Меннониты - одна из протестантских
сект, получившая название от своего основателя, Симониса Меннона (1496
- 1561), голландца по происхождению. Сначала Меннон был сельским католическим
священником, причем, по собственному его признанию (в автобиографии),
не отличался благочестием и любил светские развлечения. О воспитании его
не сохранилось сведений; он не был ученым богословом, но свободно писал
на латинском языке. В 1531 г. в Леенвардене ему пришлось быть свидетелем
ужасных казней анабаптистов; от сострадания к ним он перешел к убеждению
в их правоте, ссылаясь при этом на Библию, чтением которой, как и сочинений
Лютера и других протестантских богословов, он с особенным усердием занялся.
Когда, в 1535 г., при взятии войсками монастыря близ Доккума, которым
завладели анабаптисты, был убит его брат, находившийся в числе последних,
Меннон, после мучительной внутренней борьбы, открыто отрекся от католичества
и вошел в сношения с анабаптистами. Приняв главные пункты их учения, Меннон
отверг политическое, воинствующее в мире назначение церкви, которое проповедовали
Мюнстер и Иоанн Лейденский, и написал резкое сочинение против последнего
и его притязаний на "царство". Исключительно религиозный характер
учения Меннона, почти тождественного с догматикой анабаптистов (отчего
М. и доселе часто отождествляются с анабаптистами), составляет главное
отличие меннонитства от анабаптизма. Приняв перекрещение и "рукоположение"
от одного из анабаптистск. "апостолов", Оббона Филиппа, Меннон
выступил в качестве "странствующего проповедника" и вскоре привлек
к себе последователей, организовал обширные общины в Фрисландии, Кельне,
южной Германии, Мекленбурге, а в 1543 г. принял на себя звание "епископа"
всех М. После богословского состязания с одним из учеников Лютера, Иоанном
Лоска, Меннон издал два сочинения: "О вочеловечении Спасителя"
и "О крещении". Результаты собора, созванного им для рассуждения
о церковной дисциплине М., Меннон изложил в весьма гуманном сочинении:
"Об отлучении от церкви Христовой". Пять лет пробыл затем Меннон
в нынешних русск. прибалтийских губ., с целью проповеди и организации
меннонитских общин, и здесь написал главное свое догматическое соч. -
"О Троице" (против унитариев), в котором утверждает, что взаимное
отношение лиц Св. Троицы составляет тайну, предмет верования, а не рассуждения.
- Последующая история меннонитства, до XIX ст., представляет не что иное,
как историю постоянной борьбы, внешней - с католиками и протестантами,
внутренней - между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве. Существование
секты не было признано ни в Германии, ни в Нидерландах, и сектанты могли
собираться на богослужение лишь тайно, под опасением казни. Голова самого
Меннона была оценена в 1540 г. Карлом V, и он должен был скрываться в
потаенных местах. Большинство его последователей, избегая гонений в отечестве,
воспользовалось приглашением заняться работами по осушению болот в Пруссии,
между Данцигом, Эльбингом и Мариенбургом. Когда эта работа была ими исполнена
с полным успехом, означенная территория, находившаяся во власти короля
польского, была отдана им в полное владение. Не ранее как в 1780 г. на
них наложена была подать в 5000 талеров, а в 1790 г. у них отнято было
право приобретать здесь земельную собственность. - Во время гонений между
М. оказалось много "падших", т. е. отрекшихся от своего вероисповедания.
Когда гонение утихло, возник спор об отношении "церкви" к этим
падшим. Все общество М. разделилось по этому вопросу на "радикалов",
под предводительством Филиппа Дирка, требовавших безусловного отвержения
падших церковью, и "умеренных", соглашавшихся на их воссоединение.
