Памфлет (англ., от palme-feuillet
- листок, который держат в руке) - термин не вполне определенного содержания,
обыкновенно обозначающий небольшое литературное произведение публицистического
и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический
или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся,
всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается
общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями; объект
его критики - определенные, реальные факты и люди; отвлеченная мораль
сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую
жизнь страны. В виду того, что П. рассчитан не на избранных читателей,
а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая
в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе,
памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не
рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель -
общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение
по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы,
П. чаще всего чужд соображений беспристрастия и умеренности, не считает
нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но
П. резко отличается от пасквиля как своей основной целью, так и тем, что
касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности.
Краткость - настолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение
размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры
П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок.
В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место;
ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы.
Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих
замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами.
Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так
наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также
прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого
времени, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского и "Epistolae
obscurorum virorum" позднее - "Lettres provinciales" Паскаля.
К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио
и Балла в Италии, Вимифелинг. Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер
в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху
XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный
автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся политическая история Франции
находит в себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера,
Этьена Доле в эпоху Возрождения, "Менипповой сатиры", во время
лиги, "мазаринад" во время фронды до "короля памфлетистов"
Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация
нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье
(по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева, Спб., 1897), монархия
Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя и третья республика
- в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, "Les Pamphlets
de Francois I а Louis XIV" (П., 1834). Классическая страна П. - Германия,
где главным образом вследствие цензурного гнета, долга тяготевшего над
повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих
листках и брошюрах (Берне и "Молодая Германия"). В итал. литературе
нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии
политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры
вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко
прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных
статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. Н. П. Лыжина,
"Два П. времен Анны Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. Акд.
Наук", 1858, VII).
Ар. Г-д.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|