Секуляризация. - В средние
века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской
жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis
- мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать
переход лица или вещи из духовного состояния владетеля в светское, если
только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи
состояла в утрате ею всех свойств церковного имущества и переход в светские
руки. По каноническому праву такая С. могла совершаться только с согласия
церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те,
при которых она производилась вопреки воли церкви (часто бывали и случаи
вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям
отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры
принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на
Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским
лицам Карлом Мартеллом, так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство.
В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые
оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп.
Генрих II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения
стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр.
Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину
порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших
размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам,
капитулам и монастырям (одним монастырям - около трети всей почвы). В
Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр. владения духовных
курфюрстов или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация
сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в
XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась в XVI в. Государи, приминавшие
протестантизм, обыкновенно секуляризировали церковную и монастырскую собственность,
при чем, в большинстве случаев, делились ею с дворянством. Ранее всего
в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секуляризации стремились рыцари,
восставшие вскоре после начала проповеди Лютера. По совету последнего,
князья, принявшие реформу, отобрали в казну все церковный земли, для содержания
нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве
случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или
раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения.
Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое
владение в светское герцогство, был в 1525 г. гроссмейстер тевтонского
ордена, Альбрехт Бранденбургский (секуляризация Пруссии). В эпоху аугсбургского
религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы
духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель.
Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушения происходили
постоянные распри между католиками. и протестантами. По вестфальскому
миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург,
Гальберштадт, Бремен, Миндея, и др.). В том же XVI веке С. была произведена
и в других государствах, как то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии
и т. п. Даже в Польше, где удержался католицизм, протестантская шляхта
овладевала участками земли, приписанными к приходским церквам, и церковной
десятиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность,
епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим
прежним землям. Генрих VIII, начавший реформацию в Англии, роздал много
отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам.
Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованный земли,
то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих прав
(в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При Эдуарде
VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных земель.
В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была, временно,
епископальная церковь предпринята была С. и той церковной собственности,
которая не была тронута реформацией" Церковные имения решено было
распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверия к прочности
владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в
государстве и ее имения. Католическая реакция доложила предел процессу
С., но он возобновился в XVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины
XVIII века был неблагоприятен духовному землевладению. Уничтожение ордена
иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ. Иосиф II в Австрии
упразднил множество монастырей, обратив их имущества на государственные
нужды. Новый период С. в католических странах начался с французской революцией.
Учредительное собрание в 1789 г. объявило церковные земли собственностью
нации и решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру
рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII в., "для блага и пользы
государства". Где. во время революции утверждалась власть французов
или под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно
совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии
были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось еще очень
много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких князей, потерявших
владения на левом берегу Рейна. В силу этой С. перестали существовать,
как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент,
Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау, Гидьдесгейм,
Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель,
Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол.
церкви. В более близкое к нам время С. совершена в Испании и Италии. В
известном смысле С. представляет собою и превращение в светское владение
бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой,
при Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции
1848 г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области
совершилась в два приема - в 1860 г. (Ромавья) и в 1870 г., когда окончательно
пала светская власть папы. С. эпох реформационной и революционной эпох
влекла за собою важные политические и экономические следствия. В XVI в.
она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные
средства, и в то же время создала из новых владельцев, получавших или
покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных
или государственных порядков. В эпоху реформации приобретателями секуляризованных
земель были преимущественно дворяне, в эпоху революции - отчасти буржуазия,
отчасти крестьяне. Нередко при этом изменялся самый характер собственности,
вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны,
новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В Англии, напр.,
в XVI в. новые владельцы стали изменять способы пользования землей крестьянами
к невыгоде последних (между прочим - заменяли пашню лугом), что вызвало
ряд народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой
лишь в сравнительно недавнее время, да и до сих пор история С. остается
мало исследованной. В современной исторической науке термин С. получил
и другое значение. Средневековая культура отличалась своим церковным характером,
тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер.
Следя за изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества,
историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства,
права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется освобождение
от церковной опеки в умственной и общественной деятельности, обращение
в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованиям
инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного
существования и т. п. (в отличие от теократиям, теологического догматизма
и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм.
Религиозная реформация XVI в. и католическая реакция задержали процесс
С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли
и жизни. Главным врагом С. в этом смысле является клерикализм. В отдельных
случаях С. жизни шла под специальными лозунгами, в роде реабилитации плоти
(у сен-симонистов), лаицизации образования (французские школьные законы
семидесятых и восьмидесятых гг. и т. п. ), но в сущности все это лишь
отдельные виды С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.
Н. Карпев.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|