Победа осталась на стороне радикалов, и все "умеренные" собором
были отлучены от церкви, несмотря на то, что к этой партии принадлежал
сам Меннон. Тогда "умеренные", соединившись с нидерландскими
М., образовали особую, весьма многочисленную секту "либеральных тауфгезиннтов"
(Taufgesinnten), название же М. осталось за радикалами. Впоследствии строгих
М. стали называть утонченными, а либеральных - грубыми М. Радикалы потребовали
от Меннона, чтобы он произнес проклятие на либералов, и М. уступил, написав
в свое оправдание второе сочинение "Об отлучении", за которое
два тауфгезинтских проповедника - Цилис и Леммекен - провозгласили своего
вождя "изменником". Меннон отвечал им анафемой, но пред смертью
сказал окружавшим: "не будьте слугами людей, как я". Со времени
смерти Меннона до 1572 г. М. в Нидерландах снова подвергались жесточайшим
преследованиям. Перекрещивание, отрицание присяги, уклонение от военной
службы - эти "догматы" Меннона вызывали общую ненависть даже
в народе, считавшем М. противниками не только церкви, но и государства.
"Утонченные" и "грубые" М. все более и более обособлялись
друг от друга. "Грубые" углубились в догматику и доходили до
рационализма; утонченные занялись нравственной казуистикой и регламентацией
правил обыденной жизни. Для всех членов меннонитских общин установлена
была форма и ценность одежды, убранство жилищ и т. п. Лучшим в это время
явлением между М. было общее почти стремление устроить свою жизнь наподобие
первобытной христианской общины. Но и в этом отношении скоро возникли
разногласия, напр. о том, в храме ли только друг другу, или и в частных
домах, всем странствующим, нужно умывать ноги; подвергать ли отлучению
за нарушение правил об одежде и жилищах и т. п. В эпоху борьбы за освобождение
Нидерландов голландские М. оказали великие услуги своему отечеству, жертвовали
нередко всем своим состоянием, вступали солдатами в армию Вильгельма Оранского
и т. д. Вследствие этого они получили полную свободу богослужения, право
заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин. На первом
же из этих соборов обнаружилось, что 24 тауфгезинтских общины уже много
лет не имели своих храмов и проповедников, а детей своих обучали в школах
реформатских. Вследствие этого М. неминуемо должны были подпасть, в своем
религиозном учении и культе, влиянию отчасти реформатов, отчасти ремонстрантов,
под которым и находились все XVII-e и половину XVIII в. Реформатская церковь
неоднократно пыталась навязать М. символ, составленный несогласно с учением
Меннона. В 1795 г. голландские М. были уравнены в правах с католиками
и реформатами; вмешательство гражданской и церковной власти в дела их
общин было устранено. На амстердамском соборе состоялась полная yния всех
партий М. Они устроили миссии (на о-ве Яве) и благотворительные заведения,
а в начале XIX в. у них явилась в Амстердаме и семинария для приготовления
проповедников. В Гарлеме существует "Богословское общество"
М. - В Пруссии, в 1847 г., М. лишены свободы от военной службы, вследствие
чего значительная их часть эмигрировала в Россию. В 1869 г. один из вождей
М., Мангарт, признал, что меннонитский догмат об обязательном устранении
от военной службы не имеет безусловного значения, так как война допускается
и Св. Писанием, как средство самозащиты, составляющей такую же обязанность
христианина, как и обязанность никого не убивать, нападая.
Литература. Сочин. самого Меннона: "Opera omnia theologica" (Амстерд., 1681);
Hermanus Schyn, "Historia Mennonitarum" (1723); Stark, "Geschichte der Taufe und
Taufgesinnten" (Лпц., 1789); Cremer, "Het Lowen en de Verrigtingen von Menno
Simon" (Амстерд., 1837); Blaupot ten-Cate, "Greschichdensis der Doopsgezinden"
(Амстердам, 1837 - 1850); Roosen, "Menno Simons" (Лпц., 1848); Muller, "Die М.
in Oslfriesland" (Амстерд. 1887); A. Brons, "Ursprung, Entwickelung und
Schicksale der Mennoniten" (1888); А. Г. Вишняков, "Общество анабаптистов или
М." (в "Православном Обозрении", 1861); "Mennonitischer Cathechismus".
