ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Харолд Сенкбейл

СМЕРТЬ РАДИ ЖИЗНИ

___________

Руководство к обучению

Катехизис передает Слово Божье из уст в уши, предоставляя ему возможность поселиться в сердце, произвести устное исповедание и породить жизнь под крестом Иисуса Христа. Книга «Смерть ради жизни» — это текст для катехизации, поскольку автор рассматривает действие Таинств и литургии в жизни христианина. Катехизис, составленный пастором Сенкбейлом, базируется на трёх книгах: на Святом Писании, «Малом катехизисе» и сборнике гимнов. Учение черпается из Святого Писания, формулируется в «Малом катехизисе» и выражается славословиями в книге гимнов.
Этот учебный курс призван стать чем-то вроде дорожной карты в том путешествии, которое пастор Сенкбейл предлагает совершить в предисловии. Он может быть использован для облегчения дискуссии по книге «Смерть ради жизни» в группах, собирающихся для изучения Библии, или в качестве руководства для индивидуальных занятий. Как бы вы его не применяли, курс достигнет своей цели, если будет способствовать росту читателя в благодати и в познании Того, Кто является одновременно Сыном Божьим и Сыном Марии.
Данный учебный курс первоначально готовился для «Беседы» — еженедельных библейских семинаров в лютеранской церкви Университета Миннеаполиса в 1992/1993 учебном году. Идеи, мнения и вопросы учащихся, принимавших участие в этих занятиях, усовершенствовали данное руководство и исключили из него всё лишнее. Мы надеемся, что оно станет достойным приложением к книге «Смерть ради жизни».

Джон Т. Плесс
Четверг недели Laetare 1994 г.

Сокращения:
AE — “Luther’s Works”, American Edition, CPH & Fortress Press, 1958-1986
LW — “Lutheran Worship”, CPH, 1982
КС — «Книга Согласия», предварительное издание Фонда «Лютеранское наследие», 1996
TLH — “The Lutheran Hymnal”, CPH, 1941

СМЕРТЬ РАДИ ЖИЗНИ
Сила прощения

Глава 1
Наш умирающий мир

1. Прочтите Быт. 3:1-9. Проследите развитие событий от первого сомнения Евы в Божьем Слове Жизни до Божьего смертного приговора. Как Ева променяла Божью истину на ложь? Обратите внимание на комментарий Лютера в «Шмалькальденских артикулах» (III:VIII): «И это дьявол и древний змий, который обратил Адама и Еву в энтузиазм и увёл их от внешнего Слова Божия к одухотворению и самозаблуждению, но, тем не менее, он достиг этого посредством других внешних слов» (КС. стр. 322).
2. В Быт. 1 мы видим, что Бог высказывает удовлетворение относительно каждой части Своего творения: «Это хорошо». Комментарии к Первому артикулу Апостольского символа веры содержат ясное и живое исповедание благости творения. Благое творение Божье извращено и изуродовано грехом, хотя сотворённый мир сам по себе и по внутренней природе не греховен. Приведите примеры небиблейских взглядов на грех, согласно которым творение представляется воплощением греха или зла. См. также 1 Тим. 4:1-5.
3. Прочтите Матф. 15:11, 17-19. Где, согласно утверждениям нашего Господа, помещается человеческая греховность? Как следующие фрагменты помогают осознать справедливость слов нашего Господа?
Бытие 6:5 _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Иеремия 17:9-10____________________________________________________
__________________________________________________________________
Псалом 50:7-8______________________________________________________
__________________________________________________________________

Артикул II «Аугсбургского вероисповедания» утверждает: «Далее наши церкви учат, что с момента грехопадения Адама все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе, то есть они похотливы, не имеют страха Божьего и упования на Бога» (КС, стр. 30). Как «Аугсбургское вероисповедание» выражает глубинную природу нашей греховности в свете только что рассмотренных нами фрагментов Писания? Что появилось прежде — грех или грехи? См. Рим. 5:12.
4. Как библейское учение о грехе помогает Церкви справляться с нравственным кризисом наших дней и не попадать в ловушку «законничества»?
5. В своём пояснении к Первой Заповеди в «Большом катехизисе» Лютер пишет: «“Иметь Бога” — означает не что иное, как уповать на Него и веровать в Него от всего сердца. Как я уже неоднократно говорил, только уверенность и вера сердца воздвигают как Бога, так и идола» (БК I; КС, стр. 364). Если мы не «безбожны», как утверждают Лютер и Сенкбейл, то в чём же тогда подлинная суть проблемы?
6. Прочтите рассказ о богатом молодом человеке в Мар. 10:17-27. Как Господь употребляет Первую Заповедь, чтобы разоблачить ложного бога, главенствующего в жизни этого человека? Видите ли вы здесь скрытое указание на то, как нам следует подходить к проповеди?
7. Сенкбейл пишет, что «мы живём в эпоху “прежде всего я”» («Страна пластмассовых игрушек»). Лютер отмечал, что грех «коверкает человеческое “я”». Каким образом грех меняет наши отношения с Богом и ближними?
8. Юджин Питерсон говорит: «Екклесиаст — это книга, которая сродни Иоанну Крестителю. Она служит не столько пищей, сколько баней. Она дает не питание, а очищение. Она ведет к покаянию, искуплению. Пастор читает Книгу Екклесиаста, чтобы дочиста вытравить из себя все иллюзии и сантименты, идолопоклонческие идеи и чувства, которые всё портят» (“Five Smooth Stones for Pastoral Work”, John Knox Press, 1975, стр. 125). Каким образом Еккл. 1:14 и 2:10-11 освобождает нас от иллюзий «страны пластмассовых игрушек»?
9. Вспомните наши чтения Быт. 3:1-19. Как этот текст объясняет нашу отчуждённость от других людей (т.е. наше одиночество)? Тяжесть нашего труда? Нашу смертность?
10. Прочтите Рим. 1:18-32. Как Бог проявляет Свой гнев по отношению ко греху?
11. Божий гнев вызывает смерть грешника. Однако в самой гуще этого умирающего мира Господин Жизни приходит к нам, чтобы даровать жизнь, проведя нас через смерть и воскресение. Обратите внимание на то, как Апостол Иоанн описывает присутствие и труды нашего животворящего Господа:
Иоан. 1:1-3_______________________________________________________
_________________________________________________________________
Иоан. 6:63________________________________________________________
_________________________________________________________________
Иоан. 10:10_______________________________________________________
_________________________________________________________________
Иоан. 20:30-31_____________________________________________________
_________________________________________________________________
1 Иоан. 1:1-4______________________________________________________
_________________________________________________________________
1 Иоан. 4:9-16_____________________________________________________
_________________________________________________________________
1 Иоан. 5:4-12_____________________________________________________
_________________________________________________________________

