Соборы церковные (синоды,
sunodoi, concilia) - в обширном смысле так называются собрания представителей
церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной
жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских
обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о
С. вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав
и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах
соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви,
составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для
утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления,
поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в римско-католической
- соборами епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита,
примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него - для регулирования
дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах - собрание
пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний
по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали
в церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых
самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют
и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основание
для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя
церкви (Матф. XVIII, 18, 15 - 20; Иоан. XVII, 17, 21 - 26), в примере
апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. гл. XV), в природе церкви,
как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства
церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из
религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство
С. Самое слово - sunodoi, по-русски - С., полатыни concilium, отсюда concile,
Concilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной
цели. В истории христианской церкви различаются две главные категории
С.: вселенские и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время
принимается церквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою
и др.; но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значением
вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются
с тем же значением в прочих церквах. Поместными ( topicai sunodoi ) или
частными (S. particulares) С. в православных, римско-католической, армяногрегорианской
и в других издавна существующих вост. церквах называются собрания епископов
и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной)
или вероисповедной церкви, или какой-либо определенной ее области (страны,
государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов
и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления
и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные,
а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось
в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной
и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различных
странах мира и в различные времена; вместе с тем разнообразились и формы
устройства и управления отдельных церквей и церковных областей и их учреждений.
С. или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных
и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных
странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации,
в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением
начала коллегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как
и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют
свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской
церкви первых девяти веков христианства. С. называются по городам, в которых
они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский
и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых
в них участвовали (С. восточной црк., западной црк.), по названиям церквей,
в строй которых они входили (С. константинопольской церкви, антиохийской,
римской, карфагенской и т. п. ), по именам стран, где собирались (испанские,
малоазийские), по народностям (С. русской, сербской, румынской церквей),
по вероисповеданиям (С. православной, римско-католической, армяно-грегорианской,
лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений
(митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),
по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их
числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные,
постоянные). В древней России были временные С., называвшиеся по городам,
где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались
С. великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре
вместо временных С. учрежден был при местоблюстителе "освященный
С." постоянный, а в 1721 г. - св. прав. синод. Созывание временных
С. с 1721 г. прекратилось; лишь в новейшее время созывались в Казани и
Киеве епископы некоторых епархий для совещаний, но без авторитета С.;
сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного
С.". В армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее церковно-правительственное
учреждение именуется эчмиадзинским синодом. По уставу ев.- лютеранской
церкви в России, существуют синоды в округах пробстских и консисториальных
и генеральный синод ев.- лютеранский. В праве римскокатолической церкви,
кроме вселенских, различаются С. национальные, провинциальные и епархиальные
(diocesanae synodi). Организация церковных С. устанавливалась обычаями
и правилами церкви вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых
странах, в новые времена - светскими законодательствами, при участии органов
церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных
С., объем власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями
и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения,
санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но принципиальные
правила вселенской церкви относительно С. поместных церквей и ныне сохраняют
авторитетное значение источника права почти во всех христианских странах,
в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского
исповеданий. Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных
присваивается, в определенных местным законодательством церковным или
государственным пределах, власть устроить, развивать и поддерживать порядок
в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности
- издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству,
обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным
учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно прав,
отношений и предметов церковных, судить высших иерархов, иметь высший
надзор в церкви и в православных странах - избирать и доставлять епископов
и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями
в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно. В русской и элладской
православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей
церковной власти в стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской
в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным
С., судебная - архиерейским С., административная - особым учреждениям.
В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила
еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких
протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана
определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать
проекты относительно церковного устройства и управления, для представления
правительству; административная и судная власть оставлена за церковными
советами и консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных
церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь
в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых
поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были,
однако, приняты православною, римско-католическою и армянскою церквами
в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее
время источником права. Во всех православных поместных и в армянских церквах
таким авторитетом пользуются правила поместных С. : анкирского (314 -
315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340), антиохийского (341),
лаодикийского (364), сардикийского (347), карфагенского (318), константинопольских
394, 864 и 879 гг. В римскокатолической церкви таким же авторитетом пользуются
первые семь из перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300
г.). Историческое значение местных С. в развили церковного права каждой
вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на
церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви существуют
сборники соборных правил и литературные исследования о С. Ср. Турчанинов,
"Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);
Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866); Zhishman, "О
С. восточных церквей" (1867); Hefele, "Conciliengeschichte".
М. Горчаков.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|