|
Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших
отцов христ. церкви, род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб.
354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей
матери - христианке Монике, умной, благородной и благочестивой
женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось
отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым
светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения
классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений.
Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения
"Horlensius" Цицерона. Он набросился на философию,
примкнул к секте Манихеев, которой оставался верным около
10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел
в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической
философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому
переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился
из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь
в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему
епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством,
и это обстоятельство, в связи с чтением посланий ап. Павла,
произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни.
Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник
(3 мая). На Пасху 387 г. А. вместе с своим сыном принял
крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в
Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти
совершенно раздав его бедным. некоторое время провел в строгом
уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное
звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника
и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.
Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского
учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед
определил дух и направлено не только Африканской, но и всей
Западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан
и, в особенности, против донатистов и др. еретических сект,
наглядно доказывают степень его значения. Проницательность
и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии
лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях,
которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую
сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее,
чем разработка учения о св. Троице, его исследования об
отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского
учения он считает, именно, способность человека к восприятию
Божьей благодати, и это основное положение отражается также
и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве
монашества выразились в основании им многих монастырей,
впрочем, скоро разрушенных Вандалами. Он умер 28 aвг. 430
г., во время первой осады последними Гиппона.
Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию,
чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот
остров попал в руки Сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем
Лонгобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842
г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются
там подле памятника А., воздвигнутого ему на развалинах
Гиппона франц. епископами.
Сочинения Августина, автобиографического, полемического
и гомилетикоэкзегетического содержания, изд. в Париже (11
ч., в 8 т., 1689 - 1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700
- 3) и в последнее время Бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835
- 40). Замечательнейшие из этих соч.: "De civitate
Dei libri XXII" изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880 - 51)
и Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное
Зильбертом (2 т., Вена, 1826) и "Confessiones"
автобиография его, изд. Неандера (Берл., 1823) Брудера (Лейпц.,
1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд., Гютерсло, 1876),
в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер, 1859), Зильберга
(5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме
того, заслуживают упоминания его "Meaitationes"
и "Soliloduia" (изд. Вестгофом, Мюнстер, 1854)
и "Enchiridion" или "Manuale" (изд.
Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его "Избранных сочинений"
выходит в Bibliothek der Kirchenvater" (т. 1 - 8, Кемпт.,
1869). Недавно в библиотеке Грейфевальда были найдены два
до сих пор еще неизданных небольших сочинения A. ("Tractatus
de persecutione malorum in bonos viros et sanctos"
и "Tractatus de omnibus virtutibus". По-русски
существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений
Авг." в 4 томах. Некоторые его слова и увещания перев.
в "Христианском Чтении" и "Воскресном Чтении".
Литература: Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A."
(2 т., Аахен, 1840); Биндеман, "Der heilige А."
(Берл., 1844); Пужула, "Vie de St. Augustin" (2
изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг.,
1847); Дорнор, "Aug., sein theol. System und seine
religionspbilos. Anscbauung" (Берл., 1873).
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический
словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|
|