Глава 2
Наш живой Господь

1. Философ-иудаист Эрнест Бекер написал книгу под названием «Отрицание смерти» (“The Denial of Death”, The Free Press, 1973), в которой описывает тщетные попытки людей избежать смерти путём отрицания её реальности и неизбежности. Как вы относитесь к стремлению людей избежать реальность о которой Сенкбейл пишет: «Вся наша жизнь проходит на краю могилы» («Воплощённая жизнь»)?
2. Каким образом то, что «в Иисусе Христе воплотилась вечная жизнь», противоречит человеческим представлениям о реальности? Прочтите 1 Кор. 1:18-25.
3. Прочтите 3 Цар. 8:27-30, часть литургии освящения Храма. Как Бог являл Своё присутствие в Храме видимым земным образом? Как цель Храм была достигнута в воплощении Сына Божьего? См. Иоан. 1:14; 2:14-22.
4. Комментируя Иоан. 6:46, Лютер пишет: «Посему когда Христос говорит таким образом об Отце, не суетись, не убегай, не ищи Бога в небесах, пока не примешь Христа-Человека. Без Христа-Человека я не имею права искать Бога, да и не найду Его. Если я и обрету кого-то, то не истинного и справедливого Бога, а какого-нибудь злого и мстительного божка. Поэтому Отец ведёт нас к Сыну Духом Своим, учением Своим и Словом. Учение проходит путь от Отца через Сына, и его посредством Отец приводит нас к Сыну. И, когда ты имеешь Духа, ты постигаешь Самого Сына Божьего, а затем ты видишь и постигаешь Самого Бога-Отца. Вся Святая Троица открывается в Личности Христа. Приходя к Сыну, мы тем самым приходим к Отцу. Тот, кто видит Личность, рождённую Девой Марией, видит и Сына Божьего, ибо Отец открывает тебе Слово и Личность Сына. Сюда входит всё, так что всё содержится в этой Личности, чего бы о Боге не думали иного. Когда бы эта Личность не говорила, когда бы ты не услышал голос Сына, — это звучит голос Бога-Отца, провозглашающего, что Сын ради тебя был послан в мир, пострадал, умер и т.д. Так Он вселяет радость в твоё сердце и ведет тебя только ко Христу» («Проповеди по Евангелию от Св. Иоанна», 1530; АЕ 23:89). Религиозные вожди времён Иисуса считали такой подход богохульством. Отношение к этой истине не стало лучше и сегодня. Почему?
5. Прочтите повествования о Рождестве в Евангелиях от Матфея (1:18-25) и от Луки (2:1-20). Обратите внимание на то, что Св. Матфей рассказывает о рождении нашего Господа, уделяя много внимания Иосифу, тогда как рассказ Св. Луки сосредоточен на Марии. Как оба евангелиста подчёркивают факт воплощения?
6. Герман Зассе пишет: «Исповедуя, что Иисус есть “кюриос” [“Господь”], христианская вера отделяет себя от всех окружающих её религий. Признание того, что Иисус есть Христос, могло бы иметь место и в иудаизме… Но признание того, что Иисус Христос есть Господь, вносит неустранимое различие между синагогой и церковью» (“We Confess Jesus Christ”, CPH, 1984, стр. 12). Что же мы исповедуем, называя Иисуса Христа «Господом»?
7. Как, опираясь на Кол. 2:9, вы могли бы описать «глубочайшую тайну и величайшую реальность, соединившиеся в нашем мире» («Противоядие от смерти»)? Обратите внимание на объяснение этого фрагмента, содержащееся в «Формуле Согласия»: «Таким образом, в согласии с древней правоверной Церковью и тем, как она истолковывает эту доктрину на основании Святых Писаний, мы утверждаем и учим, что человеческая природа Христа приняла это величие по образу [по установлению] личностного единения, а именно — потому, что вся полнота Божества обитает во Христе (Кол. 2:9), и обитает не так, как в остальных святых мужах или Ангелах, но телесно, как в Своём собственном Теле — так, что оно сияет во всём своём величии, всей своей силе, славе и действенности в принятой [на Себя Христом] человеческой природе, добровольно [по Его усмотрению] — когда и как Он [Христос] того пожелает» (ФС, ДИ VIII; КС, стр. 607).
8. Что Иисус отдает за жизнь мира? См. Иоан. 6:47-51.
9. Пророк Исаия пишет: «Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45:15). Как Бог скрывает Себя во плоти Иисуса? Что он являет в этой «сокровенности»?
10. В каком смысле использовано слово «тайна» в Дан. 2:19? Апостол Павел часто употребляет слово «тайна», говоря о Евангелии. Например, он четырежды повторяет его в Послании к Колоссянам (1:26-27, 2:2, 4:3). Каково содержание этой «тайны», и как Бог раскрывает его?
11. Что понимается под «тайнами Божьими» в 1 Кор. 4:1? Каким образом эти тайны становятся «осязаемой связью с вечностью» («Великая тайна»)?
12. Как крещение Иисуса в Иордане связано с Его смертью? См. Матф. 3:13-17, 1 Иоан. 5:6-8 и Иоан. 19:33-34. Как Исх. 14 проливает свет на крещение Иисуса? Каким образом Зах. 12:10-13:1 и Иез. 47:1-12 помогают нам понять смерть Иисуса?

