Кранах (Cranach) - прозвище
двух нем. художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер,
как прежде предполагали). 1) Лукас К. Старший, знаменитый живописец и
гравер, род. в Кронахе, в верхней Франконии, в октябре 1472 г. Первоначальное
художественное образование он получил у своего отца, каким же образом
шло его дальнейшее развитие - неизвестно. С 1504 г. жил в Виттенберге,
состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал
ему прозвище К. и возвел его в дворянское достоинство. По поручению курфюрста,
в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карда,
впоследствии императора Карла V. Принимая горячее участие в реформационном
движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и
распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Преемники Фридриха
Мудрого, Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к
художнику также с большой благосклонностью. Равным образом, он пользовался
доверием и почетом у своих сограждан: в 1619 г. и 1537 г. был избираем
в казначеи городского совета, в 1540 г. - в бургомистры. В 1550 г. отправился
в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну-Фридриху и, через
два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и умер 16 окт. 1553
г. Произведения К., относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся
до 1620 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. "Отдых
св. Семейства на пути в Египет" - у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный
образ - в церкви св. Марии в Topгay, а также некоторые образа в других
церквах и картины в разных немецких музеях). В них видна зависимость художника
от франконской школы: композиция более обдумана и величественна, чем в
последующих его работах; исполнение более свободно и окончательно, колорит
более тепел и золотист. Произведения К., относящиеся к 1520-1830 гг.,
имеют переходный характер. Позднейшая манера мастера, которая наиболее
известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его
учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого
рисунка и рутинностью композиции; его мужские типы иногда полны благородства,
но порою приближаются к карикатуре; женские же типы, с их узкими тальями,
четырехугольными годовыми и косыми глазами, далеко не подходят под понятие
греческой или итальянской красоты. Не вполне удовлетворительны в его картинах
и воздушная перспектива. и несмелый прием прилизанного наложения красок.
Но эти недостатки искупаются понятностью его сочинения и привлекательностью
наивнопоэтического понимания природы. Лучше всего удавались ему изображения
с небольшим числом фигур. Портреты К., по своей простоте и наивной непосредственности,
занимают первое место. Из религиозных картин К., сверх вышеисчисленных,
наиболее достойны внимания: "Богоматерь" (в церкви св. Такова,
в Иннсбруке); "Богоматерь с виноградной лозой" (в мюнхенском
пинакот.); "Белая Мадонна" (в кенигсбергском соборе); "Богоматерь
под яблоней" и "Богоматерь в винограднике" (обе в Имп.
Эрмитаже, № 459 и 460), несколько изображений Адама и Евы под древом познания
добра и зла (в Берлине, Дрездене, Флоренции и др. местах), истории Юдифи
(в Готе, Вене, Дрездене и т. д.), "Блудница перед Христом" (в
Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Некоторые композиции К. имеют
культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства.
Из мифологических произведений К. "Венера с Амуром", "Амур
с пчелами" и "Геркулес с прялкой", писанные им самим, или
только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах.
Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. Портреты работы К.,
большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. Каковы,
напр., портреты курфюрстов Лютера, его жены, Меланхтона, кардинала Альбрехта
Бранденбургского (в Имп. Эрмитаже, №462) и "Сибиллы, курфюрстины
Саксонской" (там же, № 461). Очень немногочисленные гравюры К. на
меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Иоанн Златоуст) свидетельствуют
об его непривычности к работам подобного рода. Напротив того, многочисленны
гравюры на дереве, исполненные в его мастерской. К. в свое время имел
большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Ср. Heller,
"L. Cranachs Leben und Werke" (Бамберг, 1821); Schuchardt, "L.
Cranachs des Aelteren Leben und Werke" (Лпц., 1851-1871, 3 т.); Warnecke,
"Lucas Cr. d. Aeltere" (Гёрл., 1879); M. В. Linden, "Lucas
Cr." (Лпц., 1883). 2. Лукас К. Младший (1515-1586), сын и ученик
предыдущего, исторический и портретный живописец. Рисунок у него слабее
чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. Произведения К. Младшего
находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Лучшее
из них: "Проповедь Иоанна Крестителя", в брауншвейгской галерее.
А. Н-в.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|