6. Один Бог - три божественные Ипостаси
Слово "Троица" происходит от двух латинских слов: tri, означающего "три"; и unus, означающего "единый". Его нет в Библии, но оно используется для обозначения трех Ипостасей (Личностей) Бога. Дело вовсе не в том, появляется ли слово "Троица", само по себе, в Библии. Факт заключается в том, что Бог открывает Себя в Писаниях как Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
Не имеет смысла вопрос о том - логично ли это учение и насколько оно легко для понимания. Мы не можем полностью понять даже того, как устроены простейшая травинка, или микроскопический атом. Бог же тем более недоступен для нашего разума и понимания. Точно также, вопрос не состоит в том, охватывают ли Никейский (325 г. по Р.Х.) и Афанасьевский (5-6 вв. пр Р.Х) Символы Веры доктрину о Троице. Наша вера основывается на Святых Писаниях, а не на составленных человеком символах веры. Возможно, что язычники в древние времена и поклонялись каким-то тройственным богам, однако их искаженные поверья также не делают доктрину о Троице "языческим заблуждением", как языческий способ молитвы не делает делает ошибочным само явление молитвы. Решающий вопрос заключается в следующем: Что говорят богодухновенные Писания?
Свидетель Иеговы говорит: "Какие же факты указывают тогда на Троицу? Ни одно слово и ни одна идея в Слове Божьем, Библии" ("Истина, ведущая к вечной жизни", 1968, с.25).
Да откроет господь наш разум, чтобы мы могли понять Слово Его, в процессе исследования Библии и истолкований Сторожевой Башни.
Библия, от начала и до конца, последовательно учит, что существует только один Бог. Во Второзаконии (6:4) мы читаем: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть". Еврейское слово "един", используемое в этом фрагменте, очень многозначительно. Оно отличается от слова yachid, означающего "единственный" (т.е. "существующий в одном лице"). Во Второзаконии (6:4) используется слово echad, которое имеет смысл: "объединенный" [Например, (Быт.1:5): "И был вечер, и было утро: день один"; (Быт.2:24): "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть"]. Очевидно, что автор Второзакония имеет ввиду отнюдь не то, что Бог существует в единственном лице, но то, что Он - един, то есть объединен, а значит состоит из нескольких Лиц.
Всем ясно, что Отец является Богом. Но Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус - не Бог. Согласно их убеждениям, Иисус сначала был ангелом. Затем, на протяжении тридцати трех лет он жил в облике человека на земле. А сейчас - Он снова ангел, живущий на небесах. Они настаивают на том, что Он никогда не был равен Своему Отцу.
"Новый Всемирный перевод Святых Писаний" дает фрагмент (1:1) из Евангелия от Иоанна в следующей интерпретации: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было (каким-то) богом". Говоря другими словами, Свидетели Иеговы верят, что Иисус Христос, (какой-то) бог, был с Богом. Но Бог Иегова безоговорочно отвергает такую интерпретацию Писаний, когда провозглашает: "Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет" (Ис.43:10) и "... Нет иного Бога кроме Меня" (Ис.45:21).
"Но разве в Первом Послании к Коринфянам (8:5) не говорится: 'Хотя и есть так называемые боги'?", - спрашивают Свидетели Иеговы. Верно, говорится! Сатану тоже называют "богом века сего" (2Кор.4:4). Обращаясь к ветхозаветным судьям, Бог сказал: "Вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы" (Пс.81:6). Но сатана - ложный объект поклонения, а судьи - просто были посредниками Божьими, но не Самим Богом. О них сказано далее: "... Вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей" (Пс.81:7). Иисус же - истинный Бог.
Апостол Павел утверждает: "... Ибо вы служите Господу Христу" (Кол.3:24). Имеет ли он ввиду, что они служат всего лишь какому-то другому человеку? Нет, потому что апостол пишет, что они все делают "для Господа, а не для человеков" (Кол.3:23). Служили ли они какому-то богу? Нет, мы должны служить одному только Богу. Стефан молился: "Господи Иисусе! приими дух мой" (Деян.7:59). Разве он молился какому-то богу? Это было бы идолопоклонничество. Молитвы должны обращаться только к Богу.
