СВОДНЫЕ АРТИКУЛЫ (Статьи визитаций)
Артикул I. О Святом Причастии
Чистое и истинное учение наших церквей о Святом
Причастии:
I. Что слова Христа: "Приимите, ядите;
сие есть Тело Мое... Сие есть Кровь Моя..."- должны
пониматься просто и прямо, как они звучат.
II. Что в Таинстве присутствуют две составляющие,
которые даются и принимаются вместе: одна земная, которая
является хлебом и вином, а другая - небесная, которая является
Телом и Кровью Христа.
III. Что это [единение, преподнесение и принятие]
происходит здесь, на земле, а не свыше, на небесах.
IV. Что это [то, что преподносится и принимается]
является истинным и сущим Телом Христовым, которое было
распято на кресте, и истинной и сущей Кровью, которая истекла
из чрева Христова.
V. Что Тело и Кровь Христовы принимаются
не только верою и духовно, поскольку это может происходить
также и без [вне] Причастия, но здесь, с хлебом и вином,
устами, хотя при этом все же непостижимым и сверхъестественным
образом, [и что] это является обещанием и ручательством
[гарантией] воскресения наших тел из мертвых.
VI. Что принятие Тела и Крови Христовых устами
совершается не только достойными, но также и недостойными
людьми, которые приходят [на Причастие] без покаяния и истинной
веры. Тем не менее, результаты [этого принятия] различны:
достойные принимают его ко спасению, недостойные же - к
осуждению.
Артикул II. О Личности Христа
Чистое и истинное учение наших церквей, содержащееся
в артикуле о Личности Христа:
I. Во Христе присутствуют две различные сущности
- божественная и человеческая. Они пребывают вечно, не смешиваясь
между собою и не разлучаясь [не разделяясь, или оставаясь
неразделенными].
II. Эти две природы так объединены личностно
друг с другом, что существует только один [единый] Христос
и одна [единая] Личность.
III. Из-за этого личностного единения верно
сказано, и воистину Бог является Человеком, и Человек -
Богом, Мария родила Сына Божия, и Бог искупил нас Своею
собственной Кровью.
IV. Через это личностное единение и последовавшее
за ним возвеличивание, Христос Плотью Своею был помещен
одесную Бога, принял всю власть на небе и на земле и стал
причастен всему божественному величию, чести, могуществу
и славе.
Артикул III. О Святом Крещении
Чистое и истинное учение наших церквей относительно
данного артикула о Святом Крещении:
I. Что существует лишь одно [единое] Крещение
и одно [единое] омовение - не такое, которым обычно удаляются
телесные нечистоты, но такое, которое омывает нас от грехов.
II. Крещением, как омовением возрождения
и обновления Святым Духом, Бог спасает нас, производит в
нас такую праведность и очищает от грехов так, что тот,
кто твердо пребывает в этом завете до конца, не погибает,
но имеет вечную жизнь.
III. Все, кто крещены во Иисуса Христа, крещены
в Его смерть, посредством Крещения погребены вместе с Ним
в Его смерть и облачились [облеклись] во Христа.
IV. Крещение является омовением возрождения
по той причине, что в нем мы рождаемся заново, запечатлены,
и нам милостиво [по благодати] даруется Дух усыновления.
V. Иначе, как родившись от воды и Духа, человек
не может войти в Царство Божие. Однако, это не относится
к случаям крайней необходимости.
VI. Что рожденное от плоти есть плоть, и
по природе [по своей сути] мы все являемся чадами [сосудами]
гнева Божия, ибо мы рождены от грешного семени и все зачаты
во грехах.
Артикул IV. О предопределении и вечном провидении
Божием
Чистое и истинное учение наших церквей относительно
данного артикула:
I. Что Христос умер за всех людей и как Агнец
Божий понес на Себе грехи всего мира.
II. Что Бог никого не создал для осуждения
[проклятия], но желает, чтобы все люди спаслись, и пришли
к познанию истины. [Поэтому] Он заповедует всем слушать
Своего Сына Христа в Евангелии и обещает через это [посредством
этого слушания] силу и действие Святого Духа для обращения
и спасения.
III. Что многие люди, которые либо не желают
слышать Благовестие Христово, либо вновь отпадают от благодати,
[что происходит] или в результате отклонения от основания,
или же в результате совершения грехов против совести, осуждены
[прокляты и погибают] по собственной вине.