Глава 3
Наша смерть и Его крест

1. Сравните Филип. 2:5-11 со Вторым артикулом Апостольского символа веры и с его объяснением в «Кратком катехизисе» (КС, стр. 349). Как фрагмент из Послания к Филиппийцам и Катехизис подчёркивают, что Иисус Христос есть Бог во плоти? Что оба источника говорят о спасительном деянии Христа?
2. Прочтите Матф. 2:1-12. Как проявилось царское достоинство Иисуса в отличие от земных монархов вроде Ирода? См. также Иоан. 18:33-37 и Иоан. 19:19.
3. В «Большом катехизисе» Мартин Лютер описывает искупление следующими словами: «Когда мы были сотворены Богом Отцом и приняли от Него всевозможные блага, пришёл дьявол и ввёл нас в неповиновение, грех, смерть и всякое зло — так, что мы подпали под гнев Божий и стали неугодны Ему, и были обречены на вечное проклятие, которое вполне заслужили. И не существовало ни выхода, ни помощи, ни утешения до тех пор, покуда, в своей непостижимой благости, единственный и вечный Сын Божий не возымел сострадания к нашему ничтожному и жалкому состоянию и не явился с небес, чтобы помочь нам. Таким образом, те тираны и тюремщики теперь изгнаны, и на их место пришёл Господь жизни, праведности, всякого блаженства и спасения, Иисус Христос, Который избавил нас, бедных, грешных людей от челюстей ада, отвоевал нас, освободил нас, и вернул нам доброжелательное отношение и благодать Отца, и приютил нас как Своих, и взял нас под свою защиту, чтобы Он мог править над нами Своею праведностью, мудростью, силой, жизнью и блаженством» (БК II; КС, стр. 418-419). Каким образом Иисус на кресте является одновременно Жертвой и Победителем?
4. Прочтите Матф. 3:13-17. Комментируя этот фрагмент в «Большом катехизисе», Лютер пишет: «Неужели вы думаете, что во время Крещения Христа, когда небеса разверзлись и Святой Дух сошёл видимым образом в божественной славе и величии, это была просто шутка?» (БК IV; КС, стр. 446). Сенкбейл говорит, что «Крещение Его [Иисуса] тоже совершено не над Ним. Это наше Крещение» («Начало на Иордане»). Каким образом Крещение Иисуса стало нашим Крещением? См. также «Пришёл Господь на Иордан» (LW 223).
5. Господь, Который учит молиться: «И не введи нас во искушение», сам был искушаем, как искушаемы и мы, но остался безгрешным (см. Евр. 4:15). Прочтите рассказ об искушении нашего Господа в Матф. 4:1-11, контрастирующий с другим великим повествованием об искушении, Быт. 3:1-19. Как, пользуясь словами «Краткого катехизиса», в обоих случаях сатана пытается «обмануть нас или вовлечь в ересь, отчаянье и прочие великие грехи и пороки» (КК, 6-е Прошение; КС, стр. 351)?
6. Каким образом диавол «ставил это предназначение под вопрос» («Новый актёр») во время искушения, описанного в Матф. 4? Как повторились эти нападки в следующих фрагментах:
Матф. 16:21-23_________________________________________________________
______________________________________________________________________
Матф. 26:36-46_________________________________________________________
______________________________________________________________________
Матф. 27:39-43_________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Сенкбейл подчёркивает слово «позор» («Позор креста»). Автор Послания к Евреям говорит нам, что Иисус «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12:2). В чём заключался позор (посрамление), который перенёс Иисус, отправившись на крест? См. Ис. 52:13-53:12, 1 Кор. 1:18-31 и Гал. 3:10-14.
8. Как Бог защитил от позора Адама и Еву в Быт. 3:21? Как Иисус спас нас от позора? См. Мар. 10:45 и Гал. 3:26-29.
9. Как слова Апостольского символа веры «распятого, умершего и погребённого» подтверждают реальность креста?
10. Прочтите Лук. 24:13-35. Каковы средства, применяемые воскресшим Господом, чтобы обратить разочарование учеников в радость на дороге в Эммаус? Каким образом Иисус и сейчас совершает это для нас в богослужении?

Глава 4
Святое Крещение — вода жизни

1. Прочтите пасхальный гимн Мартина Лютера «Христос Иисус лежит в тяжких оковах смерти» (LW 123; TLH 195), обратите особое внимание на куплет 2:

Была великая и страшная борьба,
Когда столкнулись в поединке жизнь и смерть .
Победу одержала жизнь,
А царству смерти наступил конец.
Нам Слово Божье ясно говорит,
Что смертью смерть поглощена
И лишена навеки жала. Аллилуйя!

It was a strange and dreadful strife
When life and death contended;
The victory remained with life,
The reign of death was ended.
Holy Scripture plainly says
That death is swallowed up by death,
Its sting is lost forever. Alleluia!

