Рейхлин (Иоанн) - знаменитый
нем. гуманист, род. в 1455 г. в Пфорцгейме; учился в городской школе,
был придворным певчим у маркграфа Баденского. Сын последнего Фридрих,
ровесник Р., подружился с ним и взял его с собой в Париж, где они оба
изучали древние языки. В 1478 г. Р. еще раз посетил Францию и занимался
в Орлеане и Пуатье юридическими науками. Сделавшись одним из советников
вюртембергского герцога Эбергарда, он совершил вместе с ним ряд поездок
по Германии и побывал в Италии, где усовершенствовался в еврейском языке,
который стал изучать еще в Париже. Из итальянских гуманистов наибольшее
влияние на Р. имели Фичино и Пико делла Мирандола. По возвращении в Штутгарт
Р. сделался асессором верховного суда и прокурором доминиканского ордена
для Германии; часто исполнял и дипломатические поручения. Император Фридрих
III возвел его в дворянское достоинство. Позже Р. был профессором в Гейдельберге,
затем в Ингольштадте и Тюбингене. Умер в 1522 г. Свои обширные знания
Р. изложил в целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его - это
изучение еврейского языка и еврейской философии; интерес его к последней
был как филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел
трактат Р.: "De verbo mirifico", в 1506 г. - "Derodimentis
hebraicis", в 1517 г. - "De arte cabbalistica libri V.",
в 1518 г. - исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. "De
verbo mirifico" служит как бы введением к "De arte cabbalistica".
В этих двух трудах Р. останавливается на ново-пифагорейской и каббалистической
философии. Под Verbum miriticum разумелось в Каббале "letragrammaton"
- т. е. таинственное состояние четырех букв lhvh, "несравненное наименование,
не изобретенное людьми, а дарованное им Богом". Первая буква этого
слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию,
начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества
(триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору); третья означала
6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3
= 6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже человеческую
душу. Прием кабалистики является синтезом воззрений еврейских, греческих
античных и христианских. По мнению Р., ново-пифагорейское учение было
тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до
Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовления
к небесному блаженству. "De rudiments hebraicis" - наполовину
грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для
упражнений. Р. воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым
лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Р. по евр. языку были
в высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только
со знанием евр. языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты,
в которую вкралось много ошибок. Вульгате сам Р. противопоставлял "Veritas
hebraica". Лютер высоко ценил Р., называя его своим отцом; учениками
его была Меланхтон и Эколампадий. В 1509 г. Р. вызван был на спор евреем-перекрещенцем
Пфефферкорном. Продолжительный литературный конфликт, возникший между
обоими, по справедливости считается высшим пунктом развития нем. гуманизма.
Пфефферкорн предложил сжечь все евр. книги и силой заставить евреев посещать
христианские храмы. Р. восстает против этого предложения. Он подразделяет
все евр. книги на несколько категорий (Свящ. Писание Ветхого Завета, Талмуд
и т. д.) и доказывает, что в каждой из них есть много полезного и для
христиан. Уничтожение всех евр. книг евреи сочли бы за доказательство
того, что христиане сами не уверены в правоте своего дела. Р. советует
открыть в каждом немецком университете, на 10 лет, по две кафедры еврейского
языка. В заключение он напоминает, что свобода вероисповедания гарантирована
евреям самими императорами. Пфефферкорн, в трактате "Handspiegel"
резко и грубо задел Р., обвиняя его даже в подкупе евреями. Р. отвечал
брошюрой "Augenspiegel", где взывал к солидарности всех ученых
сил Германии против Пфефферкорна и его парти. Кельнские доминиканцы, с
Гохстратеном во главе, не могли оставить без ответа брошюру Р.; спор последнего
с Пфефферкорном был перенесен на церковный форум. Богословский факультет
кельнского университета потребовал от Р., чтобы он изъял из продажи все
свои сочинения за евреев и публично отрекся от Талмуда. Завязалась бесконечная
литературная борьба Р. и его сторонников с кельнскими обскурантами. Имп.
Максимилиан, курфюрст майнцский и все гуманисты приняли сторону Р. Кельн
и Майнц сделались центрами 2-х противных направлений - обскурантизма и
гуманизма. Папа Лев X, к которому обратились в разгар спора, очень либерально
отнесся к Р. и повелел даже открыть кафедру еврейского языка в Риме. Только
в 1520 г., когда реформационное движение стало грозить Риму, папа изменил
свое отношение к рейхлиновскому делу и издал указ против Р. Рейхлиновский
спор вызвал выход в свет знаменитого сборника: "Письма темных людей",
в котором, однако, сам Р. участия не принимал. Р. был столь же выдающимся
эллинистом и латинистом, как и гебраистом. Его именем часто называется
то греческое произношение, которое, в противоположность эразмовскому атацизму,
обозначается словом итацизм. Статуя Р. входит в состав памятника реформации,
воздвигнутого в Вормсе. Лучшая монография о Р. принадлежит Л. Гейгеру:
"Job. Reichlin, sein Leben und seine Werken" (Лпц., 1871). Ср.
его же, "Историю возрождения в Италии и Германии".
Г.
Ф.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|