IV. Что всем кающимся грешникам даруется
благодать - без исключения, даже если грехи их были "красны
как пурпур", поскольку милосердие Божье намного больше,
чем грехи всего мира, и Бог проявляет сострадание во всех
Своих деяниях.
Ложное и ошибочное учение кальвинистов
О Святом Причастии
I. Что слова Христа, процитированные выше,
следует понимать, как фигуральное [образное] выражение,
а не так, как они звучат.
II. Что в Причастии присутствуют одни лишь
символы, Тело же Христово при этом так же далеко от хлеба,
как небо от земли.
III. Что Христос присутствует там [в хлебе
и вине Причастия] только Своею властью [силою] и деяниями,
а не Своим Телом, точно так же, как солнце присутствует
здесь, на земле, только своим сиянием и действиями, в то
время как само [на самом деле] оно находится на Небе.
IV. Что это - typicum corpus, фигуральное
[образное] Тело, которое лишь символизируется и имеет форму
[хлеба и вина].
V. Что оно [Причаcтие] принимается лишь верою,
которая воспарила [вознеслась] на Небеса, а вовсе не устами.
VI. Что только достойные принимают его. Недостойные
же - те, кто не имеют такой веры, которая может вознестись
на Небеса - не принимают ничего, кроме хлеба и вина.
Ложное и ошибочное учение кальвинистов
О Личности Христа, которое особенно противоречит
третьему и четвертому артикулам чистого учения:
I. Прежде всего, что выражение: "Бог
есть Человек", равно как и: "Человек есть Бог",
является образным.
II. Что человеческая сущность имеет общение
с сущностью божественною не на деле и воистину, но только
на словах.
III. Что Бог не может, несмотря на все Свое
всемогущество, сделать так, чтобы плотское Тело Христово
в одно и то же время присутствовало [одновременно и мгновенно]
более чем в одном месте.
IV. Что посредством Своего возвеличивания,
Христос по человеческой Своей природе принял только сотворенные
дары и конечную [ограниченную] власть и [поэтому] не является
всеведущим и всемогущим.
V. Что Христос по человеческой Своей сущности
правит, отсутствуя [издалека, не присутствуя здесь], подобно
тому, как король Испании правит новыми островами.
VI. Что это достойное осуждения идолопоклонничество,
если совесть и сердечная вера возлагается не только на божественную
сущность Христа, но так же и на Его человеческую сущность,
и она также удостаивается [и обе природы удостаиваются]
почитания и обожания.
Ложное и ошибочное учение кальвинистов
О Святом Крещении
I. Что Крещение является внешним водным омовением,
которым только лишь символизируется внутреннее омовение
[очищение] от грехов.
II. Что Крещение не производит и не дарует
возрождения, веры, благодати Божией и спасения, но лишь
символизирует [означает] и запечатляет это.
III. Что не все, кто крещены водою, но лишь
избранные получают им [посредством Крещения] благодать Христову,
или дар веры.
IV. Что возрождение происходит не в Крещении
и не при Крещении [с Крещением], но впоследствии, во взрослые
годы, а в некоторых [во многих] возрождения не происходит
до достижения преклонного возраста.
V. Что спасение зависит не от Крещения, а
поэтому Крещение в экстремальных ситуациях [неотложное Крещение
в случае крайней необходимости] не должно разрешаться в
Церкви, и если церковная церемония [обычная церковная служба]
не может быть проведена, то позволительно допустить смерть
младенца и без Крещения.
VI. Что дети христиан святы до Крещения и
от чрева матери. Да, что еще будучи во чреве матери, они
становятся причастны к завету вечной жизни. А в противном
случае - Святое Крещение не должно преподаваться им.
Ложное и ошибочное учение кальвинистов
О предопределении и провидении Божием
I. Что Христос умер не за всех людей, но
лишь за избранных.
II. Что Бог создал большую часть людей для
вечного осуждения и не желает того, чтобы они обратились
и были спасены.
III. Что избранные и возрожденные не могут
утратить веру и Святого Духа и быть осуждены, даже если
они совершают великие грехи и всевозможные тяжкие преступления.
IV. Что те, кто не являются избранными, должны
быть осуждены, и не могут обрести спасения, крестись они
хоть тысячу раз и приходи они к Причастию хоть повседневно,
и даже если они живут столь свято и безупречно, сколь это
только возможно.
|