Диссиденты (в Польше). -
Слово это появилось в Польше в XVI в., вместе с реформацией, и пережило
несколько значений. При первых быстрых успехах реформации среди шляхетского
населения, католической церкви, казалось, приходилось заботиться не об
удержании за собою господства в государстве, а только о равноправности
с новыми вероисповеданиями. Тогда епископ куявский Карнковский выступил
с предложением полного равенства всех христианских вероисповеданий, при
чем, однако, сохранялись бы все прерогативы и права епископов, а великий
коронный маршалок Фирлей, с своей стороны, предлагал установить мир между
разнящимися в религии (pax inter dissidentes de religione). Именем диссидентов
охватывались, таким образом, последователи всех христианских исповеданий,
которые существовали в тогдашней Польше. Предложение Фирлея было осуществлено
на конвокационном сейме 1573 г., в акте так назыв. варшавской генеральной
конфедерации. Но этот акт был результатом не столько действительной силы
протестантов и православных, сколько иного, политического процесса, лишь
внешним образом связанного с религией - именно борьбы шляхты с королем
и ревнивой охраны ею своих привилегий, к которым она причисляла тогда
и свободу вероисповедания. Благодаря этому многие католики если и не отстаивали
протестантов, то, по крайней мере, не хотели дозволять королевской власти
преследовать их и чрез это, может быть, увеличить свою силу. Между тем,
представители враждебных католицизму исповеданий не сумели воспользоваться
благоприятным временем и соединить свои силы для борьбы. Ни союз протестантов
с православными, о котором мечтали было первое время, ни соединение в
одно целое различных протестантских общин, бывшее предметом долгих споров
на съездах протестантов, не состоялись. Среди протестантов господствовали
несогласия и раздоры, и этим не замедлили воспользоваться растерявшиеся
было в первую минуту польские католические иерархи, при деятельной помощи
со стороны римской курии, представителем которой при дворе польского короля
явился в эту пору нунций Коммендоне. Уже варшавскую генеральную конфедерацию
из всех епископов согласился подписать только один, а чем дальше, тем
яснее становился перевес, бывший на стороне католиков. На конфедерациях
во время безкоролевья по смерти Сигизмунда III повторено было обещание
религиозного мира; но на этот раз оно уже не носило характера взаимного
договора равносильных партий, а католики обещали безопасность и мир Д.
- православным и протестантам. Слово Д. стало обозначать уже не все население,
а только часть его, в противоположность другой, более многочисленной.
Еще ранее значение этого слова сузилось иным образом: после брестской
унии 1596 г. не принявших ее православных в Польше стали называть дизунитами
и название Д. осталось только за последователями протестантского исповедания.
Не особенно прочными оказались те обещания равенства и безопасности, какие
давались им со стороны католиков: польские иерархи, при помощи сперва
специальных посланцев римской курии, а затем особенно ордена иезуитов,
успели разжечь религиозный фанатизм катол. шляхты. Период религиозной
свободы в Речи Посполитой так же быстро окончился, как быстро и неожиданно
наступил. Уже в правление Сигизмунда III католическая реакция приняла
очень внушительные размеры и права Д. стали подвергаться весьма существенным
ограничениям. Согласно распоряжению короля, все церкви в королевских городах,
некогда бывшие католическими, а затем переданные Д., должны были быть
возвращены католикам, даже в таких местностях, где последних почти не
было; рядом с этим лишь очень скупо давались Д. разрешения на постройку
новых церквей. В промежуток времени 1632- 1674 гг. на конфедерациях, происходивших
во время безкоролевий, Д. совсем была воспрещена постройка молитвенных
домов во всех королевских городах; им оставалось пользоваться для целей
богослужения частными домами или строить свои церкви в имениях частных
лиц. По мере того, как шла вперед иезуитская пропаганда и один за другим
отпадали от протестантизма принявшие было его знатные роды польских магнатов,
все резче и настойчивее становились меры, направленные против Д. В течение
XVII стол. постепенно подвергнуты были ограничению и религиозные, и гражданские
права их: шляхтичи Д. лишены были права держать при себе проповедников
своей веры, и у них отнято было право занимать государственные должности.
