ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Девятнадцатый
случай неверного представления о том, как
соотносятся между собой Закон и Евангелие,
имеет место, когда духовно невозрожденных
людей убеждают отказаться от грехов, а
также призывают к добрым делам и
благочестию, используя в качестве
аргументов требования, угрозы и
обетования Закона. Или, с другой стороны,
когда делается попытка побудить
возрожденных духовно людей к добрым делам,
используя заповеди Закона, а не увещевания
Евангелия.
Попытка сделать людей благочестивыми
путем проповедования им Закона и склонить
даже тех, кто уже верует во Христа к
совершению добрых дел, применяя к ним
заповеди Закона, — это смешивание между
собой Закона и Евангелия. Это совершенно
противоречит той цели, которой служит Закон,
начиная со времен первого грехопадения.
Книга
Иеремии (31:31-34): Хотя Закон и был записан в
сердцах людей еще до грехопадения, он
никогда не служил тому, чтобы сделать людей
благочестивыми. Ибо человек был создан
благочестивым и праведным в глазах Божьих.
Единственное, зачем люди должны были
принять Закон в свои сердца, так это чтобы
они могли знать — что угодно Богу. Не
требовалось никакой специальной заповеди
для того, чтобы проинформировать их об этом.
Они просто желали угодного Богу. Их воля
была в совершенной гармонии с волей Божьей.
Это состояние изменилось в результате
грехопадения. Действительно, Бог, после
исхода израильтян из Египта, повторил Закон
и снова заключил завет с иудеями. Однако,
что Господь говорил им через пророка
Иеремию? Он говорил, что этот “законный
Завет”[1]
не был предназначен для того, чтобы
улучшить их положение, — Бог должен был
просто заставить их подчиниться Своей воле,
а вынужденную покорность едва ли можно
вообще назвать покорностью, — скорее
наоборот. И поэтому Бог говорит им в
пророческой форме о тех временах, когда Он
издаст совершенно другой Закон. Это не
значит, что этот новый Закон не имел силы во
времена Ветхого Завета. Тот Завет, —
поскольку он был заключен с израильтянами, —
был Заветом Закона. И тем не менее, во
времена того Завета пророки постоянно
проповедовали Евангелие и предсказывали
пришествие Мессии. Описывая тот Новый Завет,
который Он намеревался заключить, Бог
говорит, что не собирается более издавать
никаких заповедей, но напишет Закон прямо в
человеческих умах[2]
и даст им новое, чистое сердце. Поэтому их не
нужно будет больше карать Законом,
заставлять и побуждать: “Ты должен сделать
то! Ты должен совершить это!”, потому что
это не является помощью. Мы в любом случае
не можем исполнить Закон. Мы по природе
своей — плотские создания, и невозможно
при помощи Закона насильно вызвать в нас
проявления Духа. Бог говорит: “Я прощу
беззакония их и грехов их уже не воспомяну
более”. Вот почему Закон написан в наших
сердцах. Значит, то, что Закон не мог сделать,
исполнено Евангелием, — вестью о
прощении грехов. Все, кто получил спасение в
Ветхом Завете, были спасены не каким-то
другим, но тем же самым путем. Об этом заявил
Петр на первом собрании апостолов. Так что
же делают те, кто так извращенно используют
Закон во времена Нового Завета? Они
обращают христиан в иудеев, причем самых
худших иудеев, которые чтут только букву
Закона и не признают обетований об
Избавителе. Они не просто смешивают Закон с
Евангелием, но подменяют Евангелие Законом.
Послание
к Римлянам (3:20): Единственная цель Закона —
вскрытие человеческих грехов, но не
устранение их. Вместо удаления грехов, он
скорее даже усиливает их. Потому что когда
человек узнает о злых похотях своего сердца,
Закон говорит ему: “Ты не должен делать
этого!”. Это приводит к тому, что человек
считает Бога жестоким и бессердечным
Созданием, требующим чего-то недостижимого
для человека. Таким образом, Закон
усиливает грех: он не убивает его, а скорее
даже наоборот оживляет. Прочтите также
Послание к Римлянам (7:7-13) и 2-е Послание к
Коринфянам (3:6).
До
чего же глуп, в таком случае, проповедник,
который думает, что положение вещей в его
собрании улучшится, если он будет “громыхать”
над своими людьми Законом и пугать их
живописными картинами преисподней и
проклятия. Это нисколько не исправит людей.
Действительно, бывают моменты, когда
необходимо такое проповедование Закона, —
для того, чтобы “пробудить” беззаботных
грешников, — грешников, чувствующих себя
в безопасности, — и привести их к
покаянию. Но изменение сердца, любовь Божья
и стремление к служению не порождаются
Законом. Если кто-то и совершает какие-то
добрые дела под действием Закона, то он
делает это только по принуждению, — так
же, как израильтяне были понуждаемы Заветом
Закона.
Послание
к Галатам (3:2): Галаты пришли к ошибочному
пониманию Павловской проповеди спасения
верой, исключительно по милости Христовой, —
как несовершенной и, следовательно, опасной
доктрины, которая легко может привести к
погибели. Следовательно, они приняли
доктрину лжепророков о Законе. Павел, с
великой печалью, узнал, что эти собрания
верующих были разрушены и опустошены
лжеучителями. Поэтому, когда он задавал им
вопрос, который вы прочли в рассматриваемом
библейском фрагменте, он имел целью
напомнить им о тех огромных изменениях,
которые произошли в них, когда он
проповедовал им сладкую Благую Весть о
милости Божьей. Апостол взывает к их разуму,
напоминая им, что они приняли Духа,
являющегося Духом покоя, мира, веры, радости.
