ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

7. Спасение

Что я должен сделать, чтобы спастись? Это жизненно важный вопрос. Апостол Павел дает ответ на него: "... Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься..." (Деян.16:31). Написано также: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16).

Писания ясно учат, что мы обретаем спасение от смерти во грехах и вечную жизнь тем, что полностью возлагаем наше упование на Иисуса Христа, Которого Отец принес в жертву на нашем месте.

Чему же учит Сторожевая Башня? Приводимые ниже утверждения приводятся в книге "Убедись во всем" ("Make Sure of All Things, 1965, pp.438-439): "Спасение возможно только через веру в Иисуса Христа. Спасение не заслуживается и не является чем-то таким, что нам причитается; оно является выражением незаслуженной доброты Божьей".

На первый взгляд может показаться, что Свидетели Иеговы истолковывают Библию правильно. Другие их заявления, однако, открывают, что их учение полностью отличается от учения Христа и апостолов. Давайте сравним то, чему действительно учат Свидетели Иеговы о спасении с тем, что говорит об этом Библия.

Свидетели Иеговы Библия

Была ли смерть Христа человеческой или божественно-человеческой жертвой?

"Он (Сын Божий) пришел... чтобы умереть как человеческая жертва за все человечество, чтобы мы могли иметь жизнь вечную" (Things in Which It Is Impossible for God to Lie, 1965, p.219). "Ибо в Нем (в Иисусе Христе) обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2:9).

"Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо..." (1Пет.2:24).

Пояснения: Согласно Свидетелям Иеговы, Христос не принес в жертву ничего, кроме человеческого тела. Поскольку Бог во всей Своей полноте обитал в человеческом теле Иисуса, смерть Иисуса была божественно-человеческой, а не просто человеческой жертвой.

Кого искупил Иисус Своей жертвой - Адама, или все человечество?

"Совершенная справедливость Божья не позволила бы Ему принять больше, чем стоило то, что должно было быть искуплено...

Именно совершенный человек Адам согрешил и из-за этого потерял свое наследственное человеческое совершенство и свои преимущества. Иисус должен был быть настолько же совершенным, в человеческом отношении, чтобы соответствовать безгрешному Адаму в Едемском саду. Таким образом Он мог принести выкуп, в точности соответствующий по своей ценности тому, что Адам-грешник утратил и чего он лишил своих потомков. Это требование божественной справедливости не позволяло Иисусу быть кем-то более, нежели совершенным человеком" (Things in Which It Is Impossible for God to Lie, 1965, p.232).

"... Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех..." (1Тим.2:6).

"А Христос за всех умер..." (2Кор.5:15).

Пояснения: С одной стороны Свидетели Иеговы говорят, что Христос умер за все человечество. Тем не менее, они ограничивают ценность искупления, принесенного Христом и преуменьшают величественность и необъятность Его спасительной работы.

Они утверждают, что Иисус был просто совершенным человеком, и не более того. Таким образом, они учат, что Его искупительная работа заключалась в том, что одна совершенная человеческая жизнь была отдана для того, чтобы искупить другую человеческую жизнь. Они придерживаются точки зрения, что Иисус отдал Свою жизнь как выкуп только за Адама.

Грех Адама был столь велик, что повлек за собой смерть для всех людей (Рим.5:12). Когда Иисус умер, Он был как бы на одной чаше весов. На второй чаше был весь мир. Так как вся божественная полнота обитала телесно в Иисусе (Кол.2:9), Его смерть имела бесконечную ценность. Он умер не за одного какого-то грешника, но за всех грешных людей. Он отдал Свою жизнь в качестве выкупа за всех, а не только лишь за Адама.

Является ли спасение только перспективой будущего, или же оно уже существующая реальность?