Конституция 1717 г. лишила Д. права заседать в сейме, комиссиях и трибуналах
и запретила им составлять конфедерации для преследования своих религиозных
целей; в 1719 г. посол-лютеранин был удален из сейма. Лишенные возможности
принимать деятельное участие в государственной жизни Речи Посполитой,
стесненные в отправлении своих религиозных обрядов, принужденные в некоторых
вопросах церковной практики подчиняться решениям католического духовенства
(как, напр.; в деле браков, по отношению к которым государственные чиновники
руководились исключительно каноническими правилами католической церкви),
занимая униженное положение перед католиками, Д. не могли уже рассчитывать
с полной вероятностью на спокойное пользование своими имениями и даже
на личную безопасность. Несмотря на то, что конституция 1717 г. обеспечивала
им неприкосновенность их имений и равенство перед судом, в практике повседневной
жизни и эти обещания закона часто оставались мертвой буквой. В том положены,
в каком находились теперь диссиденты, им трудно было отстаивать свои права.
Не раз, пользуясь этим, нафанатизированная иезуитами чернь безнаказанно
совершала нападения на Д., грабила их церкви и дома и убивала их самих.
Такое отношение польского законодательства к Д. достигло своего апогея
в конфедерации и pacta conventa 1733 г., по которым у Д. отняты были все
почти гражданские права и за переход из католической религии в какую-либо
другую угрожал изгнанием из государства. Но и вообще для Д. право пребывания
в Польше могло представляться не особенно прочным, после того как сейм
в 1658 г. постановил изгнать из Польши социниан, или, как они назывались
в Польше, ариан, дав им два года на устройство их дел, и это изгнание
действительно состоялось, хотя и несколько позже назначенного срока. В
руках Д. оставалось еще одно средство для защиты своих прав, хотя и считавшееся
незаконным, но, благодаря быстро шедшему вперед разложении польского государственного
организма, практиковавшееся в течение XVII и XVIII вв. всеми польскими
партиями - обращено к иностранным державам; к нему они и прибегли, а для
этих держав, особенно для России, дело польских Д. сделалось орудием подчинения
Польши своему влиянию и власти. После избрания на польский престол Станислава
Августа Понятовского и отказа его дядей Чарторыйских побудить сейм к заключению
союза с Россией, послы русский, прусский, английский, шведский и датский
представили польскому двору настойчивые ходатайства за Д. (понимая под
этим именем и православных), а когда польское правительство отказалось
принять их во внимание, стараниями русского посла Репнина была устроена
радомская конфедерация, которой, с помощью русских войск, навязали те
же ходатайства. Сейм был вынужден в 1768 г. принять варшавский договор,
согласно которому Д. получали право свободного отправления религиозных
обрядов и право назначения на все должности, исключая королевского достоинства.
При смешанных браках сыновья должны были принимать религию отца, а дочери
- религию матери. Вспышка религиозного фанатизма польской шляхты, породившая
барскую конфедерацию, привела к первому разделу Польши. Права Д. в сохранившейся
части Польши были опять несколько сокращены: они не могли занимать мест
министров и сенаторов, в посольской избе не могло быть более 3 Д.; точно
также несколько ограничены были и права Д. по отношению к постройке церквей,
отправлению богослужения, употреблению колоколов и т. д. С этими правами
дожили Д. до уничтожения Речи Посполитой, одною из видных причин которого
они послужили. См. Кареев, "Очерк реформационного движения в Польше"
(1887); Любович, "История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии"
и "Начало католической реакции и упадок реформации в Польше"
(1890); Жукович, "Кардинал Гозий" (1883).
М - н.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|