Он взывает к ним: “Как вы были блаженны!” Да,
он напоминает: “...Если бы возможно было, вы
исторгли бы очи свои и отдали мне”[3]
(Гал.4:15). Следовательно, они были полностью
“охвачены” милостью Божьей и очень ярко и
отчетливо представляли себе, — какой
славной, небесной, драгоценной доктриной
является учение Павла. Они были обновлены
сердцем, душой и умом. Апостол хочет, чтобы
они сказали ему теперь — приняли ли они
такой же новый, небесный мир в свои сердца,
эту душевную радость, эту огромнейшую
уверенность, от лжеучителей, которые
втянули их назад, в рабство Закона. Апостол
знал, что члены собрания верующих в Галатии
пришли к печали и подавленному состоянию
духа, потеряв уверенность в своем спасении.
Они стали как “заколдованные”. Они
вообразили, что поскольку спасение — это
такое огромное сокровище, им необходимо
совершить что-то великое для его получения,
и их учителя впоследствии вменили им это в
обязанность. Они рассматривали свою
ничтожность, свою непригодность ни к чему
хорошему, — как нечто такое, за что они
должны порицать сами себя, и не признавали,
что в их сердцах укоренилась ложная
доктрина.
Апостол
говорит вам: Если вы хотите внести
оживление в ваши будущие собрания верующих
и дать им Духа мира, радости, веры и
стойкости, — Духа детской простоты, Духа
покоя, — если вы хотите усилить Его
присутствие среди членов вашего собрания, —
ради Бога, не используйте для этого Закон.
Если вы находите свои собрания в самом
наихудшем состоянии, какое только можно
себе представить, вам и в самом деле следует
проповедовать им Закон, но сразу же после
этого должно последовать Евангелие. Вы не
можете предложить им Закон сегодня и
отложить проповедование Евангелия “на
потом”. Как только Закон возымел свое
действие, необходимо тотчас же переходить к
Евангелию.
К
такому смешиванию Закона и Евангелия,
прежде всего, склонны те, кто пришел к
уверенности в обретении благодати только
после длительной борьбы и огромных
душевных мук. Такие люди могут бороться
много лет, отказываясь от утешения, потому
что они не знают чистой доктрины. Когда они
начинают провозглашать чистую доктрину, то
всегда чередуют проповедование Евангелия с
замечаниями, которые приводят их
слушателей к выводу, что проповедник,
должно быть, очень благочестивый человек,
но он не знает, — какими несчастными
людьми являются его слушатели. Потому что
они уверены в том, что не могут выполнить
требований, предъявляемых к ним
проповедником. Описанные проповедники —
это еще самый безобидный случай ошибки
подобного типа.
Во-вторых,
указанное смешивание Закона и Евангелия
имеет место, когда служители узнают, что все
их проповедование Евангелия бесполезно по
причине огромных плотских грехов, все еще
имеющих место среди слушателей.
Проповедник может прийти к заключению, что
он проповедовал Евангелие слишком много, и
может решить, так сказать, “сменить тактику”, —
прекратить на некоторое время проповедь
Евангелия и начать применять к своим
слушателям только Закон, полагая, что тогда
ситуация изменится к лучшему. Однако это
заблуждение. Люди не меняются. Проповедники,
которым удавалось избавить своих людей от
какого-то греха путем проповедования им
Закона, не должны думать, что достигли чего-то
очень существенного. При этом, самое
развращенное собрание может быть
исправлено только лишь путем
проповедования им Евангелия во всей его
сладости. Причина развращения собрания
верующих может состоять исключительно в
том, что проповедник недостаточно
проповедовал Евангелие своим людям.
Поэтому и не
удивительно, что они ничего не достигли. Ибо
Закон убивает, но Дух (то есть Евангелие)
животворит.
Пусть ни один служитель не думает, что он не сможет переубедить людей, не желающих исполнять волю Божью, путем проповедования им Евангелия, и что ему скорее следует проповедовать Закон, провозглашая угрозы Божьи. Если это все, на что он способен, то он лишь приведет своих слушателей к погибели. Вместо того, чтобы выполнять роль этакого “полицейского надзирателя” в своем собрании, он должен позаботиться об изменении сердец людей, чтобы они могли без всякого принуждения делать то, что угодно Богу, — с радостным и открытым сердцем. Человек, имеющий действительно правильное понимание любви Божьей во Христе Иисусе, изумлен ее огнем, — огнем, который способен расплавить все, что существует на небе и на земле. В тот момент, когда он начинает веровать в эту любовь, он не может более ничего, кроме как любить Бога, и, преисполненный благодарностью за свое спасение, он совершает что-то из любви к Богу и во славу Его.
______________________
[1] Как бы “формальный Завет”, или “Завет Закона”.
[2] “...вложу Закон Мой во внутренность их...”
[3] В современном переводе это звучит так: “Вы были тогда так счастливы! Я ведь знаю, что, если бы вы могли, вы бы даже свои глаза отдали мне”. — Перев.