ТРИ ВСЕЛЕНСКИХ СИМВОЛА ВЕРЫ
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего,
зачатого от Духа Святого, рожденного от девы Марии, пострадавшего при Понтии
Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, воскресшего из
мертвых в третий день, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего
Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь,
в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.
Аминь.
НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия,
от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного
от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого
все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения;
воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого
за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий
день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова
грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына исходящего,
с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего
через пророков.
И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую
Церковь.
Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения
мертвых и жизни будущего века. Аминь.
АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
1. Всякий, желающий спастись, должен прежде всего иметь всеобщую
[кафолическую] христианскую веру.
2. Тот, кто не хранит эту веру в целости и чистоте, несомненно
обречен на вечную погибель.
3. Всеобщая же вера заключается в том, что мы поклоняемся единому
Богу в Триединстве и Триединству в Едином Божестве,
4. не смешивая Ипостаси и не разделяя Сущность Божества.
5. Ибо одна Ипостась Божества - Отец, другая - Сын, третья
же - Дух Святой.
6. Но Божество - Отец, Сын и Святой Дух - едино, слава [всех
Ипостасей] одинакова, величие [всех Ипостасей] вечно.
7. Каков Отец, таков же и Сын, и таков же Дух Святой.
8. Отец не сотворен, Сын не сотворен, и Дух не сотворен.
9. Отец не постижим, Сын не постижим, и Святой Дух не постижим.
10. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен.
11. И все же они являются не тремя вечными, но единым Вечным
[Божеством].
12. Равно как не существует трех Несотворенных и трех Непостижимых,
но один Несотворенный и один Непостижимый.
13. Таким же образом, Отец всемогущ, Сын всемогущ и Святой
Дух всемогущ.
14. Но все же не трое Всемогущих, но один Всемогущий.
15. Так же Отец есть Бог, Сын есть Бог и Святой Дух есть Бог.
16. Хотя они являются не тремя Богами, но одним Богом.
17. Точно так же, Отец есть Господь, Сын есть Господь и Святой
Дух есть Господь.
18. И все же существуют не три Господа, но один Господь.
19. Ибо подобно тому, как христианская истина побуждает нас
признать каждую Ипостась Богом и Господом, так и всеобщая [кафолическая] вера
запрещает нам говорить, что существует три Бога, или три Господа.
20. Отец является несозданным, несотворенным и нерожденным.
21. Сын происходит только от Отца, Он не создан и не сотворен,
но порожден.
22. Святой Дух происходит от Отца и от Сына, Он не создан,
не сотворен, не рожден, но исходит [от Них].
23. Итак, существует один Отец, а не три Отца, один Сын, а
не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.
24. И в этом Триединстве никто не является ни первым, ни последующим,
равно как никто не больше и не меньше других,
25. но все три Ипостаси одинаково вечны и равны между собою.
И так во всем, как было сказано выше, надлежит поклоняться Единству в Триединстве
и Триединству в Единстве.
26. И всякий, кто желает обрести спасение, должен так рассуждать
о Троице.
27. Кроме того, для вечного спасения необходимо твердо веровать
в воплощение нашего Господа Иисуса Христа.
28. Ибо праведная вера заключается в том, что мы веруем и исповедуем
нашего Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, Богом и Человеком.
29. Богом от Сути Отца, порожденным прежде всех веков; и Человеком,
от естества матери Своей рожденным в должное время.
30. Совершенным Богом и совершенным Человеком, обладающим разумною
Душою и человеческим Телом.
31. Равным Отцу по Божественности, и подчиненным Отцу по Своей
человеческой сущности.
32. Который, хотя и является Богом и Человеком, при этом является
не двумя, но единым Христом.
33. Единым не потому, что человеческая сущность превратилась
в Бога.
34. Полностью Единым не потому, что сущности смешались, но
по причине единства Ипостаси.
35. Ибо как разумная душа и плоть есть один человек, так же
Бог и Человек есть один Христос,
36. Который пострадал ради нашего спасения, сошел в ад, воскрес
из мертвых в третий день;
37. Он вознесся на небеса, Он восседает одесную Отца, Бога
Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
38. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и
дадут отчет о своих деяниях.
39. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершавшие же
зло - [будут посланы] в вечный огонь.
Это - всеобщая [кафолическая] вера. Тот,
кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести
спасения.