Каким образом мы получаем жизнь через смерть Христа? Каким образом символы смерти Христа (т.е. вода и кровь в Иоан. 19:34) становятся для нас символами жизни?
2. «Когда вы смотрели на Иисуса, вы в действительности смотрели на Бога “сзади”» («Великий парадокс»), пишет Сенкбейл. Прочтите Иоан. 14:7-9. Обратите внимание на написанное Лютером об этом фрагменте: «Нашей природе свойственно обращаться с Богом так, как мы этого пожелаем. И если я отворачиваюсь от Христа ради своих забот, то наверняка в голову лезут мысли вроде следующей: “Я бедный грешник! И поэтому Бог — мой враг, Он проклянёт меня”. Это неизбежно пугает и удручает. Затем диавол ведёт меня дальше и учит, как мне освободиться от своих грехов. Он обманывает меня двумя способами. Во-первых, он убеждает, что я должен рассчитывать на свои силы. Во-вторых, он внушает мне мысль выдумать свой собственный способ примирения с Богом. В этом случае Слово и Христос остаются не у дел. Вместо этого, мне следует научиться отбрасывать как своё “я”, так и свои представления о Боге, следуя по пути, который предлагает мне Он, и придерживаясь лишь тех слов Христа, которые говорят мне от имени Бога: “Зачем ты следуешь на поводу у своих мыслей? Зачем глазеешь на небеса? Помнишь, Я говорил тебе: ‘Видевший Меня видел Отца’? Когда Я общаюсь с тобой, — это Отец общается с тобой”. Поэтому давайте строго придерживаться этого и не соблазняться иными путями зла, которые изобретает наше религиозное усердие, и следуя которыми мы собираемся получить общение с Богом» («Толкование Евангелия от Иоанна», 1537; АЕ 24:62-63). Сенкбейл пишет, что «Бог вошёл в этот мир как бы спиной — чтобы мы могли видеть Его и не быть уничтоженными из-за нашего греха» («Великий парадокс»). Каким образом «обратная сторона» воплощения даёт нам утешение? См. также 2 Тим. 1:10 и Евр. 2:14-15.
3. Прочтите Иоан. 13:3-10. Каким образом этот текст изображает «обратную сторону» того, как Бог общается с нами через смерть Своего Сына и святое Крещение?
4. «Необходимое предисловие к последним двум неделям перед Пасхой» (LW, стр. 147; TLH, стр. 25) говорит о двух деревьях в связи с нашими благодарениями вечному Богу: «На древе креста, откуда смерть вырастает, оттуда и Жизнь вновь может произрасти, Ты дал спасение человечеству, и победивший когда-то у древа может также быть древом побеждён Господом нашим, Иисусом Христом».
Прочтите Быт. 2:16-17 и 3:1-7. Как с помощью дерева сатана победил наших прародителей? Прочтите Деян. 5:30, Гал. 3:13 и 1 Пет. 2:24. Как Иисус с помощью дерева победил сатану? Прочтите Отк. 2:7; 22:1-5 и 12-17. Какие обетования Бог связывает с древом жизни? Обратите также внимание на гимны «Движутся вперёд знамёна Царские» (LW 103; TLH 168) и «Прославляй, мой язык» (LW 117) и посмотрите, как в них выражено торжество Бога на древе креста.
5. Сенкбейл видит связь между крестом и святым Крещением: «То же, что произошло на кресте, имеет место в крещальной купели. В кресте древо, сокрушившее человечество в Едеме, стало нашей голгофской победой. Так же обстоит дело и в Крещении — смерть в воде приносит новую жизнь. Утопление становится новым рождением» («Поверженный низвергатель»). Как эта связь проявляется в 1 Пет. 3:18-22 и в Рим. 6:1-12? В свете этих двух библейских текстов обратите внимание на слова Лютера из «Большого катехизиса»: «Итак, вы явственно видите, что здесь нет никакого деяния, производимого нами, но есть лишь сокровище, которое Он даёт нам и которое принимается верою. Точно так же, как Господь Иисус Христос на кресте — это не деяние, но сокровище, заключённое в Слове, предлагаемое нам и принимаемое верою» (БК IV; КС, стр. 448) и «Жизнь истинного христианина — это не что иное, как повседневное Крещение, которое однажды началось и должно продолжаться постоянно. Ибо всё, что принадлежит ветхому Адаму, мы должны непрестанно очищать и отбрасывать, заменяя это тем, что принадлежит новому человеку» (БК IV; КС, стр. 453).
6. Прочтите Матф. 28:16-20. «Краткий катехизис» утверждает, что «Крещение — это не просто вода, — но это вода, соединённая с заповедью Божьей и Словом Его» (КК IV; КС, стр. 352).Упоминаемое в «Кратком катехизисе» Слово Божье — это заповедь Господа о Крещении, данная в Матф. 28:19. Крещение совершается «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Что это означает? См. Чис. 6:22-27.
7. Как Павел в 1 Кор. 10:1-2 соотносит победу над фараоном в Чермном море с Крещением? См. также Исх. 14:10-15:1. Связь победы на Чермном море и Крещения подмечена и в одном из коллектов для пасхальной службы: «О Боже, Ты уже однажды избавил Свой народ, Израиль, от рабства фараонова и провел его через Чермное море, дав нам тем самым прообраз нашего Крещения. Даруй же нам верность Твоему обетованию в Крещении, жизнь в благодати этого обетования и яви всем людям Свою волю, заключающуюся в том, чтобы все стали детьми Авраамовыми через Иисуса Христа, Господа нашего» (“Lutheran Worship Agenda”, CPH, 1982, стр. 82). В каком смысле Чермное море является «прообразом нашего Крещения»?
8. Вспомните, что Крещение «означает, что живущий в нас ветхий человек (ветхий Адам) со всеми своими грехами и злыми вожделениями путём ежедневного сокрушения и покаяния должен быть погружён под воду и умерщвлён, и что вместо него должен ежедневно возрастать новый человек, который будет жить вечно в праведности и чистоте перед Богом» (КС, стр. 353). Каков результат нашего Крещения в Христову смерть? См. также Гал. 3:27 и 2 Кор. 5:17.
9. Слово Божье делает святое Крещение «благодатной живой водой и возрождающим омовением в Святом Духе» (КС, стр. 352). Как это подтверждено в Тит. 3:4-7?
10. Сила святого Крещения — это сила Иисуса Христа. Крещение даёт нам то, что Христос завоевал своей смертью и воскресением. Поэтому «в соответствии со словами и обетованиями Божьими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и от дьявола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует» (КС, стр. 352). Как сила Крещения описывается в следующих фрагментах?
Гал. 2:20_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Иоан. 15:5____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Иоан. 3:5-6___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
11. Апостол Пётр видел предвестие святого Крещения в Ноевом потопе (см. 1 Пет. 3:20-21). Лютер указывает на это в «Молитве о потопе», приведённой в его «Вновь пересмотренном порядке крещения» (1526). Прочтите повествование о потопе в Быт. 6-8, а затем — следующую молитву о потопе, обращая внимание на то, как и молитва, и Крещение разрушают старое для того, чтобы дать рождение новому творению:
«Всемогущий и вечный Боже, по праведному суждению Своему предавший неверующий мир потопу и в милосердии Своём сохранивший жизнь праведному Ною и семейству его, утопивший жестокосердного фараона со всеми его полчищами в Чермном море и выведший народ свой, Израиль, через него на твёрдый берег, предвестивший тем самым эту баню Твоего святого Крещения, и через Крещение Своего дорогого Сына, Господа нашего Иисуса Христа освятивший и соделавший воды Иордана и всю воду спасительным потопом и полным омовением от грехов, мы молим Тебя, чтобы Ты по Своему безграничному милосердием, с которым Ты благодатно взираешь на этого N, благословил его истинной верой в Духе, дабы через этот спасительный потоп все, кто были рождены в Нём от Адама, который сам был отчасти повинен в этом потопе, могли бы утонуть в нём и поглощены были бы им, но чтобы N был отделён от сонма неверных, спасён на суше и сохранен в святом ковчеге христианства, чтобы он служил имени Твоему во все времена в пламенном духе и радостном уповании, чтобы со всеми верующими он удостоился обрести вечную жизнь по Твоему обетованию в Господе нашем Иисусе Христе» (AE 53:107-108).
12. В Ветхом Завете обрезание считалось внешним признаком нового творения (ср. Быт. 17:12-13). Крещение — гораздо больше, чем обрезание. Сенкбейл называет Крещение «радикальным хирургическим вмешательством». Обрезание удаляет лишь кожу. Что удаляет Крещение, согласно Кол. 2:11-12?
13. В Быт. 2:21-25 описано, как Бог создал Еву из ребра Адама. Ева стала невестой Адама. Прочтите Еф. 5:22-33. Там Павел говорит, что Церковь является Невестой Христовой. Как Бог создал Церковь из ребра Христа, Второго Адама? См. Иоан. 19:34.
14. В крещальной литургии пастор говорит: «Прими знак святого креста на челе своём и на сердце, — знак того, что ты искуплен Христом распятым» (LW, стр. 199). На что указывает знак креста? См. следующие фрагменты:
Иез. 9:4______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отк. 9:4______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Еф. 1:13-14___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
15. В «Кратком катехизисе» Лютер предлагает нам, повторяя имя Отца, Сына и Святого Духа, осенять себя крестным знамением в начале и в конце каждого дня. Чем может быть полезно такое религиозное действие?
16. Крещальный гимн Лютера «Пришёл Господь на Иордан» завершается следующим куплетом:

Наш глаз плотский лишь воду зрит,
Что в чашу звонко льётся.
Но в Духе вера мощь таит
Крови, что предаётся
За нас, и верой той ручей
Святой Господней Крови
Очистит всё в душе моей,
И в ней Адам потонет
Со всем своим наследством.
(Перевод Б. Казачкова)
Какая реальность сокрыта в святом Крещении? Обратите внимание на фрагмент из «Большого катехизиса»: «Таким образом, при рассмотрении вопроса о Крещении каждый христианин найдёт многое, чему (полезно) поучиться, и что (он сможет) использовать на протяжении всей своей жизни. Ибо ему многое предстоит сделать, чтобы твёрдо веровать в то, что оно обещает и несёт — победу над смертью и дьяволом, прощение грехов, благодать Божью, всего Христа и Духа Святого с Его дарами» (БК IV; КС, стр. 449).

