Хорал (от греч. coroV; называется
также cantus firmus - лат., corale или canto fermo - ит., plain-chant
- фр.) - церковная мелодия с текстом, которая поется, в медленном темпе,
всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. Х. ведет свое
начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся
к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье.
Амвpocий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада,
папа Григорий четыре плагиальных лада. Х., принятый в лютеранской церкви,
получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения,
периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как
и католический Х., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы
диатонической гаммы; исключены хроматические полутона, движение на увеличенные
и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В
аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные
интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами,
в двух или трехдольном размере, гораздо реже - четвертями. Форма Х. -период,
двух или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения),
называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую
место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения.
Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее
перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении Х. в лады наиболее сродные
с главным. Гармонизация Х. должна иметь консонируюший диатонический характер.
В сопровождении Х. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия,
не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается
только секст-аккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминант-аккорда допускается
только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться
гармонической: ее нельзя принимать за задержание. В сопровождающих голосах
допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также
приготовленные задержания с разрешением вниз. Х. пишется четырехголосно.
Во время богослужения четырехголосный Х. исполняется на органе, а приход
поет только мелодию. В ораториях весь Х. исполняется хором. Х., в котором
сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической
фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам,
называется фигурованным Х. В таком Х. допускается перед Х. прелюдия, между
строфами -интермедии, а по окончании хоральной мелодии постлюдия в аккомпанементе.
Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна
фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует
мелодической разработкой.
Н. Соловьев.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|