Сретение Господне. - По закону
ветхозаветному, в 40-й день по рождении младенца мужск. пола первенца,
мать приносила его в храм иерусалимский, чтобы принести от себя жертву
своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, так как по
закону Моисея каждый первенец принадлежал Богу. Цена выкупа определена
была в 5 сиклей. Пришла в храм по этим побуждениям и Св. Дева Мария с
младенцем Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм
ее встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока
не увидит Христа Господня, и старица Анна, 84 л., обитавшая при храме.
Св. Симеон взял младенца на руки и сказал: "Ныне отпущаеши меня,
по глаголу Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое
Ты уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу
Израиля" (Лук. II, 22-31). Праздник отнесен на 2 февраля, потому
что второе февраля есть сороковой день после 25 декабря. В православной
церкви этот праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников,
хотя особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют
более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу.
Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и в славу Израиля",
объясняется тот факт, что католическая церковь праздник Сретения Господня
с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник, а также
праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокой древности;
о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св. Григорий Нисский
(беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеет некоторые песнопения
на день С., составленные Анатолием, патриархом константинопольским. Собственно
торжественное празднование его началось в церкви западной и восточной
не в одно время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление
празднества папе Геласию (496 г.) или св. Григорию Великому (600 г.),
или полагают, что этим путем названные папы имели в виду уничтожить языческий
праздник люперкалий, который падал на месяц февраль и в ту эпоху был везде
в силе между римлянами. В церкви восточной начало торжественного чествования
праздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 г. в Константинополя
и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся три
месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое - землетрясение в
Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много народа. По поводу
этих бедствий в праздник С. в Константинополя было совершено всенародное
торжественное моление об избавлении от зол - и бедствия прекратились.
В благодарное воспоминание о том церковью установлено было совершать в
этот праздник перед литургией литию в монастырях (вне обителей). В VII
в. Андрей Критский, в VIII в. Кузьма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман,
патриарх константинопольский, в IX в. Иосиф Студит и другие посвятили
празднику С. священные песнопения, и ныне возносимые церковью. В настоящее
время праздник С. Господня с предпразднством и попразднством продолжается
9 дней, с 1 по 9 февраля, если не сократит этого срока пост. В последнем
случае он празднуется столько дней, сколько остается до поста. Если праздник
придется в первую седмицу великого поста, то он совершается в день воскресный,
предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь день принесения
Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантов этот день не
празднуется. См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие к изучению устава
богослужения правосл. церкви" (5 изд., 1898); П. Лебедев, "Наука
о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); прот. Г. С.
Дебольский, "Дни богослужения православной каолической восточной
церкви" (т. 1, СПб., 1882).
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|