Глава 5
Отпущение грехов — Слово жизни

1. Каким образом «крест Христов открывает два пути» («Под крестом»)? См. Матф. 16:24-25 и Кол. 3:4-5.
2. Прочтите Матф. 15:1-20. Где книжники и фарисеи видят грех? В чём наш Господь видит грех?
3. Что заключает в себе грех согласно 1 Кор. 15:22 и Еф. 2:3?
4. В святом Крещении Бог совершает деяние, во многом повторяющее само сотворение. В нём Бог не просто исправляет ветхого Адама, а фактически приводит его к смерти, чтобы сотворить нового человека. Как Павел описывает это действие Крещения во 2 Кор. 5:17 и Рим. 6:1-11?
5. Мы обретаем нашу индивидуальность через Крещение во имя Божье (см. Матф. 28:19). Это имя осеняет нас крестом Господним и делает нас противниками диавола. Мы приходим к жизни, наполненной борьбой с сатаной. «Вся жизнь христианина в этом мире проходит на поле брани» («Под крестом»), пишет Сенкбейл. Описание этой борьбы вы можете найти в Рим. 7:18-25. Когда закончится борьба? В чём состоит победа?
6. Обсудите следующее: «Прощение грехов является, по сути, повторением в Крещении лично для каждого верующего великой драмы, явленной нам когда-то Богом в смерти и воскресении Его Сына» («Окончательное решение»).
7. Как вы ответите на вопрос: «Крещёны ли вы?»
(а) Я крещён в такой-то день и в таком-то месте.
(б) Я крещён.
8. Может ли быть ложным совет: «Помни о своём Крещении» («Память о Крещении»)? Прочтите ещё раз Рим. 6:1-11, Гал. 2:20 и 3:27, помня о действенной реальности Крещения. Также прочтите раздел «Что означает такое крещение водой?» в «Кратком катехизисе» (КС, стр. 353).
9. Сенкбейл различает пять «скрытых фактов» («Неприкрытая правда») в святом Крещении. Как эти факты Крещения описываются в следующих текстах:
Еф. 4:17-24____________________________________________________________
______________________________________________________________________
Кол. 2:1-12____________________________________________________________
______________________________________________________________________
Тит. 3:3-7_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рим. 6:4_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Гал. 3:27_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Каким образом в свете вышеприведённых текстов «новая наша христианская жизнь — не что иное, как практическая реализация Крещения» (Радикальное предложение»)?
10. Святое Крещение радикально, то есть оно обращено к корню (radix) проблемы, ветхому Адаму. Попытки перевоспитать, обучить или дисциплинировать ветхого Адама являются следствием неправильного понимания освящения большей частью американских христиан. Что делает Бог с ветхим Адамом в Крещении? Почему Сенкбейл называет Крещение «подлинной формой христианской жизни» («Радикальное предложение»)?
11. Крещение пропитывает всю жизнь христианина. В своём «Большом катехизисе» Лютер пишет: «Жизнь истинного христианина — это не что иное, как повседневное Крещение, которое однажды началось и должно продолжаться постоянно. Ибо всё, что принадлежит ветхому Адаму, мы должны непрестанно очищать и отбрасывать, заменяя это тем, что принадлежит новому человеку… Покаяние — это возвращение и приближение к Крещению, (существующее) для того, чтобы мы повторяли и применяли в жизни то, что начали раньше, но оставили» (БК IV; КС, стр. 453-454). Как мы используем наше Крещение?
12. Слово Божье не просто говорит о прощении грехов, но и фактически прощает грехи. Как на основании Иоан. 6:63 нам следует понимать силу Слова Господнего?
13. Прочтите Иоан. 20:19-23. Какова связь между словами Иисуса и Его дуновением? Каким образом эта сцена «повторяет» сотворение? См. Пс. 32:6.
14. В пасхальный вечер воскресший Господь сделал Своих учеников Апостолами, Своими «посланцами», призванными представлять Его. Для какого дела были посланы Апостолы? См. также Матф. 10:40 и Иер. 1:9-10.
15. Просмотрите раздел «Что такое власть ключей?» в «Кратком катехизисе» (КК V, издание STLK, стр. 23). Что на основании Иоан. 20:19-23 мы знаем об учреждении этого святого служения?
16. В чём разница между «собеседованием» и «исповедью»?
17. Давид пел Псалмы 31 и 50 в ответ на благодатное Божье отпущение грехов, объявленное его пастырем, пророком Нафаном. Прочтите 2 Цар. 11:1-12:13. Как Нафан противостоял Давиду, отягощённому грузом греха? Как слова Нафана фактически избавили Давида от его греха?
18. Бог не оставляет нас наедине со своими грехами. В «Шмалькальденских артикулах» (III:IV; КС, стр. 319) Лютер перечисляет различные формы, в которых выражается совет и помощь Божья в Евангелии, направленная против греха, в том числе и «взаимное собеседование [общение] и утешение братьев». Как это происходит, согласно Гал. 6:2?