Если Отец - Бог и Иисус - тоже Бог, то следует ли из этого, что существует два Бога? Нет. Бог, как следует из Второзакония (6:4) един. Бог является столь целостным и столь абсолютным, что Он не может быть разделен на две или три "составные части".
Иисус Христос сказал: "Я и Отец одно" (Иоан.10:30). Разве слово "одно" в Его заявлении не описывает нечто большее, чем полную гармонию воли и целей Иисуса с Отцом? Прямой контекст показывает, что здесь речь идет о гораздо большем. Иисус, как человек, только что провозгласил: "Отец Мой... больше всех" (Иоан.10:29). Но, как Бог, в человеческом обличье, Он претендует на такую же божественную силу, какой обладает Его Отец. Он говорит, что никто не может похитить Его овец ни из Его руки, ни из руки Его Отца (Иоан.10:28-29). Затем Он говорит: "Я и Отец одно" (Иоан.10:30). И сразу же после этого неверующие иудеи "схватили каменья, чтобы побить Его" (Иоан.1-:31). Почему? Они отвечают сами на этот вопрос: "... Хотим побить Тебя камнями ... за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Иоан.10:33).
В Евангелии от Иоанна (17:22) Иисус молится о том, чтобы Его последователи были едины: "... Да будут едино, как Мы [Отец и Сын] едино". И затем Он молится о том, чтобы единство верующих могло быть проявлено в любви и мир мог познать, что Отец послал Сына (Иоан.17:21,23). Как же может быть достигнуто единство народа Христова? Иисус отвечает на этот вопрос: "Я в них и Ты во Мне" (Иоан.17:23). Как Отец обитает в Сыне, так и Иисус обитает в тех, кто открывают свои сердца для Него. Единство народа Христова достигается через Иисуса Христа, обитающего в Своих людях. Через Него Его народ становится "одним телом" (Ефес.4:4). Единство, о котором говорится в (Иоан.17:22), - это единство верующих через обитающего в них Христа. Единство же, о котором Иисус говорит в Евангелии от Иоанна (10:30) - это Его равенство с Отцом.
Никто никогда даже не видел Бога (Иоан.1:18). Бог говорит: "Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20). Ни один человек, будучи грешным, не может вынести взгляда Божьего. Фактически, Иисус существовал в недре Отчем, в такой близости с Ним, какая только может существовать (Иоан.1:18). Он является единородным (буквальный перевод греческого слова monogenhV Сыном Отца (Иоан.3:16). Когда человек создает какой-то инструмент - на свет появляется нечто отличное от него самого. Когда же человек рождает сына - этот сын бывает такой же, как он сам. Таким образом, единородный Сын Божий - такой же, как и Его вечный Отец. Сын явил нам отца потому, что Он жил в самой наитеснейшей связи со Своим Отцом. Сын Божий сказал Филиппу: "Видевший Меня видел Отца" (Иоан.14:9). Видеть Иисуса глазами веры - это то же самое, что видеть Самого Бога, потому что Иисус, стоя перед Филиппом, был истинным Богом в человеческом облике. О Нем апостол пишет: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2:9).
Когда Иисус-человек упоминает Своего Отца, Он называет Его: "Мой Боже", как, например, Он делал на кресте (Мат.27:46) и после Своего воскресения (Иоан.20:17).
В Евангелии от Иоанна (17:3) Иисус-человек молится Своему Отцу: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". Этим заявлением Иисус ставит Себя наравне со Своим Отцом и показывает, что Они едины. Он провозглашает, что для того, чтобы получить вечную жизнь мы должны познать Сына так же, как Отца. Может ли творение - будь оно даже совершенным человеком, или святым ангелом - даровать кому-то вечную жизнь? Нет, это может сделать только Бог. Иисус сказал: "... Я даю им [Моим овцам] жизнь вечную" (Иоан.10:28).
