируют Писание и читают Библию в свободное время, — чтобы произвести на других впечатление образцовых христиан. Мы не должны думать, что истинные христиане — это только те, кто набожно выглядят. Я не утверждаю, что все эти люди не являются христианами, но я убежден, что все, занимающиеся тем, о чем мы упомянули выше, являются жалкими и ничтожными лицемерами. Прочтите Евангелия и обратите внимание на то, как ученики разговаривали с Господом и как они действовали в Его присутствии. Все они, — даже Иоанн — Его любимый ученик, — выражали свои мысли ясно и незамысловато. Поэтому Христос не называл их неверующими (необращенными), но относился к ним как к обращенным людям, которые, однако, все еще носили в себе весьма существенную часть ветхого человека.

               В своих проповедях вы можете приводить примеры того, как действуют сильные, или исключительно верные христиане. Вашим слушателям не повредит мысль о том, что они пока еще не так крепки в своей вере. Это даже породит в них желание к большему прогрессу в их христианской жизни.

               Когда в собрание верующих нужно принять новых членов и вы должны поговорить с ними, то не относитесь к ним как к безбожникам и необращенным, если они немедленно, сию же минуту, не хотят вступать с вами в разговор о вере. Есть люди, которые примкнули к Спасителю, но не могут много говорить о своей вере, хотя при этом они могут быть весьма разговорчивы в каких-то других областях. Многие не могут говорить на эту тему по причине своего малого опыта религиозной жизни.

______________________

[1] Лишают их естественного чувства безопасности.

[2] Для тех, кому трудно понять устаревшие выражения, использованные в Синодальном переводе русской Библии, приведем современный перевод этого фрагмента: “Я не приобрел еще всего этого, и не считаю себя совершенным, но иду к цели, которую поставил передо мной Христос”. — Перев.