Глава 6
Святое Причастие — праздник жизни

1. Прочтите Лук. 19:1-10. Хотя Иисус пришел в дом Закхея как гость, Он стал там хозяином. Как? Почему люди стали роптать, видя поступки Иисуса? См. Лук. 5:27-32. Каким образом Причастие помогает нам понять историю Закхея? См. также Лук. 22:26-27.
2. Лютер говорит, что Таинство Алтаря является «Вечерей Господней, а не христианским ужином». О том, что такое Вечеря Господня, мы знаем из слов Иисуса. См. 1 Кор. 11:23-25 и раздел «Что такое таинство Святого Причастия?» в «Кратком катехизисе» (КС, стр. 355). По указанию Иисуса, мы возвращаемся к «Ветхозаветной вечере народа Божьего — к Пасхе» («В тени смертной»). Прочтите Исх. 12, чтобы понять историю Пасхи. Чем пасхальная трапеза напоминает Вечерю Господню? Чем они различаются?
3. Сенкбейл говорит, что «это не простое упражнение памяти» («В воспоминание об Иисусе»). Какое «воспоминание» присутствует в Причастии? См. Пс. 110.
4. Прочтите 1 Кор. 11:26. Что такое «сильное свидетельство» («Объявление о Его смерти»), которое Иисус доносит до нас в этом таинстве?
5. Наш Господь говорит нам, что освящённое вино есть «Новый Завет в Моей крови». Что же, согласно Лев. 17:11, содержится в крови? Какую роль выполняет кровь Христова согласно Евр. 9:13-15?
6. Мартин Лютер пишет: «Где бы в Писаниях пророки не ссылались на Завет Божий, они везде повторяют, что Бог может стать человеком, умереть и снова воскреснуть для того, чтобы Его Слово, в котором Он обещает этот Завет, могло быть исполнено и подтверждено. Ибо если Бог даёт такой Завет, как Он обещает, то Он должен умереть. А если Он должен умереть, значит Он должен быть человеком. Вот почему маленькое слово «Завет» является кратким выражением всей благодати и чудес Божьих, исполненных во Христе» («Трактат о Новом Завете», 1520; АЕ 35:84). Прочтите Евр. 9:16-22. Почему Причастие является «завещанием и заветом» Иисуса, адресованным нам?
7. В путешествии через пустыню Бог поддерживал Свой народ пищей (см. Исх. 16:3). Мы также совершает переход через этот мир. Каким образом Причастие поддерживает нас во время нашего паломничества? Обратите внимание на совет Лютера: «Если теперь я ищу прощения грехов, я не бросаюсь ко кресту, ибо я не найду прощения там. Не должен я и повторять страдания Христа для познания или воспоминания, как ошибочно утверждает д-р Карлштадт, ибо я не обрету прощения и в этом. Но я найду его в Таинстве или в Евангелии — Слове, которое приносит, представляет, предлагает и даёт мне прощение, завоёванное на кресте» («Против небесных пророков», 1525; АЕ 40:214).
8. Прочтите Иоан. 6:1-14 и 22-59. Затем ответьте на следующие вопросы:
А. Когда и где было совершено чудо насыщения?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Б. Кто, по словам Иисуса, является участником разговора?[Уточните перевод. О каком разговоре здесь идет речь? Редактор.]
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
В. Что Иисус говорит о Своей смерти? Что нам даёт Его смерть?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Г. Как этот фрагмент учит нас принимать Тело и Кровь Господа?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Прочтите Лук. 22:15-18. Иисус говорит эти слова непосредственно перед тем, как учредить Таинство Своих Тела и Крови. Как эти слова исполнились в Лук. 24:28-35?
10. Прочтите Исх. 24:1-11. Что происходило с жертвенной кровью? Какую роль выполняет кровь? В чём выражалось «реальное присутствие» Божье для детей Израиля? Чем этот случай напоминает Причастие?
11. В Книге Откровения рай изображён в виде свадебного пира Агнца. См. Отк. 19:7-9 и 21:2-4. Герман Зассе пишет: « в Таинстве Бог уже сейчас делает с нами что-то, что Он желает сделать в конце всех времён. В Таинстве будущее становится фактом настоящего, а вечность обретает временно?е измерение… Поэтому в святом Причастии нам даётся приобщение к Телу и Крови Христа, которое не будет завершено до конца всех времён» (“We Confess the Church”, стр. 133-134). Какие части богослужения наиболее отражают то, как небеса и земля «встречаются» в Причастии?

Глава 7
Богослужение — совместная литургическая жизнь

1. Сенкбейл отмечает, что христианская жизнь имеет не только основание и средоточие, но и форму. Форма жизни христианина — это литургия, то есть, иначе говоря, форму нашей христианской жизни придаёт божественная литургия («богослужение»). Фактически, Послание к Евреям называет нашего Господа «священнодействователем» (8:2), который служит Своему народу дарами Нового Завета. В Лук. 22:24-27 мы видим нашего «священнодействователя» за работой. Как Иисус совершает «священнодействие» для Своих учеников? Каким образом Он и сейчас среди нас «как Тот, Кто служит»?
2. Прочтите Втор. 32:39. Памятуя об этом тексте просмотрите распорядок лютеранского богослужения или распорядок причастного богослужения в сборнике лютеранских гимнов. Как действует Бог, умерщвляя и оживляя во время богослужения?
3. Шведский лютеранский епископ Улоф Герлин писал, что «церковная литургия, равно как и церковная проповедь, является утверждением Писания как Слова Божьего». Литургия почерпнута из Писания и подчиняет человеческие слова и эмоции авторитету Писания. Поскольку литургия доносит Слово Божье в устной форме (гимны, антифоны и ответствования, чтения из пророков, Апостолов и евангелистов, а также проповедь) и в видимых формах (святое Крещение и Таинство Алтаря), она полна жизни — Божьей жизни. Как Иоан. 6:63 учит нас ценить литургию?
4. Прочтите Деян. 2:41-42. Этот фрагмент — не просто описание жизни ранней Церкви, а повествование о жизни Церкви Божьей, собирающейся вокруг Слова и Таинства в любое время и в любом месте. Герман Зассе пишет: «Мы не родились в Церкви и не можем присоединиться к ней. Это две очень серьёзные ошибки. “Итак охотно принявшие слово его” — то есть слова проповеди Петра в Пятидесятницу вошли в них, создав веру, — “крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч ” (Деян. 2:41). Присоединивший их был Тем, Кто призвал их посредством Евангелия и зажёг огонь веры в их сердцах» (“We Confess the Church”, CPH, 1986, стр. 133). Каким образом Деян. 2:41-42 является исполнением Матф. 18:20?
5. Довольно ясный сюжет Деян. 2:41-42 развивается от проповеди до поклонения. Святое Крещение — это его начало. Те, кто крестились, были привержены («упрямо отстаивали», говорит Сенкбейл в главке «Пребывающие в общении») апостольскому учению, общению, основанному на общем признании этого общения, на преломлении хлеба (новозаветный образ, представляющий вечерю Господню), и те, кто получали дары Господа в Его Слове и с Его Стола, отвечают «молитвами». Таков же сюжет литургии: Бог говорит, а мы отвечаем Ему словами, которые Он даёт нам. Как этот сюжет проявляется в сегодняшней Церкви?
6. Обратите внимание на образ «дуновения» в следующих фрагментах:
Пс. 32:6______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Быт. 2:7______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Иоан. 20:19-23_________________________________________________________
______________________________________________________________________
Что дуновение Божье делает для нас? Когда мы «вдыхаем» дуновение Бога, мы ведь ещё и «выдыхаем». Так что же мы выдыхаем? См. Пс. 50:17.
7. Прочтите Иоан. 4:6-26. Какой «литургический вопрос» самарянка задала Иисусу? Как Иисус ответил на её вопрос, проникнув в самое сердце литургии? Как Иисус переменил место поклонения?
8. Какова цель воззвания Бога в Исх. 19:3-6? Как эта же самая тема отражена в Новом Завете? См. Евр. 10:25.
9. Богослужение начинается словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Прочтите Исх. 20:24. Что делает для нас Бог именем Своим? См. также Чис. 6:22-27.
10. В Исх. 3:4-5 Бог велел Моисею снять свою обувь, ибо место, на котором он стоял, было «землёй святой». Что сделало эту землю святой? Что делает литургию «землёй святой»? Каким образом такое понимание литургии влияет на то, как мы говорим и ведем себя в церкви?
11. Прочтите Ис. 6:1-7. Почему литургия показалась необычной для Исаии? Почему она покажется необычной нам?
12. Как послание к Евреям сопоставляет собрание народа Божьего у горы Синай и поклонение Нового Завета? См. Евр. 12:18-19, 22-24.
13. Какова была цель субботы, согласно Исх. 16:29? Как суббота исполнилась в Иисусе? См. Матф. 11:28-29 и Кол. 2:16-17. Где мы имеем «субботу»? Обратите внимание на следующие слова биографа Лютера, Вильмоша Ватьи: «Представление Лютера о субботе характеризуется пассивностью человека и активностью Бога. И это распространяется не только на определённые дни календаря, но и на христианскую жизнь во всей её полноте, свидетельствуя о том, что человек существует как тварь Божья, верой уповающая на грядущую жизнь. Деянием Божьим во Христе человек приводится к смерти и воскресению Искупителя и тем самым возрождается как новый человек во Христе. Третья Заповедь не налагает на нас никаких обязательств относительно каких-то особых трудов в любой сфере (даже в духовной и культовой области), а направляет нас к делам Божьим. Мы не общаемся непосредственно с последним, кроме как на богослужении, где Христос встречается с нами в средствах благодати» (“Luther in Worship”, Muehlenburg Press, 1958, стр. 132).
14. Каким образом литургия помогает нам «петь песни Сиона в этой чуждой стране»? Что предвосхищает литургия? См. Отк. 5:12.
15. В чём по Сенкбейлу суть нашей литургической жизни? См. Кол. 3:16.