Каково же отношение Иисуса, как Бога, к Своему Отцу? Павел говорит: "... А Христу глава - Бог" (1Кор.11:3). Подчиненность Христа Своему Отцу ни в коем случае не подразумевает, что Он, как Бог, не равен Своему Отцу. Глава женщины - ее муж (1Кор.11:3), однако женщина обладает той же природой, что и мужчина. Точно также и в Триедином Боге имеет место добровольное подчинение Сына Отцу. Но при этом Отец и Сын - в равной мере являются Богом. Сын имеет туже самую божественную форму, или природу, что и Его Отец (Фил.2:6), ибо полнота Божья обитает в Его Сыне (2:9).
В 1-ом Послании к Коринфянам (15:28) утверждается: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем". Когда мир был создан, Христос стал "рожденным прежде всякой твари" (Кол.1:15), "Первенцем превыше царей земли" (Пс.88:28). Сатана исказил творение Божье. Но Иисус, Своей смертью и Своим воскресением лишил престола дьявола, как правителя мира сего. Хотя дьявол по-прежнему порождает немало зла и опустошения, он является уже побежденным врагом Божьим. Во время Своего последнего пришествия Иисус Христос поставит последнюю точку в Своей победе над дьяволом. И тогда победоносный Христос "вручит" Свою завершенную работу Спасителя человечества Своему Отцу. В этом акте повиновения Он подчинит Себя Самого и все Свое творение Богу Отцу. Затем Бог - Отец, Сын и Святой Дух - будет править всем творением.
Таким образом, Библия учит, что Отец является Богом, и Сын является истинным Богом и истинным человеком. Библия учит также о реальности Святого Духа.
Для Свидетелей Иеговы Святой Дух является не более, чем некой "невидимой, действующей силой Божьей" ("Да будет Бог истинным",19526 с.108).Они утверждают, что Святой Дух не может быть Ипостасью (т.е. Личностью), потому что Иоанн Креститель сказал, что Иисус будет крестить Святым Духом и огнем (Мат.3:11). Как же,- спрашивают Свидетели Иеговы,- одна личность может крестить другой личностью?
В День Пятидесятницы Петр процитировал фрагмент из Книги Иоиля (2:28): "... Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Деян.2:17). Свидетели Иеговы считают это завление еще одним доказательством того, что Святой Дух не может быть Личностью. Они снова демонстрируют свою неспособность различать образные и буквальные высказывания, а также тот факт, что они полностью полагаются на человеческий разум, а не на Святые Писания. Иов спрашивает: "Не Ты ли вылил меня, как молоко?" (Иов.10:10). Вполне очевидно, что для Писания вполне типично образное высказывание о личности, как о чем-то "излитом".
Свидетели Иеговы пытаются доказать, что Святой Дух - это "нечто", а не Личность. Написано: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему..." (Рим.8:16). Слово "Дух", на греческом языке Pneuma, является существительным среднего рода. Существительное среднего рода, в соответствии с грамматическими правилами, должно сопровождаться местоимением среднего рода "себя самого". Однако, это нисколько не опровергает того, что Святой Дух является Личностью. В Евангелии от Иоанна (4:24) сказано: "Бог есть дух". И все же Бог - это отнюдь не "нечто".
В Евангелии от Иоанна (16:13) говорится о Святом Духе как о "Духе [Pneuma] истины". Тем не менее, на существительное среднего рода Pneuma здесь дается ссылка как на ekeinoV - мужскую форму греческого местоимения, означающего "он". Таким образом, даже "Новый всемирный перевод Святых Писаний" (1970) вынужден перевести фрагмент (Иоан.16:13) следующим образом: "Когда же придет дух истины, он наставит вас на всякую истину; ибо он будет говорить не от себя, но он будет говорить, что услышит, и он возвестит вам будущее". В 16-й главе Евангелия от Иоанна "Новый всемирный перевод Святых Писаний" (1970) 10 раз ссылается на Святого Духа (называя Его "утешителем", или "духом истины"), как на личность (то есть словами: "он", "его", "ему").
Отличительными чертами личности являются интеллект, эмоции и воля. Некая безличностная сила не может учить. Святой же Дух делает это. Свидетели Иеговы говорят, что Святой Дух может быть уподоблен лучу радара. Луч радара не может любить или огорчаться. Святой Дух может. Невидимая сила не может запрещать. Святой Дух может.
