Мюнцер (Томас Munzer) - радикальный
проповедник времен Реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге
и сделался священником. Подобно Лютеру, М. увлекся мистиками, но, захваченный
социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям
и коммунистическим мечтам. Он стал отвергать внешнее откровение: лишь
тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный
Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам
должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть.
В 1520 г. М., в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает
как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего
ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как
раз отвечали простонародным представлениям. Отставленный магистратом,
М. едет в Прагу, где громит "попов и обезьян". Затем М. появляется
в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует
установление на земле царства "святых": "Израиль"
(избранники) должен истребить безбожных "ханаанитов". Руководимые
М. энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви как "пещеры дьявола".
М. развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство
и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих
посланиях к властям и городам М. заявляет, что призван Богом к истреблению
тиранов; право меча - у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны:
М. с молотом, М. с мечем Гедеона. Один из памфлетов был посвящен "светлейшему,
высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу". Лютеру
и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер
назыв. М. "альштедтским сатаной", а М. Лютера - виттенбергским
папою, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от
папы, но держащим ее в плотском плену. После новых странствований по Южной
Германии, где М. завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося
крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в Средней
Германии, в имперском городе Мюльгаузене. Здесь он становится, вместе
с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать
зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый "вечный, христианский"
магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе
проводится общность имуществ; М. отбирает монастырские владения, в соседних
землях захватывает дворянские замки и монастыри. В новом строе М. не занимал
определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив
длинную бороду "как отцы-патриархи", в богатой одежде, он торжественно
появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним
носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши,
золота, "идолов в домах и сундуках"; главной его темой было
кровавое истребление всех врагов Христа. Скоро к городскому радикализму
примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно
с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно
выражал главным образом М.: оно носит теократический характер, в духе
чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. В то время,
как князья Средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских
крестьян и продвигались к центру влияния М., он ждал появления из-за гор
франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти на
встречу княжескому войску при Франкенхаузене во главе 8000 крестьян, большей
частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать М. крестьяне
ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя,
что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом
крестьян, М. потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.
О М., помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания,
см. Strobel, "Leben, Schuiften u. Lehren Th. Muntzers" (1795);
Seidemann, "Th. Munzer" (1842); Merx, "Th. Munzer u. Rfeiffer"
(1889).
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|