Глава 8
Домашняя молитва — литургическая жизнь в одиночку

1. Молитва начинается в присутствии живого Бога, хотя наш грех и может уводить нас от Его святого присутствия. Каковы, согласно Пс. 24:3-4, условия пребывания в присутствии Божьем? Кто соответствует требованиям этого псалма?
2. Мы уже обращались к Гал. 3:26-28 при рассмотрении святого Крещения. Прочтите этот текст снова и попытайтесь на сей раз найти связь между Крещением и молитвой. Каким образом Крещение, наше «духовное удостоверение личности», открывает нам доступ к присутствию Божьему?
3. Прочтите Пс. 50:17. Каким образом этот текст определяет как «публичную литургию религиозной общины», так и «частную литургию нашей личной молитвы и нашего поклонения»?
4. Как троичная основа литургии направляет все наши молитвы и славословия? Как Иоан. 4:20-26 и Еф. 2:17-18 выражают эту «троичную основу литургии»? Как она выражена в Никейском и Афанасьевском Символах веры?
5. Прочтите пояснение к словам обращения Молитвы Господней («Отче наш, Сущий на небесах!») в «Кратком катехизисе» (КС, стр. 350). К какой вере и к каким действиям приглашает нас Отец согласно этим словам? Как Евр. 10:19-22 закрепляет эту веру в святом Крещении?
6. Как Кол. 3:16-17 очерчивает путь нашей литургической жизни?
7. Почему молитва не приходит сама собой в человеческое сердце? Как мы должны учиться молитве? См. Матф. 6:9-13 и Гал. 4:6.
8. Каково значение множественного числа местоимений в Молитве Господней? См. Еф. 3:14-19.
9. Бог не оставляет нас в одиночестве во время молитвы. Дитрих Бонхёффер пишет: «Наша молитва должна определяться богатством Слова Божьего, а не бедностью нашего сердца» (“Psalms: The Prayerbook of the Bible”, 1970; стр. 15). Каким образом Слово Божье формирует слова нашей молитвы и определяет её содержание?
10. «Бог дал нам уже готовый молитвенник» («Молитвенник Божий») в книге Псалмов. Юджин Питерсон комментирует: «Оставленные наедине с самими собой, мы никогда не бываем более себялюбивыми, чем в молитве. Перед Богом — Великим Утешителем, Великим Творцом, Великим Обетователем — мы встаём на колени и используем любую возможность получить вознаграждение. Но псалмы, которые учат нас молиться, никогда не оставляют нас в одиночестве — они соединяют все наши молитвы в литургию. Литургия защищает нас от самых распространённых пороков молитвы — тирании наших эмоций и самоограничения нашей гордыни» (“Answering God: The Psalms as Tools for Prayer”, стр. 91). Каким образом псалмы учат нас молитве?
11. Сенкбейл предлагает использовать книгу-требник (предписанный список чтений из Писаний) для применения в личной молитве верующего («Молитвенник Божий»). Такой требник можно найти в книге, посвящённой лютеранскому богослужению, и в сборнике лютеранских гимнов. Каковы преимущества использования такого требника?
12. Литургический, или церковный год описан на стр. 8-9 книги “Lutheran Worship”. Каким образом литургический год является «прекрасной дорожной картой для вашего христианского путешествия» («Ваша личная дорожная карта»)?
13. Сенкбейл пишет: «Соединяя свои молитвы со Словом Божьим, мы учимся отдавать управление нашими жизнями Тому, Кто знает нас лучше всего. Кроме того, Он создал нас, чтобы мы принадлежали Ему, искупил нас Кровью Своего Сына и освятил нас, как обитель Его. Слово, которое Он обращает к нам в псалмах, мы с молитвой возвращаем Ему. Таким образом, вся жизнь освящена Словом Божьим и молитвой. Мы узнаём, что наш Отец небесный установил так наш ежедневный распорядок, чтобы он был цикличен — а уже мы превратили его в бессмысленную суету» («Вечер и утро»). В библейском понимании времени день начинается с вечера (см. Быт. 1:5). День начинается с отдыха, нашего отдыха в Боге, и проходит в соответствии с нашей молитвенной жизнью. Как этот ритм выражен в Пс. 4:9 и 5:4? См. также главу «Как глава семейства должен учить своих домашних благословлять себя [молиться] по утрам и вечерам» в «Кратком катехизисе» (КС, стр. 356).
14. Сенкбейл называет псалмы молитвами Кого-то другого («Молитвы Иисуса»). Псалмы — это молитвы Господа нашего Иисуса Христа. См. Лук. 24:44. Как этот факт придаёт нам уверенность в наших молениях по псалмам? См. Евр. 7:24-25.
15. Почему Сенкбейл полагает, что «домашняя молитва приводит к самым лучшим результатам, когда она произносится вслух» («Сердце и уста»)?
16. Перечислите различные виды «языка тела», связанного с молитвой. Каким образом такие движения и позы способствуют лучшему ходу молитвы?
17. Какое место занимает музыка в публичной и в домашней молитве? См. Еф. 5:19-20.
18. Какой совет даёт Сенкбейл тем, кто не ощущает потребности в молитве («Сухие времена»)? Как сборник гимнов и Катехизис помогают в такие моменты духовной сухости?
19. Божий народ всегда устанавливал определённые часы для молитвы. Примеры см. в Пс. 118:164 и Деян. 3:1. Богослужения, связанные с этими часами, названы «молитвенными обрядами». Сенкбейл замечает, что «желая заняться делом, мы идём в офис — место, отведённое для особых целей. То же самое и с молитвенными обрядами. Когда мы приходим к нашим молитвам, мы имеем в голове и в сердце определённую цель. Мы имеем в виду дело… Это дело Божье, дело молитвы» («Молитвенный обряд»). Мы находим, что в наших «молитвенных офисах» стоит мебель самого Бога — Его имя и Его Слово в сочетании с библейскими псалмами и песнопениями — делающая нас средствами передачи молитв и славословий. Книга “Lutheran Worship” содержит несколько молитвенных обрядов: Утреня, утреннее богослужение, Вечеря, вечернее богослужение и Повечерие. Как вы можете использовать эти молитвенные обряды в своей домашней или семейной молитве, чтобы «искупить время»?

