Брюллов (Карл Павлович),
род. в Петербурге 12 дек. 1799 г. Отдаленные его предки были французы,
но отец - немец с французской фамилией Brulleau; который был скульптор
резчик и живописец миниатюр. Сын уже с малых лет выказывал особенные способности
к рисованию и получил первые уроки в этом искусстве от отца. Десяти лет,
Карл был отдан в Академию художеств и скоро стал удивлять всех своими
успехами в рисовании; но был слаб в науках, которых преподавание в то
время велось в академии. Что же касается искусств, то в этом отношении
Б. во все время пребывания в академии считался первым между сверстниками;
его наставниками были А. Иванов (Старший), А. Егоров и В. Шебуев. В 1821
г. молодой Б. получил золотую медаль за картину: "Явление Аврааму
трех ангелов у дуба Мамврийского", и вместе с тем право на отправку
заграницу на казенный счет. Но в том же году состоялось постановление,
чтобы молодые художники были отправляемы заграницу лишь спустя три года
по окончании ими курса в академии. Общество поощрения художников пришло
на помощь молодому Б., постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока,
послать его на свой счет заграницу, что и было сделано в 1822 г. По высочайшему
повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло в Брюллова. В то
время русские художники проводили значительную часть своей жизни заграницей,
обыкновенно в Риме, где и писали свои лучшие картины. Бруни и Басин уже
три года работали в Риме, когда прибыл туда Б. Басин всего прожил заграницею
11 лет, Б. - 13, а Бруни и гораздо более. Первое время пребывания своего
в Италии Б. писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две
женские поясные фигуры, известные под названием: "Утро и Полдень",
и скопировал для петербургской академии художеств "Афинскую школу"
Рафаэля. Лучшее и колоссальное его произведение: "Последний день
Помпеи" было написано в промежуток времени 1830 - 33 года по заказу
А. Демидова. В Италии эта картина произвела фурор и в честь ее был устроен
настоящий триумф. Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли,
хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер Жирар
исполнил в Париже с картины Б. большую гравюру черной манерой с подправкою
резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834 г. и была вознесена художниками
и публикой на такую высоту, какой достигали лишь лучшие произведения лучших
художников прежнего и нового времени. Когда в 1836 г. Б. возвратился в
Петербург, совершив из Италии путешествие чрез Грецию, Турцию и Малую
Азию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная
встреча в недрах академии, члены которой устроили ему торжественный обед
в той самой зале, где была выставлена его знаменитая картина. Впоследствии,
когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика старалась
унизить произведение Б., не находя в нем ни исторических, ни даже характерных
черт человеческих страстей, которые бы соответствовали событию; но пора
этой второй крайности тоже миновала. "Последний день Помпеи"
(в русской школе Эрмитажа), как и "Медный змий" Бруни, составили
эпоху в русской живописи. Картина Б. получила широкую известность и в
тех местах, где она никогда не была видана, благодаря прекрасной большой
гравюре, о которой было упомянуто выше. Один петербургский художник писал
масляными красками с "Посл. дня Помпеи"в уменьшенном виде много
раз и тем существовал несколько лет. Из других больших произведений Б.:
"Распятие", находится в Петропавловской лютеранской церкви в
Петербурге. Торс распятого Христа был почти окончен в один день; присутствовавший
при этом бывший учитель Б., профессор А. Егоров, в удивлении от искусства
своего ученика, воскликнул: "Карл, ты кистью Бога хвалишь!"
В Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Б.: "Взятие
Божией Матери на небо", рядом с нею "Покров Божией Матери"
- Бруни и "Введение Богородицы во храм" - Васина. В Сергиевской
пустыни (близ Петербурга) "Св. Троица" - Б. Кроме того, он написал
несколько образов для церкви на Аптекарском острове, "Спаситель во
гробе" (в домовой церкви гр. Адлерберга). Большие работы религиозной
живописи в Исаакиевском соборе, порученные Б. в 1842, а именно - плафон,
двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины,
были сочинены и нарисованы Б. в виде картонов, но по причине его болезни
были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата Б.; эта огромная
картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м.), тоже оконченная Басиным,
изображает молящуюся Богоматерь, окруженную св. Иоанном Крестителем и
св. Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской
фамилии. По исторической живописи Б., кроме "Последнего дня Помпеи",
написал еще "Смерть Инесы де Кастро", и "Осаду Пскова"
(оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Академии художеств.
Он сделал также эскиз картины: "Нашествие Гензериха на Рим".
Большая часть фигур его исторических картин изображены им в сильном движении
и в техническом исполнении видны скорость и решительность. Б. был сильный
колорист и превосходный рисовальщик; в последнем отношении - благодаря
своим учителям, профессорам академии, и требовательности отца, заставлявшего
его многократно рисовать с античных статуй. В картинах неисторического
содержания отчасти продолжается та же особенность, как напр. в Эндимионе
и Диане, также в бытовых итальянских, но в других - покой. Б. был также
замечательным портретистом; из произведений этого рода упомянем про портреты:
кн. А. Голицына во весь рост (гравирован на стали Ройтом), герцога М.
Лейхтенбергского и собственный портрет художника, писанный им во время
болезни, - в особенности последний. Этот портрет был литографирован Тиммом
в его русском "Художественном Листке"; но более замечательна
гравюра, исполненная резчиком по меди Пожалостиным. Б. писал не только
масляными красками, но был и отличным акварелистом. Сюжеты акварели были
жанровые, но Б. иногда унижался и до грубо эротических произведений. Болезнь
заставила Б. в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру, где он
был одновременно с герц. М. Лейхтенбергским. Пребывание на этом острове
восстановило было его силы, но с приездом в Италию, он опять почувствовал
себя худо и 12 июня 1852 умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен
на кладбище МонтеТестаччио в Риме. Б. при жизни имел, конечно, обширнейшие
знакомства, особенно в обществе служителей искусства, но особенно близок
он был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В. Самойлову.
В числе учеников Б. некоторые получили впоследствии большую или меньшую
известность. Федотов - жанрист-сатирик, ничем не похожий на своего учителя;
Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща; Моллер
- автор картин "Поцелуй" и "Проповедь Иоанна на острове
Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит свечу перед образом");
Капков ("Вдовушка" и "Татьяна, читающая свое письмо к Онегину"),
известный выразительностью своих головок, и Шевченко. Но Б., несмотря
на силу своего таланта, не создал школы. Было упомянуто о портрете Б.,
писанном им самим; в "Последнем дне Помпеи" он изобразил себя
на втором плане в виде художника; в Академии художеств в Петербурге находится
гипсовый снимок с бюста Б., работы И. Витали. Несмотря на крупную художественную
личность Б., его полная биография не написана и точная оценка его значения
для русского искусства еще не сделана. Критич. этюд Стасова о Б. ("Рус.
Вест.", 1861), во многих отношениях для него неблагоприятный, недостаточно
определяет его значение. Однако, надо признать, что результаты художественной
деятельности Б. не находятся в соответствии с его большим талантом.
Ф. Петрушевский.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|