Н. Б-в.
М. в Poccии. Первое переселение М. в Россию, из Мариенвердерской низменности
(в Пруссии), состоялось в 1789 г., по приглашению правительства, в числе 228
семейств, причем им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и
гражданской службы, дана льгота от всяких податей на 10 лет и каждому семейству
отведено по 65 дес. земли, а также на проезд и обзаведение по 500 р. В свою
очередь, М. обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для
проходящих чрез их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и
платить поземельную подать по 15 к. с десятины удобной земли. В 1789 г. был
заселен Хортицкий окр. (Екатеринославского у. и губ.); вновь прибывшие в 1793 -
96 г. 118 семейств частью расселились в существовавших уже колониях, частью в
новых, в уу. Александровском и Новомосковском. Несмотря на огромные выгоды,
предоставленные М. они, по донесению Контениуса (1799), находились в
"недостаточном состоянии" от частых неурожаев, каменистой почвы и падежа скота
во время суровых зим. В виду этого правительство переселило в 1800 г. 150
семейств на Молочные воды (Мелитопольского у. Таврической губ.), дав им до 120
тыс. дес., а Хортицкий окр. (до 35 тыс. дес.) предоставило в распоряжение
оставшихся колонистов, частью как надел, частью в виде запаса на прибылое
население, с уплатою в казну 21/2 к. за десятину. В том же году дозволено М.
варить пиво и мед, курить хлебное вино, как для собственного употребления, так и
для продажи, а посторонним "навсегда" воспрещено иметь в их колониях харчевни,
питейные дома и шинки. Тогда же образованы меннонитские еврейские общины, с
довольно широким самоуправлением. До 1820 г. колонизация М. распространялась
почти исключительно пришельцами из-за границы; за это время число колоний
увеличилось в Молочанском окр. до 40, а в Хортицком до 18. С 1820 г. впуск в
Россию иностранных поселенцев был приостановлен. Около 1835 г. Хортицкий окр.,
вследствие увеличившегося населения, стал нуждаться в земле; ему отвели новый
участок в 9492 д. в Александровском у., и в течение 1836 - 52 г. 145 молодых
семейств устроили 5 новых колоний, которые в 1852 г. были окончательно отделены
от хортицкого окружного управления и образовали третий меннонитский окр.,
названный Mapиупoльcким. На Молочне так же шел рост колоний. Из Пруссии
приезжали сюда нередко весьма состоятельные люди, вследствие чего Молочанский
окр. сделался главным центром хозяйственной и умственной интеллигенции М. За
период с 1828 по 1866 г. здесь возникло 18 новых колоний на запасных землях. В
короткое сравнительно время пустынная местность Молочанского окр. наполнилась
рощами плодовых тутовых и лесных деревьев, богатыми нивами и стадами отличной
породы скота. С 1854 г. данцигские, мариенбургские и эльбингские М. стали
селиться в Самарской губ., сначала в Новоузенском у., а потом и в Самарскому и
до 1874 г., когда прибыла их последняя партия, образовали 16 колоний, получив
также до 15 дес. на душу. Все земли находились обыкновенно в вечно-потомственном
владении целой колонии, без права отчуждения в посторонние руки. Распределялись
они по угодьям и подворно или посемейно, без дробления. Двор переходил в
единоличное пользование к одному из сыновей, признанному способным продолжать
хозяйство, или к лицу из того же общества, купившему его с аукциона. Это повело,
с одной стороны, к скоплению в одних руках обширных участков, с другой - к
увеличению числа безземельных. О них впервые позаботился М. Корнис, бывший
председателем молочанской комиссии сельского хозяйства. Он пытался устроить в
1841 г. торгово-промышленную колонию) для безземельных, но успел поместить
только 30 семейств; в 1866 г. правительством была закрыта самая комиссия. Между
тем общественная экономическая неурядица росла; особенно жесток был раздор между
хозяевами и безземельными Молочанского округа. В 1869 г. изменен закон
наследования, допущена дробность наделов; правительство стало раздавать
безземельным запасные земли и ввело большую правомерность в составе сельских
сходов. Когда в 1874 г. все вообще колонисты в России были признаны подлежащими
воинской повинности, это было истолковано М. как требование, несогласное с их
религиозными убеждениями; значительная их часть решилась выселиться из России.