Глава 9
Призвание свыше — литургическая жизнь в миру

1. Прочтите Кол. 3:17. Каким образом этот фрагмент демонстрирует, что «призвание христианина свыше, является не конечной целью христианской веры», а «продолжением христианской веры» («Последняя, но не менее важная»)?
2. Как, согласно 1 Иоан. 4:19 и Гал. 2:20, любовь Христова «продолжается» в жизни Его народа?
3. Сенкбейл пишет: «Я вновь и вновь убеждался, что благодарного сердца мне было мало для того чтобы вести святую жизнь» («Спасибо, не надо»). В свете Рим. 7:19, в чём состоит затруднение с тем, чтобы сделать «благодарное сердце» источником святой жизни?
4. Шведский исследователь лютеранства Эйнар Биллинг пишет: «Жизнь, в центре которой — прощение грехов. Таково лютеровское понимание призвания» (“Our Calling”, 1964, стр. 8). На каком основании Сенкбейл описывает прощение грехов, как «решение вопроса христианской жизни» («Спасибо, не надо»)?
5. Мы живём в век, когда многие люди воспринимают христианство как свод «практических полезных советов». В противоположность тем, кто ищет «рецепты» христианской жизни, что даёт нам Новый Завет? См. 1 Кор. 1:30. Как «Краткий катехизис» придерживается новозаветной схемы?
6. «Все наши труды служения, все наши молитвы и все наши славословия имеют общий источник и цель — Святую Троицу. Они исходят от Отца через Сына в силе Духа, а затем возвращаются обратно в Духе через Сына к Отцу. Так вся жизнь обретает литургический характер» («Практические советы веры»), пишет Сенкбейл. Прочтите Еф. 2:10, Филип. 2:12-13 и Гал. 2:20. Как Апостол Павел демонстрирует, что «Сам Иисус Христос активно действует во всех наших трудах христианского служения» («Наше духовное поклонение»)?
7. Прочтите Рим. 12:1-2. В древнем мире слово «жертва» почти автоматически порождало в уме образ смерти. Здесь Павел соединяет слова «жертва» и «живая». Павел призывает нас отдать наши тела в качестве живой жертвы, ибо смерть уже имела состоялась. Прочтите Рим. 6:1-11. Каким образом эта смерть делает нашу повседневную жизнь в мире «литургической жизнью»?
8. Что Бог призвал Адама сделать в Быт. 2:15? Какое воздействие, согласно Быт. 3:17-18, оказало грехопадение на этот призыв?
9. «Каждое крещёное дитя Божье имеет двойное призвание: призвание в святую христианскую Церковь и в ежедневное призвание свыше, при котором он или она трудится вместе с Богом над сохранением Его творения» («Возвращение в Едем»), замечает Сенкбейл. Прочтите 1 Кор. 1:2. Кем нас призывают быть? Как это призвание преобразует наш мирской труд в святой? См. 1 Цар. 10:7.
10. Каким образом христианское призвание свыше становится зоной смерти ветхого Адама и жизни нового творения во Христе?
11. Ветхий Адам, «стойкий сторонник принципа “сделай сам”», находит удовольствие в том, что путает Закон и Евангелие. Каким образом Ветхий Адам увековечивает эту путаницу в наших рассуждениях о призвании свыше? Как Сенкбейл различает Закон и Евангелие в своём комментарии к Матф. 22:39?
12. Вслед за Лютером Сенкбейл говорит о «масках», за которыми в этом мире скрывается Бог, чтобы дать нам хлеб наш на сей день («Маски Бога»). Проанализируйте первый артикул Символа веры и четвёртое прошение к нашему Отцу из «Краткого катехизиса» (КС, стр. 348-349, 351). Как Бог использует нас для того, чтобы давать ближним дары, описанные в пояснениях к первому артикулу и четвёртому прошению?
13. Прочтите Матф. 25:31-40. Каким образом эта притча «придаёт совершенно новый смысл понятию христианского призвания свыше» («Маски Бога»)? Кто является одновременно источником и получателем наших благих дел?
14. Иногда люди говорят о своих поисках «воли Божьей», словно воля Божья — это тайна, которую мы должны раскрыть, а затем совершить в своей жизни. Какое определение воли Божьей даёт Сенкбейл в свете Евангелия («Воля Божья»)?
15. В каком смысле христианская жизнь является одновременно пассивной и активной? См. Иоан. 15:12.
16. Прочтите Рим. 7:18-25. Мы являемся грешниками и в то же время святыми. Как это напряженное состояние выражается в нашем христианском призвании свыше в миру? В чём наша единственная надежда?
17. В заключительной части богослужения мы благодарим за подкрепление едой и питьём — Телом и Кровью Иисуса — говоря Отцу: «… мы молим Тебя, чтобы ты в милосердии Своём укрепил нас в вере Твоей и в ревностной любви друг к другу…» (LW, стр. 174; TLH, стр. 30). Эта молитва, вышедшая из-под пера Лютера, словно эхо повторяет его слова из трактата «Свобода христианина» (1520), где он пишет: «Мы заключаем, таким образом, что христианин живёт не в себе самом, но во Христе и в ближнем своём… Он живёт во Христе верой, в ближнем же своём — любовью. Верой он восходит к Богу через себя. Любовью он через себя нисходит к ближнему своему» (Мартин Лютер «Избранные произведения», СПб, 1997, стр. 38). Каким образом слова Лютера подводят итог библейскому представлению о христианском призвании свыше?