Tеренций (Publius Terentius
Afer) - даровитейший, после Плавта, представитель древнеримской комедии.
Лучшим источником для его биографии является древнее жизнеописание его,
принадлежащее Светонию. Он жил в промежуток между 2 и 3 пуническими войнами,
родом был из Карфагена и принадлежал к какому-нибудь африканскому (или
ливийскому) племени, на что указывает его прозвище Afer. Попав каким-то
образом в Рим, Т. был рабом у сенатора Т. Лукана, который, заметив выдающиеся
его способности, дал ему тщательное образование, а затем и свободу. Талантливость
Т. открыла ему доступ в высшие круги римского общества. Лучшая часть молодого
поколения римской аристократии, хорошо знакомая с богатой литературой
греков, стремилась тогда, под иноземным влиянием, облагородить и отечественную
речь, и отечественные нравы в центре этого общества находился Сципион
Африканский, рядом с которым стоял друг его Лелий. К этому кружку примкнул
и Т. Ободренный своими покровителями, он решился посвятить свои силы комедии.
Согласно с вкусами того времени, Т. не был оригинален; образцом для себя
он избрал, главным образом, греческого комика Менандра, не переводя его,
впрочем, буквально и заимствуя целые сцены у других греческих писателей,
напр. у Аполлодора. В искусстве составлять свои пьесы по произведениям
двух авторов или по двум произведениям одного и того же автора (так наз.
контаминация) Т. достиг значительного мастерства, но это указывает, вместе
с тем, на недостаток у поэта собственной изобретательности. Произведения
Т., в силу редкой случайности, дошли до нас все; их всего 6: "Девушка
с о-ва Андроса" (Andria), "Свекровь" (Несуга), "Наказывающий
сам себя" (Heautontimorumenos), "Евнух" (Eunuchus), "Формион"
(Phormio; имя паразита пьесы) и "Братья" (Adelphae). Эти пьесы,
перечисленные в хронологическом порядке, были впервые поставлены на римской
сцене в период времени с 166 по 160 гг. до Р. Хр. Наибольший. успех имела
пьеса "Евнух", которая дана была дважды в один день и получила
премии. Весьма холодно, наоборот, принята была публикой "Свекровь";
во время 1-го и 2-го ее представлений народ предпочел оставить театр и
смотреть канатных плясунов и гладиаторов. В настоящее время самым выдержанным
произведением Т., как по ходу действия, так и по выработке характеров,
признаются "Братья". Успех "Евнуха" у римской публики
следует объяснять некоторыми пикантными подробностями этой пьесы, герой
которой переодевался евнухом и в этом качестве присутствовал при купанье
своей возлюбленной. После постановки "Братьев", в 160-м г.,
Т. предпринял путешествие в Грецию, из которого уже не возвратился: он
умер в 159 г., 25 или 35 лет от роду (ср. M. Крашенинников, "К вопросу
о годе рождения Т.", в "Сборнике статей в честь Ф. Ф. Соколова",
СПб., 1895). Пьесы Т., сообразно с тем обществом, в котором вращался поэт,
отличаются значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии
Плавта. Слог Т. был до такой степени изящен, что враги поэта распускали
слух, будто ему помогали в составлении комедий Сципион и Лелий. Наряду
с этим, Т. старается избежать в действии всего особенно непристойного.
Большое внимание, по-видимому, обращал он на выработку характеров действующих
лиц, которые в большинстве случаев гораздо выдержанные, чем типы Плавта.
Намеков на римскую жизнь у Т. нет никаких Эта черта его комедий наиболее
способствовала живучести произведений Т. почти до XIX столетия. Пьесы
Т. могли главным образом нравиться избранной публике, а не массе. Похвалы
им мы читаем в античном мире у таких авторов, как Цезарь и Цицерон; близкое
знакомство с Т. обнаруживают Гораций, Персий и Тацит. Еще в древности
комедии Т. попали в школы и стали достоянием ученых грамматиков, которые
писали к ним разного рода толкования. Наиболее ценны между ними комментарии
ученого IV в. по Р. Хр., Доната, в труде которого содержатся и весьма
интересные наставления актерам (ср. Б. В. Варнеке, "Как играли древнеримские
актеры", в "Филолог. Обозр.", 1900, т. XIX). Интерес к
Т. не прекращался и в средние века: в IX стол. его комедии читались Алькуином
на придворных пирах Карла Вел.; в Х в. против пьес Т., как источника всяких
соблазнов, боролась монахиня Гросвита. В эпоху реформации Эразм усердно
рекомендует Т. за его язык. а Меланхтон - за выработанность характеров.
Во Франции Т. оказал влияние на Мольера, особенно на его пьесы: "Le
depit amoureux", "L'ecole des maris" и "Les fourberies
de Scapin". В России Феофан Прокопович, читая курс пиитики в киевской
академии, преподавал "Российским господам Мольерам": "кто
хочет писать комедию, пусть тот подражает Т." (ср. Б. Варнеке, "Римский
поэт Т. на западноевропейской сцене", в "Вестн. Всемирн. Истор."
за 1900 г.). Рукописей Т. дошло до нас очень много. Все они, за исключением
главного источника для восстановления текста - Бембинского кодекса (V
в.; назван по имени прежнего владельца кардинала Бембо, ныне в Ватикане)
- восходят к рецензии грамматика III в. по Р. Хр. Каллиопия. Некоторые
из рукописей (париж., ватикан., миланск.) снабжены любопытными рисунками.
Наиболее полная критическая рецензия текста Т. принадлежит Umpfenbach'y
(Б., 1870); затем заслуживают внимания издания Fabia (П., 1895), Meckeisen'a
(Лпц., 1898, 2 изд.), Dziatzko (Лпц., 1884). С русскими примечаниям и
изданы две пьесы Т.: "Heautontimorumenos" - Делленом (Харьков,
1879, оттиск из "Зап. Харьк. Унив. за 1878-79 гг.) и "Eunuchus"
- Фогелем (Нежин, 1884; оттиск из "Извест. Неж. Инст.", тт.
IX и X). Переводы комедий Т. на русский язык: "Andria" Д. Подгурского
(Киев, 1874; оттиск из "Трудов Киевск. Дух. Акад." за 1873 г.),
В. Алексеева (СПб., 1896, в "Дешевой Библиотеке" Суворина),
С. Николаева в ("Пантеоне Литературы" за 1893 г. и отд. Воронеж.
1897 г.), "Гэавтонтимоременос" А. Резоали(Киев, 1862), "Братья"
М. П. Петровского (в "Зап. Каз. Унив. ", 1873,. №№ 2-3). Полный
перевод всех комедии (А. Хвостова. М. Головина и друг.) был издан в СПб.,
в 1773-74 г. См. В. И. Модестов, "Лекции по истории римской литературы"
(СПб., 1888); Зотов, "Разбор комедий 1. ("Репертуар" за
1845 г.). Языком Т. занимался К. Тресс (работы его см. в "Журн. Мин.
Нар. Пр.", 1877, и в "Варшавских Унив. Изв.", 1880). Иностранная
литература о Т. до новейшего времени указана в книге Шанца: "Geschichte
der rom. Litteratur" (ч. 1, Мюнхен, 1898).
А. Малеин.
/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Изд. "Русское слово", 1996 г./
|