Цвингли (Ульрих Zwingli)
- швейцарский реформатор. Род. 1 янв. 1484 г., несколькими неделями позже
Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском
(в С.-Галленском кантоне). Первоначальное образование получил в школах
Базеля и Берна, высшее - в университетах венском и базельском; живо интересовался
классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения
которого изучил и еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова
Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе
и с Эразмом Роттердамским, Ц. вступил на путь свободного исследования
Св. Писания. Получив в 1504 г. степень бакалавра, в 1506 г. - магистра
философии, он сделался приходским священником в Гларусе и в своих проповедях
и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке
и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы действительности,
обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. Одною из язв общественной
жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу иностранным
государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своею храбростью.
Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством наживы
для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей,
являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергичный
протест со стороны Ц., особенно после того как он ближе познакомился с
этим злом, сопровождая в 1512 и 1515 гг., в качестве полкового священника,
отряд Гларуса в итальянских походах. В 1516 г. Ц. занял место капеллана
в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий
и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в цюрихском
соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к
реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями
настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшими ими в Швейцарии,
закрыт был доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений и религиозных
диспутов Ц. развил основные положения своего учения. В 1522 г. он произнес
проповедь против постов, установленных римскою церковью ("О свободе
выбора пищи"), и в послании к констанцскому епископу высказался против
безбрачия священников. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный
диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Ц. о Св. Писании,
как высшем авторитете в религиозных вопросах, об И. Христе, как о единственном
истинном посреднике между Богом и людьми, о вере, как единственном средстве
спасения, о церкви, как союзе всех верующих, и т. д. Диспут этот, устроенный
городским советом Цюриха, окончился торжеством Ц. над его противником,
Фабером, викарием констанц. епископа: цюрихский городской совет принял
учение Ц. и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона,
вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам
были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким;
причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы,
приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безобразие
духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Ц. женился на вдове Анне Мейер.
В 1525 г. он издал свое исповедание веры, под названием "De vera
et falsa religionе", в большей части пунктов сходное с учением Лютера,
за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Ц. смотрел на
евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной
жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые
не стояли в противоречии с Св. Писанием, тогда как Ц. устранял все то,
что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной
организации Ц., будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала,
проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской
власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение
Ц. и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера,
но совершенно независимо от него. В 1528 г. Ц. писал: "я узнал слово
Божие не от Лютера, а из учения Христа". По вопросу о причащении
между Ц. и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше
сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических
учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге свидание
Лютера и Ц. Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Ц. - со своим
другом и последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не
привел к соглашению по вопросу о причащении, вследствие упорства Лютера.
Учение Ц. из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, С.-Галлене,
Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны
- Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные
отношения между католиками и последователями Ц. все более обострялись.
Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 г. борьба
была отсрочена заключением в Kaппеле договора, по которому каждому кантону
предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению.
Однако, вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между
цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской
равнине: цюрихцы были разбиты на голову, сам Ц. убит. Дело его продолжил
и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское
исповедание. - В 1838 г. Ц. поставлен памятник в Каппеле.
Литература. "Opera omnia lat. et germ. Z. cur. Schaler et Schulthess" (Цюрих,
8 т., 1829-42; новое изд. соч. Ц. предпринято в 1901 г. в Берлине Schwetschke,
под ред. Egli и Finster); Myconius, "De D. Huldrichi Zvinglii vita et obitu"
("Oecolampadii et Huld. Zvinglii epistolarum libri quatuor", Базель, 1536);
Bullinger, "Reformationsgeschichte" (Цюрих, 1838-40); Morikofer, "Ulrich Z."
(1867-1869); Handesbagen, "Zur Charackteristik U. Zwingli's und seines
Reformationswerkes unter Vergl. mit Luther und Calvin" (Theol. Stud. und Krit."
1862); Christoffel, "H. Zwingli. Leben u. ansgew. Schriften" (1857); Stahelin,
"Z. und s. Reformationaswerk".
П. П-ий.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|