Тезис 24

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Тезис 24  

Двадцатый случай ошибочного взгляда на соотношение разделов Слова Божьего налицо, когда утверждается, что смертный грех против Духа Святого якобы не может быть прощен из-за своей величины.

 

               Только Закон осуждает грех. Евангелие отпускает грешнику все грехи, без исключения. Пророк пишет: “Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю” (Ис.1:18). Апостол Павел пишет: “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5:20).

               Евангелие от Матфея (12:30-32) констатирует для начала, что любая хула против Отца и Сына будет прощена. Только хула против Духа Святого не будет иметь прощения. Сегодня мы точно знаем, что Святой Дух является не более славной и возвышенной Личностью, чем Отец и Сын, — Святой Дух равен Им. Следовательно, этот фрагмент не может означать, что непростительным грехом, мол, является хула на Личность Духа Святого, — ибо хула на Отца и Сына — точно такой же грех. Хула, о которой говорится в рассмотренном фрагменте, направлена против действия Духа Святого. Если кто-то с презрением отвергает действие Духа Святого, то его грех не может быть прощен ему. Действие Святого Духа заключается в призвании людей ко Христу и поддержании их в общении с Ним.

               Человек, совершающий этот грех, “говорит слово на Духа Святого”. Эта фраза дает понять о том, что богохульная мысль о Духе Святом, возникающая в сердце, не относится к указанной разновидности греха. Нередко христиане считают, что они повинны в этом грехе, когда их посещают ужасные мысли, от которых они не в состоянии избавиться. Наш Господь Христос предвидел это и по этой причине Он сообщил нам, что непростительной хулой на Духа Святого является только та хула, которая была исповедана устами.

               Евангелие от Марка (3:28-30): Здесь[1] приведен пример действительной хулы на Духа Святого. Когда Христос изгнал бесов, фарисеи провозгласили это действие Духа Святого работой дьявола. Они нисколько не сомневались в том, что это была божественная работа, однако, поскольку Спаситель упрекнул их в лицемерии, они испытывали смертельную ненависть к Нему, что побудило их к хуле на Духа Святого.

               Если кто-то провозглашает действие Святого Духа работой дьявола, будучи при этом уверен в том, что это действительно действие Духа Святого, — то он произносит хулу на Духа. Нет таких христиан, которые никогда не противостоят действию божественной благодати, — совершая это непреднамеренно, — после чего не убеждают себя, что они только “отгоняли от себя темные мысли”. Эта доктрина предупреждает нас, что необходимо немедленно подчиняться действию Святого Духа, как только мы чувствуем Его, и ни в коем случае не противиться Ему. Потому что на следующей стадии человек, противостоящий Духу, может сказать сам себе: “Это не является действием Духа Святого”. Следующим шагом будет уже то, что он начнет ненавидеть тот путь, которым Бог хочет вести его ко спасению, и, в конце концов, он начнет хулить этот путь.

               Пока Святой Дух не приведет нас к вере, мы никогда не сможем достичь ее. Всякий, кто противостоит Духу, — безнадежен, — ему не сможет помочь даже Бог. Бог хочет, чтобы мы выполняли то, что Он предусмотрел для нашего спасения. Он никого не будет “тащить” на Небеса силой. В рассмотренном нами библейском фрагменте Христос только что исцелил человека с иссохшей рукой и изгнал беса. Все видели, что сила Божья совершила мощный прорыв в царстве дьявола. Но нечестивцы встали и сказали: “А-а! В этом Иисусе сидит веельзевул! Вот почему Он может изгонять демонов!” Само по себе действие, о котором они свидетельствовали, дела и слова Христа, — все говорило о том, что Он выступал против дьявола и разрушал сатанинское царство. И просто невозможно представить себе — как дьявол мог бы помочь Христу совершить это дело.

               Послание к Евреям (6:4-8): Оно содержит описание греха против Святого Духа: человек, совершивший его, не может быть обновлен покаянием. Это просто невозможно. Не Бог приводит человека в такое состояние, но грешник своими собственными низкими делами порождает такое положение, когда покаяться уже невозможно. Когда это состояние достигает определенной степени, Бог прекращает Свое действие на человека. Человек навлекает на себя проклятие, и нет больше никакой возможности спасти его. Почему? Потому что он не может быть приведен к покаянию.