"Чудесная перспектива вечной жизни в праведном царстве Божьем ожидает тех, кто переживет сию порочную систему (с.101). Первоначальный этап Царства будет покрывать период в тысячу лет (с.106). Когда рай будет восстановлен на земле, Иисус снова воспользуется Своей властью для того, чтобы воскресить мертвых (с.109). Эти воскресенные к жизни на земле люди будут иметь возможность обрести вечную жизнь в раю (с.110). К завершению первой тысячи лет оно (т.е. правление Божье через Христа) ... устранит всякую неправедность. Все люди на земле предстанут как совершенные творения перед престолом Верховного Судьи, Бога Иеговы... Иегова даст им возможность продемонстрировать свою верность и преданность. Как? Посредством освобождения сатаны и его демонов из темницы (Откр.20:7). ... Те, кто останутся верными Богу, будут удостоены вечной жизни" (The Truth That Leads to Eternal Life, 1968, pp.112-113).

Пояснения: Свидетели Иеговы не могут быть уверены в том, что они уже спасены, потому что они не уповают на завершенную работу Иисуса. Даже после воскресения они могут только предвкушать "возможность доказательства своей достойности" вечной жизни.

"Верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Иоан.3:36).

"...Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан.5:24).

"Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1Иоан.5:13).

"... Чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Филип.3:8-9).

"Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр.9:28).

Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус не просто дал нам возможность обрести вечную жизнь, но совершил гораздо больше. Он полностью избавил нас от вины и вечных последствий наших грехов.

Наше спасение является уже существующей реальностью. Мы имеем вечную жизнь уже сейчас.Мы провозглашены праведными и оправданы уже в этой жизни.

В то же время, однако, наше спасение еще не полностью завершено. Спасение, в полном и окончательном смысле, будет иметь место во время последнего пришествия Христа. Тогда мы будем полностью избавлены от греха и его власти над нами.

Как мы спасены: по вере и добрым делам, или же только по вере в Иисуса?

"Путь на небеса включает больше, чем просто вера в искупительную жертву Христа и дела веры во исполнение наставлений Божьих.

... Это (призвание и избрание Богом через Его Сына) включает в себя множество шагов или поступков, предпринятых для получения избранным человеком права на небесное наследие, многие из этих шагов предпринимаются Богом, но остальные - самим избранным" (Aid to Bible Understanding, 1971, p.735).

"Для обретения спасения, мы должны совершить нечто большее, чем просто принять весть о царстве. Мы должны также проповедовать ее, для того, чтобы показать, что мы в нее веруем. Мы получаем спасение не только верой от всего сердца в весть о царстве. Мы должны также публично провозглашать эту весть о царстве другим людям" (From Paradise Lost to Paradise Regained, 1958, p.249).

"Так как Отцом Иисуса был Бог, он был совершенным человеком. Будучи совершенным человеком, он имел право на жизнь. Добровольно складывая с себя человеческую жизнь, он мог использовать ее право на выкуп достоинства жизней потомков Адама" (From Paradise Lost to Paradise Regained, 1958, p.143).

Пояснения: Свидетели Иеговы учат, что веры в искупительную жертву Христа недостаточно для обретения спасения. Для того, чтобы быть спасенным,- утверждают они,- необходимо изучение и использование публикаций Сторожевой Башни, посещение собраний и нанесение домашних визитов с целью свидетельствования.

"Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефес.2:8-9).

"Получая оправдание даром, ро благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3:24).

Наши добрые дела не спасают нас. Вечная жизнь даруется нам не потому, что мы достойны ее, хотя бы на иоту. Наше спасение - это незаслуженный нами дар Божий. Мы не можем "загладить" свою вину путем послушания. Только кровь Иисуса очищает нас от всякого греха (см.:1Иоан.1:7).

Свидетельствование о нашем Спасителе, а также любовь к ближним и дух прощения - это только лишь доказательства спасительной веры. Только один Иисус дает спасение и наши добрые дела здесь ни при чем.

Кому необходимо рождение свыше - всем, или только лишь некоторым?

"Рождение свыше, в виде духовных сынов Божьих, необходимо тем, кто войдет в небесное царство Божье (Make Sure of All Things, 1965, p. 56).

Пояснения: Свидетели Иеговы говорят, что остальное стадо, которое, согласно их поверьям, после воскресения будет жить вечно не на небесах, а на земле, не нуждается и не может быть рождено свыше.

"Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан.3:3).

Все, входящие в Царство Христово, должны быть рождены свыше.

Действительно ли только 144 000 человек войдут на небеса?

