О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru



Дмитрий Черепенников,
студент Теологической семинарии ЕЛЦ

"Во имя истины Евангелия..."

Ученый, священник, проповедник, революционер и мученик - все справедливо, когда мы говорим о Яне Гусе.

Ян Гус - одна из самых загадочных фигур средневековой истории Церкви. Идеолог чешской Реформации был легендой уже при жизни, а после мученической смерти стал символом революции и любви народа.

Ян Гус родился в 1371 году на юге Чехии, в местечке Гусинец. Его семья была бедна, и родители хотели сыну лучшей жизни. Мать Гуса была очень благочестивой и консервативной женщиной и, когда умер отец, все чаще говорила сыну, что образование и "страх Господень" единственная верная дорога для юноши из бедной деревенской семьи.

Сначала Ян Гус учился в уездном училище, а затем поступил на теологический факультет Карлова университета в Праге - одного из старейших университетов Европы. Студенческие годы также были полны лишений и бедности. Однако в университете он последовательно получает степень бакалавра, затем магистра. В 1401 году его посвящают в сан священника. Через год его назначают настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни, где он занимается в основном чтением проповедей на чешском языке. Именно на поприще проповедника Ян Гус достиг исторической известности. Последователи часто называли его „громозвучной сигнальной трубой". В 1409-10 годах он - ректор Карлова университета в Праге, куда пришел студентом.

В то время Церковь находилась в состоянии Великого раскола: в Авиньоне находился один папа, в Риме - другой, и они яростно враждовали между собой. Попытки преодолеть раскол, созвав собор, не увенчались успехом. Кризис охватил всю Церковь. Росла оппозиция к церковной иерархии, всюду раздавались требования ограничить ее власть, лишить ее мирских богатств, в частности, земельной собственности. Необходимость обновления Церкви в начале XV века признавалась всеми, однако, мнения о глубине реформ и способе проведения их в жизнь расходились.

До того, как будущий реформатор Ян Гус познакомился с трудами английского теолога Джона Уиклифа, он был ярым приверженцем римско-католической доктрины. Затем Гус перевел несколько статей Уиклифа: доводы произвели на Гуса большое впечатление и, в конечном счете, побудили выступить за проведение реформ в Церкви и к возврату авторитета Писания как единственного для верующего источника веры и учения. Ян Гус стал признанным вождем оппозиции. Его проповеди находили отклик в душах многих людей.

Папская курия, выведенная из себя обличениями Гуса, в 1410 году выпустила буллу, в которой разоблачались идеи чешского реформатора, и наложила церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Но Гус не умолкал. Его проповеди против индульгенций и последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое послание папской курии еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой богослужений в Праге. Тогда идеолог чешской Реформации обосновался в окрестностях города в замке своих последователей, где продолжал свою реформаторскую пропаганду.

В 1414 году Гус получил охранную грамоту императора Сигизмунда, гарантировавшую ему неприкосновенность, если он приедет на Констанцкий Собор и изложит свою точку зрения. В сопровождении чешских дворян Гус выехал на Собор, надеясь, что ему удастся оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц Гус был взят под стражу. Арестовав Гуса, папа и кардиналы нарушили охранную грамоту, данную ему императором Сигизмундом.

Состоялись три заседания, на которых Гус пытался внести ясность. Он пытался доказать, что многие предъявленные ему обвинения подверглись искажению или же вовсе не соответствуют действительности, и он ничего подобного не утверждал (по некоторым сведениям он разделял учение Римско-католической церкви о пресуществлении Святых даров при евхаристии). Практика же причащения мирян и хлебом, и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно - на уровне официального учения Церкви - в то время отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате Гуса "О Церкви" учение о Христе как о главе Церкви и о том, что Церковь представляет собой "совокупность избранных", также могли быть объявлены еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении.

Гусу предложили отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил, что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415 года, по преданию, в день его рождения. Перед тем, как Гуса сожгли, его семь месяцев держали под стражей. Стоя у места своей казни, Гус сказал: "Во имя истины Евангелия, о которой я писал, проповедовал и которой учил других, я сегодня умираю с радостью и по доброй воле". Когда был зажжен огонь, и тело мученика охватили языки пламени, раздуваемого ветром с озера Боден, Ян Гус запел: "Иисус Христос, Сын Бога Живого, помилуй меня". Римский папа нарушил свое обещание о безопасности Гуса и объяснил это так: "Никто не обязан сдерживать слово, данное еретику".

В Чехии известие о казни Гуса и о предательстве императора вызвали взрыв возмущения и новый подъем национального чувства. Это послужило началом народного возмущения в стране - длительного периода, известного в истории как гуситские войны (1419-1434), которые заложили основы общеевропейской Реформации.

Литературная деятельность Гуса протекала параллельно с его борьбой за свои воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело защиты реформ явилась книга "О Церкви" (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на чешском языке - замечательное литературное дополнение к его проповедям в Вифлеемской часовне. Его труд "Объяснения веры, декалога и молитвы Господней" содержит описание тонких теологических проблем на доступном пониманию народа уровне. Важное место среди сочинений Гуса следует отвести собранию чешских проповедей "Postilla", а также блестящему описанию христианских принципов "Дочь, или Истинное знание о подлинном молении", которое посвящено набожным женщинам.

Среди предшественников Мартина Лютера Ян Гус занимает совершенно особое место. "Среди артикулов Яна Гуса или чехов есть много истинно христианских и евангелических, которые не может осудить Вселенская церковь..." Это слова немецкого реформатора, сказанные в адрес Яна Гуса. Мартин Лютер перевел некоторые сочинения чешского проповедника на немецкий язык, что свидетельствует о признании огромного вклада Яна Гуса в дело Реформации.

Источник: "Вестник", №1, 2005





Библиотека Евангелическо-
лютеранской церкви
св. Екатерины Адрес: Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2004