Прелюдия (наигрыш, praeludium
- лат., prelude - франц., voluntary - англ., Vorspiel - нем., от pre -
прежде и insus - игра) - непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте
перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы.
В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан
к пению хорала; главная тональность П. в таком случае та же, что и в хорале,
и в П. входят отрывки хорала, в виде мотива. У Баха хоральная П. иногда
строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты
на тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму П. получила
у Баха в его собрании "Прелюдий и фуг" ("Das Wohltemperirte
Clavier"), где П. приближается иногда к двух или трехколенному складу.
Такие П. в тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались
с ней в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть
П. краткие пьески в сжатой коленной форме, которые, именно вследствие
своей сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с П.
Знаменитые фортепианные П. Шопена отличаются такой силой вдохновения,
такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах самостоятельно,
как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не имеющее установленной
формы увертюры или рондо, называют в настоящее время тоже П. Введение
или интродукция, предшествующие какому-нибудь сочинению, но в него включенные
и имеющие с ним органическую связь, не называются П.; поэтому самостоятельную
прелюдию, которую можно приставить к разным сочинениям, имеющим с ней
одну и ту же тональность, нельзя называть введением или интродукцией.
Postludium есть отыгрыш в виде фантазии, исполняемый в лютеранской церкви
по окончании богослужения, во время выхода прихожан из церкви. Иногда
вместо П. исполняется какая-нибудь органная концертная пьеса.
Н.С.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|