"В Книге Откровений (14:1-3) говорится, что 144  000 последователей будут стоять с Агнцем Иисусом Христом на небесной горе Сион. Они -единственные, кого Бог Иегова берет на небеса вместе со Своим Сыном. Другие же, получившие жизнь в Его новом мире, будут жить в раю, восстановленном здесь, на земле (From Paradise Lost to Paradise Regained, 1958, p.153).

"Библия ясно показывает, что некоторые из них, а именно - 144 000 человек - разделят небесную славу со Христом Иисусом, в то время как остальные будут наслаждаться благословениями жизни здесь, на земле" (Let God Be True, 1952, p.298).

Пояснения: Сторожевая башня ограничивает число тех, кто допущен на небеса, до 144000 человек.

"После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и спальмовыми ветвями в руках своих" (Откр.7:9).

Бесчисленное множество последователей Иисуса - а не только лишь 144 000 - будут стоять на небесах перед престолом Бога и Его Сына.

"И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу" (Откр.14:1,4).

"И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых" (Откр.7:4).

Если принимать эти слова буквально, то единственными людьми, которым будет позволено явиться перед престолом небесным - это 12 тысяч мужчин-иудеев, из всех 12-ти колен, причем мужчин, никогда не имевших интимных отношений с женщинами. В Книге Откровений (14:4), однако, утверждается, что 144000 - это не общее число верующих в Иисуса, которые войдут на небеса. Это только лишь "первые плоды" - те первые, за которыми, последует намного большее число людей.

Можно ли разделить христиан на "два класса": 144 000 избранных и все остальные?

"Итак, 144  000 - это люди умершие на земле в человеческом теле и воскресшие к небесной жизни, в виде духовных творений, подобно Иисусу (Рим.6:5). По сравнению с тысячами миллионов людей, живущими на земле, они - в самом деле "малое стадо". Однако, "малое стадо", отправляющееся на небеса - это не единственные, кто получает спасение. Как мы видели, они будут иметь счастливых земных подданных. Иисус ссылается на них, когда говорит: "Есть у Меня и другие овцы", великое множество которых уже сейчас преданно служит Богу (Иоан.10:16; Откр.7:9,15) (The Truth That Leads to Eternal Life, 1968, p.77).

Пояснения: Сторожевая Башня учит, что существует два "класса христиан", если можно так выразиться: (1) Небесный класс. Они составляют царство Божье, которое, по мнению Свидетелй Иеговы, началось в 1914 году. Они правят над земным классом (Make Sure All Things, 1953, p.231). (2) Земной класс. Им не суждено родиться свыше. Они будут воскресены к жизни на земле и будут подданными Христа и Его 144000 "соправителей".

"Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лук.12:32).

Здесь мы видим, как Иисус обращается к Своим ученикам. Они были маленькой горсткой людей, по сравнению со всем иудейским народом. Так же и истинные последователи Христа в наши дни - хотя их намного больше по числу, чем во времена земного служения Христа, они по-прежнему составляют явное меньшинство в мире.

"Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Иоан.10:16).

"Другие овцы" Христа - это были язычники, не являвшиеся частью древнего народа Божьего. Верующие неиудейского происхождения, вместе с верующими иудеями, должны стать одним стадом.

Иисус не проводит никакого различия между "небесным" и "земным" классами последователей. Он дает вечную жизнь всему Своему стаду (10:28). Бесчисленное множество последователей Агнца, Который является также и Пастырем, будут стоять на небесах перед престолом Божьим, вместе с Иисусом (Откр.7:9-10).

Хотя Свидетели Иеговы говорят об Иисусе как о Спасителе и о спасении - как о даре Божьем, они полагают, что смерть Иисуса была просто человеческой жертвой, и не более того, причем жертвой только за грех Адама. Они считают также, что спасение человека частично зависит от того, что он сам делает.

В то время, как истинные христиане уже сейчас, во время своей земной жизни, уверенны в своем спасении, Свидетели Иеговы полагают, что спасение предполагает лишь возможность получить вечную жизнь в перспективе, и эта возможность появится только после воскресения.

Свидетели Иеговы отрицают Божественность Христа, а потому лишают сами себя того вечного спасения, которое Он принес.