Посланный "задержать" выселяющихся, гр. Э. К. Тотлебен был уполномочен обещать
им льготы относительно отбывания военной службы, которые им действительно и
предоставлены. Но эти льготы не вовсе прекратили переселение. Из одной
Таврической губ. переселилось в Америку, до 1876 г., около 900 меннонитских
семейств, и почти столько же из Екатеринославской. Дальнейшие переселения,
вызванные, между прочим, голодовками (напр. в 1879 - 80 гг.) были незначительны.
Так напр., из Самарской губ. с 1880 по 1889 г. выселилось всего 71 семейство
(390 д. об. п.): 46 сем. в Хиву, где часть получила от хана 4-десятинный надел,
а часть определилась в столяры, плотники и т. п.; 10 сем. - в Сыр-Дарьинскую
область, где они основали 4 колонии, получив по 15 дес. на душу и
правительственную ссуду на устройство школ и общественных мельниц; 13 сем. - в
Америку (шт. Небраска и Арканзас), 1 сем. - в Оренбург, 1 сем. - в Омск. М., с
самого водворения в Россию, разделились на два толка: фламандский и
фрисландский. Принадлежащие к последнему отличаются меньшею строгостью в
соблюдении обрядов. В 1855 г. в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа) появились
сектанты - Hupfer'ы, державшиеся буквы Св. Писания, и вскоре после того
"иерусалимскиe братья" - прогрессисты. Первые в 1860 г. образовали особую
церковную общину и отвергли власть конвента, ведавшего дела духовного призрения
и церковного благочиния. Отлученные за это конвентом от церкви, они составили,
вместе с иерусалимскими братьями, главный контингент М., выселившихся на Кавказ
в 1864 - 66 г. (более 200 семейств).
В настоящее время всех М. в. России около 50 000 д. об. п.; живут они в губ.:
Екатеринославской (уездах: Александровском, Екатеринославском и Мариупольском) -
51 колония. Таврической - 57 колонии, Херсонской - 16 кол., Самарской - 18 кол.
и на Кавказе - около 20 кол. Некоторые ошибочно считают за М. и немцев, живущих
в Радичеве, Черниговской губ. (2 кол.), поселенных здесь еще гр. Румянцевым в
1772 г. В общем, М. владеют около 300000 дес. земли. По владению землею они
делятся на хозяев (полных - не менее 65 дес., половинных и четвертных),
малоусадебников (до 1/2 дес., без полевого надела) и безземельных. Число
последних растет все более и более и в некоторых местах достигает 20 %
(Самарская губ.). Подушные сборы раскладываются сельским сходом одинаково на
всех рабочих обоего пола от 14 до 60 лет (с 1867 г.). Поземельную подать, разные
сборы и натуральные повинности хозяева несут сообразно с наделом (после 1862 г.
- по 52/3 к. с дес.). С величиной подворного участка соразмеряется и выгон.
