Сервет (Михаил-Мигуэль Servet
или Servedo)- знаменитый антитринитарий, врач по профессии, родом из Наварры.
Духовная карьера, к которой он готовился, не состоялась, но занятая религиозными
вопросами ознакомили его со всеми тонкостями разнообразных богословских
систем и теорий. Будучи 15 лет от роду, он получил довольно прибыльное
место писца при духовнике императора Карла V. Следуя за ним во время его
переездов по Германии и по Италии, С. по личным разговорам и впечатлениям
узнавал протестантство и приемы католической полемики. Первое его сочинение:
"De trinitatis erroribus" (1531), изданное в немецком гор. Гагенау,
направлено против догмата о троичности Божества; за Иисусом Христов он
признает одну человеческую природу, а Св. Духу приписывает символическое
значение. "Книга возбудила против автора целую бурю в Германии и
была во многих местах сожжена. Переселившись во Францию, С. занялся медициной
и физиологическими изысканиями. Эти изыскания привели его к открытию,
ставящему С. в ряду предшественников Гарвея: он указал на то, что кровь,
выходя от сердца, совершает "длинный и удивительный путь" вокруг
всего тела. Впрочем, богословы занимало его мысль больше положительной
науки: уже в 1532 г. появился другой его труд "Dialogi de trinitate",
в котором он развивал дальше свою полемику против учения о Троице. В конце
30-х годов С. превосходно издал сочинение Птолемея и стяжал себе этим
славу географа. Проработав больше 13 лет в г. Вьенне над главным своим
трудом: "Christianismi restitutio", С. издал его в Лионе в 1553
г. Цель его"восстановить христианство", которое, по мнению С.,
одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами. Сходясь с анабаптистами
относительно неправильности крещения малолетних, С. полагает, что крещение
сообщает человеку дух Христа. На Христа он смотрит теперь уже как на Сына
Божия. Дух Св., который есть божественное дыхание, соединился с дыханием
земной, сотворенной жизни, и это соединение составило душу Христа. Бог
един и непознаваем, но открывается человеку в Слове и Духе, которые, по
С.- только модусы самовозвещения и самосообщения Божества, а не ипостаси.
Против католицизма С. полемизирует гораздо более яростно, чем против реформаторов;
римскую церковь он называет содомской блудницей, а лютеранам и кальвинистам
старался доказать, что умерщвление плоти и добрые дела столь же несомненно
ведут к спасению, как и вера. С. еще до напечатания книги сообщил важнейшие
отрывки из ее Кальвину, который донес архиепископу вьеннскому, что авторы
анонимного трактата - С. Вследствие этого С. бежал из Вьенны и, пробираясь
в Италию проездом остановился в Женеве. Узнав о его прибытии, Кальвин
донес на него городскому совету. С. был арестован и отдан под суд. На
следствии и суде Кальвин выступил и следователем, и свидетелем. и обвинителем.
Истощив чисто теологические аргументы, Кальвин с жаром стал доказывать,
что С. анабаптист, т. е. член той секты, которая незадолго до того проявила
такое революционное отношение к общественному строю. С., с своей стороны,
ссылался на обычай древней церкви, которая только изгоняла еретиков. Он
был приговорен к сожжению на костре и сожжен 27 октября 1553 г., оставшись
до конца верным своему учению.
Литература. Tollin, "Das Lehrsystem Servets" (1876-78); Willis,
"Servetus and Calvin" (Лонд., 1877); Linde, "Michael Servet" (Гронинген,
1890); о физиол. изысканиях С. см. Whewell, "History of the inductive
sciences" (т, III, стр. 328; есть на русс. яз.). На русск, яз. : Будрин,
"Антитринитарии XVI в."; В. Михайловский, "Сервет и Кальвин"; Виппер,
"Церковь и государство в Женеве в XVI в.".
Евг. Тарле.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|