               Первое Послание Иоанна (5:16) содержит важную информацию для нас, но мы не можем действовать в соответствии с тем, что там сказано. Потому что мы не можем ни об одном человеке до его смерти сказать, что он согрешил против Святого Духа. Даже если уста человека извергают богохульства, мы не знаем — до какой степени его сердце подвержено этому, и вообще — что это за явление: результат действия дьявола, или проявление величайшей духовной слепоты. Мы не можем сказать — возможно ли обновление этого человека покаянием, или нет. Во времена первых апостолов христиане имели дар распознания духов. Соответственно, Св. Иоанн в данном библейском фрагменте имеет в виду следующее: “Если вы видите, что Бог прекратил проявлять Свою милость по отношению к какому-то человеку, который совершил этот грех, то вам также не следует проявлять желания о том, чтобы Бог был милостив к нему, и вы должны прекратить молиться о нем”. Мы не можем сказать Богу: “Спаси тех, кто согрешил против Святого Духа”.

               Это потрясающее заявление, и тем не менее, в нем все же содержится огромное утешение. Кто-то может прийти к вам и сказать: “Я — последний, конченый негодяй. Я совершил грех против Святого Духа. И я совершенно уверен в этом”. Этот страдающий человек может рассказать вам о том зле, которое он совершил, о тех злых словах, которые он произнес, и о тех злых помыслах, которые он вынашивал в душе. Все это может выглядеть так, как будто он действительно хулил Духа Святого. Но тогда вспомните о том оружии, которое дано нам в 6-й главе Послания к Евреям как раз для такого случая: Этот человек вовсе не радуется тому, о чем он вам рассказывает; все это огорчает его, ему больно. Это показывает, что Бог, по крайней мере, начал вести его к покаянию. Все, что нам надлежит сделать в такой ситуации — это раскрыть ему обетование Евангелия. Когда вы спрашиваете его — совершал ли он все это зло преднамеренно, — он может ответить вам, что делал это не по своей воле: сатана убеждал его в том, что это нужно сделать. Когда вы спрашиваете его — хотел бы он не совершить всего этого зла в своей жизни, — он ответит: “Да, конечно, — все это привело меня к самым ужасным страданиям”. Это верный признак того, что Бог начал вести этого человека к покаянию. К такому случаю, действительно, не следует относиться легкомысленно. Страдающему человеку нужно показать, что, поскольку в нем есть зачатки покаяния, он имеет несомненное доказательство того, что он не совершил грех против Святого Духа. В общем, проповедуя на эту тему, служитель должен больше убеждать своих слушателей, что они не совершили этого греха, чем предупреждать их о недопустимости его совершения. Человеку, который действительно совершил этот грех, проповедование не принесет никакой пользы. Всем же, кто сожалеет о своих грехах и жаждет прощения, нужно говорить, что они — драгоценные чада Божьи, которые проходят сейчас через ужасные испытания.

               Грех является непростительным не из-за своей “величины”, — потому что апостол, как мы уже слышали, предельно ясно сказал: “А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать”, — но из-за того, что человек, совершающий этот грех, отвергает единственный путь, которым он может быть приведен к покаянию и вере.

               Что касается людей, страдающих от мысли о совершенном ими грехе против Святого Духа, то они не могли бы страдать, если бы действительно совершили такой грех, но находили бы для себя удовольствие в постоянной хуле на Евангелие. Однако христиане, страдая, по-прежнему имеют веру и Дух Божий действует в них. А если Дух Божий действует в них, то они не согрешали против Святого Духа.

               Превосходное освещение этого вопроса приводится в работе Байера “Краткое изложение позитивной теологии”[2], написанной на латыни. В разделе 24, 3-й главы, 2-й части этой работы, сказано: “Самый тяжелый из всех грехов, который назван грехом против Святого Духа, заключается в злобном отречении и хуле, в упорных нападках на небесную истину, которая была некогда познана человеком, совершающим этот грех”.

               Человек, совершивший грех против Святого Духа, проклят не столько из-за самого греха, сколько из-за своего неверия. Неверие — это общая причина, а постоянное и злобное поношение истины — это частная причина его проклятия.

_______________________

[1] Точнее — в предшествующих фрагментах. — Перев.

[2] Baier, Compend of Positive Theology. В тексте приведен произвольный перевод названия, так как у переводчика нет информации о том, — имеется ли эта работа на русском языке.