Живут М. поселками в 15 - 20 домов, один от другого в 2 - 5 в., и занимаются
преимущественно земледелием. Последнее часто ведется более или менее
усовершествованными орудиями, по 4 - 5-польной системе, причем посевы чередуются
(напр. в Самарской губ.) так: пар, рожь, пшеница (составляющая главный предмет
торговли), овес и ячмень; редко просо и еще реже горох. Среднее количество
хлебов получается на надельный двор (в Самарской и Екатеринославской губ.) до
2000 пд. Развито у М. и скотоводство, преимущественно овцеводство (улучшенные
породы); более всего в Молочанском округе, где в 1889 г. было до 10 000 лошадей,
более 15 000 гол. рог. скота (лучших пород) и около 20 000 овец. Живя, большей
частью, в безлесной местности, М. издавна занимались разведением деревьев:
фруктовых, тутовых и лесных; в одном Молочанском округе имеется свыше 3,5 млн
тутовых деревьев; развито также шелководство и табаководство. Густой цепью
расположены заводы (винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и др.),
фабрики, мельницы и всевозможные мастерские, преимущественно изготовляющие
земледельческие орудия. Самый цветущий в промышленном отношении - Молочанский
округ. М. высоко ставят грамотность, считая ее "важнейшей потребностью
общества"; между ними нет неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают
школы (большей частью одноклассные; в каждой колонии по школе; кроме того в
Хортице и Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове на Молочне
- ремесленные училища). В доме почти каждого хозяина имеется какой-либо
периодический орган (чаще - немецкий). Все, даже противники иностранных
колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны
и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (ок. 30% каменных) и
преимущественно малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян
благотворно. Господствующая идея их учения - ожидаемое восстановление в мире
царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой.
Затем, безусловная вера в Библию, в буквальный смысл ее текста; свобода личного
понимания в области верования; евхаристия - лишь благоговейное воспоминание
событий из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства
веры; крещениe совершается только над взрослыми; судебные тяжбы, присяга и
воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая самостоятельно
организовавшаяся община существует независимо от других: она сама избирает своих
духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся целой общины,
созывается "общее церковное собрание", постановления которого утверждаются
"конвентом духовных старшин"; тот же конвент служит представителем общины перед
правительством. Все дела М., превышающие власть губернатора, подаются на имя
министра внутренних дел и рассматриваются в департаменте иностранных
исповеданий. Дела о построении новых молитвенных домов решаются губернатором по
согласованию с местным епархиальным архиереем, а в случае их разногласия -
министром внутренних дел, по согласованию с синодальным обер-прокурором. На
"духовных старшин" возложена обязанность вести метрическую запись "крещаемых"
(взрослых); другие части метрики - о бракосочетавшихся и умерших - ведутся ими
или "сельскими приказами" колоний, для каждой колонии отдельно; из этих
отдельных записей в южных губерниях составляется общая метрика для целого
поселенческого меннонитского округа. Главнейшие колонии: Гальбштадт (около 1000
жителей), Молочанского округа; Эйнлаге (около 900 жит.) и Шенгорст (около 1500
жителей) - Хортицкого; Шентад (около 700 жит. об. п.) - Мариупольского;
Кеппенталь и Гансау - Николаевского округа (Новоузенского у., Самарской губ.).
Три новороссийских округа - Молочанский, Хортицкий и Мариупольский образуют
"Новороссийское братство М.", составляющее страховое от огня общество,
санкционированное в 1867 г. Ср. Клаус, "Наши колонии" (СПб., 1869); Красноперов,
"Меннонитские колонии" ("Рус. Мысль", 1883, № 10 и "Юрид. Вестн.", 1889, № 6);
Велицын, "Иностранная колонизация в России" ("Рус. Вестник", 1889 и 1890, и
отд., крайне пристрастный очерк); "Сборник материалов для описания местностей и
племен Кавказа" (V); "Рус. Старина" (1883 № 5); "Записка об обычном праве М."
(Симф., 1884).
В. Р - в.
По уставу воинской повинности 1874 г. (ст. 157) меннониты освобождены от
ношения оружия и потому не назначаются в войска, а отбывают обязательные (общие)
сроки службы в мастерских морского ведомства, в пожарных командах и в особых
подвижных командах лесного ведомства. Льгота эта распространяется, впрочем, лишь
на тех из М., которые присоединились к секте или прибыли из-за границы, для
водворения в империи, до 1 января 1874 г.
К. - Х.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|