Святой Дух
"Дух Святый сказал: отделите Мне [обратите внимание на личное местоимение] Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян.13:2) | |
"Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит..." (Иоан.16:13) | |
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему ..." (Иоан.14:26) | |
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины..." (Иоан.14:16-17). | |
"И, вошед к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников" (Деян.21:11). | |
"Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать Слово в Асии" (Деян.16:6). | |
"Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому...?" (Деян.5:3) | |
"И не оскорбляйте Святого Духа Божия..." (Ефес.4:30) | |
"Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей" (Рим.8:27) | |
"... Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа..." (Рим.15:30) |
Только Личность может делать все то, что совершает Святой Дух. Библия совершенно ясно говорит о Святом Духе как о Личности. Библия учит также, что Святой Дух - это Бог.
В первой церкви, в Иерусалиме, Анания и его жена Сапфира продали свою собственность и принесли только часть денег апостолам, утверждая при этом, что принесли все. Но Петр сказал: "Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?" Далее Петр продолжает и дает определение Святому Духу. Он говорит: "... Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян.5:3-4). Высказывание Перта не оставляет никаких сомнений: Святой Дух - это Бог.
Святой Дух отождествляется в Писаниях с Господом (Иеговой). Господь сказал пророку Исаие: "Слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите" (Ис.6:9). В Книге Деяний (28:25-26) апостол Павел утверждает, что это Святой Дух произнес эти слова через Исаию. В пустыне иудеи искушали Господа (Иегову) (Исх.17:2). В Послании к Евреям (3:9) Святой Дух говорит: "Где искушали Меня отцы ваши...". В Книге Иеремии (31:33) Господь (Иегова) провозглашает: "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его". В Послании к Евреям (10:16) Святой Дух говорит: "... Вложу законы Мои в сердца их".
Таким образом, в Писаниях упомоинаются три Личности, Которые в равной мере носят имя Божье. Именно во имя этой Троицы мы должны быть крещены: во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мат.28:19).
Снова и снова в Писаниях подчеркиваются различия между Отцом, Сыном и Святым Духом. Хотя Библия приписывает свои особые деяния каждой из трех этих Ипостасей Бога, все эти божественные личности принимают участие в делах друг друга. Для иллюстрации приведем несколько примеров:
Существует "Один Господь..." (Ефес.4:5). Иисус молится: "Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли..." (Мат.11:25). В Послании Иакова (2:1) говорится об "Иисусе Христе, нашем Господе славы", а во 2-ом Послании к Коринфянам (3:17) сказано: "Господь есть Дух".
В Послании к Ефесянам (4:4) сказано: "Один дух". Он является "Святым Духом" (Мат.28:19), "Духом Христовым" (Рим. 8:9) и "Духом Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса" (Рим.8:11).
Дух созидает (Пс.103:30). Сын Божий является Творцом (Евр.1:10). Отец сотворил все сущее (1Кор.8:6). Единый Бог сотворил нас (Мал.2:10).
Дух Божий обитает в вас (Рим.8:9). Христос обитает в ваших сердцах (Ефес.3:17). Отец и Сын сотворят Свою обитель в человеке Христовом (Иоан.14:23). Бог обитает в Своем храме, народе Своем (2Кор.6:16).
Совершенно ясно, таким образом, что учение о Триедином Боге не является "еще одной попыткой сатаны удержать богобоязненных людей от познания истинного Иеговы и Его Сына Иисуса Христа" ("Да будет Бог истинным",1952, с.111). Скорее это явное свидетельство Писаний.
Истина, раскрываемая в Писаниях, заключается в следующем:
Существуют три самостоятельных Ипостаси (Личности) Бога;
Эти три Личности равны по Своим свойствам, но они - Единое Божественное Существо;
Как все вместе, так и по отдельности, они носят имя: Бог;
Они не являются "тремя отдельными Богами", но единым, вечным Богом: Отцом, Сыном и Святым Духом.