ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Джозеф Имберг

Давайте помолимся.
Семейный молитвенник

 

I. Библия и наши молитвы

1. Чем является для нас Слово Божие

Иисус обещал своим ученикам водительство Святого Духа, Который научит их всему и напомнит обо всем, что говорил им Спаситель (Иоан. 14:26).

Как человеческие существа мы нуждаемся в помощи Святого Духа. Он дарует нам эту помощь, направляя нас к Слову Божию и разъясняя его нам. Слово Божие дает знание о Боге и о спасении, которое заключено во Иисусе Христе. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6).

Однако одних лишь знаний о Христе недостаточно. Нам нужна также вера в Бога. А она не может появиться без помощи Святого Духа. Эта вера порождается через Слово Божие.

Когда Святой Дух действует в нас, Он также побуждает нас к молитве. Он есть «дух благодати и умиления», то есть милости и молитвы (Зах. 12:10). Следовательно, если мы пребываем с Богом, то мы также являемся молящимися христианами. Христианская жизнь не может не выражаться в ежедневной молитве.

На следующих страницах мы покажем, как это происходит, особенно в семейных молитвах и служении. Мы постараемся показать, как Святой Дух помогает нам и действует в нас через Слово Божие, и почему у нас возникает потребность в молитве. Когда вы чувствуете, что с вами происходит нечто подобное — это всегда действие Святого Духа. И именно об этом говорит Апостол: «Поступайте по духу» (Гал. 5:16).

Святое Писание — это Слово Божие. Мы можем лучше понять его через сравнение Слова Божия с Иисусом Христом. Он был Мессией (Христом) уже до того, как пришел в этот мир. Он не стал Мессией из-за того, что люди назвали Его так. И это подобно Слову Божию, ибо оно не стало Словом Божиим из-за того, что мы приняли его таковым. Оно является Словом Божиим, так как послано Богом (Ис. 55:11). Именно по этой причине мы должны принимать его как Слово Божие.

Слово Божие необходимо нам. Это означает, что мы нуждаемся в нем, действительно нуждаемся. Без него мы не узнали бы ни о Боге, ни о спасении.

Слово Божие ясно. Не надо быть академиком, чтобы понять его. Главное в нем понятно каждому. Иисус сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25).

Слово Божие также достаточно для того, чтобы мы, прочтя его, получили достаточно информации о Боге и спасении.

Кроме того, Слово Божие обладает властью говорить нам и производить с нами то, что желает Господь. Эта власть зависит от силы, необходимой для исполнения воли Божией. Следовательно, Слово Божие содержит не только информацию и учения. Иначе Библия была бы лишь книгой, рассказывающей нам об определенных вещах. Но ведь она делает гораздо больше. Слово Божие имеет также еще один важный аспект, — это средство благодати. То есть Слово — это инструмент, посредством которого Бог осуществляет Свою волю в душах и жизнях людей.

Как действует Бог и чего Он добивается Своими деяниями? Он действует через Святого Духа, обращая Слово напрямую к сердцу и совести человека. Святой Дух направляет Слово таким образом, что обнажаются все грехи, и порождается потребность в спасении. Когда возникает эта потребность, Святой Дух может породить веру в Иисуса Христа.

Но что если в сердце не происходит такого действия? Во-первых, это не вина Слова. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). Но даже когда люди не обретают того, что предлагает Бог, Слово действует. В этом случае оно исполняет работу осуждения, — противящееся сердце остается под судом Божиим до тех пор, пока не раскается, или до самого конца, когда настанет Судный День (Иоан. 12:47-48).

2. Закон и Евангелие в Слове Божием

Несомненно, в Библии можно выделить заповеди Закона и благодатные слова Евангелия («Благой Вести»). Но это лишь одна сторона медали. Каждый понимает Закон и Евангелие по-своему. Это зависит от ситуации, в которой воспринимается Слово, прежнего опыта и т.д. Докажем это на простом примере. Возьмем известные слова: «следуй за Мною». В определенных случаях, например, — будучи заняты своей карьерой или озабочены удовлетворением любых своих желаний, мы можем расценить эти слова как суровый приказ, сковывающий нас. Мы можем спросить: «Почему именно я? Не найдется ли иного, более подходящего для меня пути?» Слова: «Следуй за Мною» — воспринимаются нами в данной ситуации как строгий приказ. Но в других обстоятельствах, когда мы устаем ходить своими путями, эти слова звучат утешительно, как нежное и благое приглашение людям, отягощенным мирскими проблемами, предаться в руки Господни: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

В целом можно сказать, что Закон дает нам необходимые знания о святой воле Божией, о наших греховных деяниях и о нашем греховном состоянии. Эти истины можно обнаружить практически в каждом слове Библии, даже если в большинстве случаев они воспринимались как слова Евангелия. Вообще о Законе можно сказать, что существует граница, переступить которую он не может. Убеждая нас в том, что мы грешны, он не может простить нам наши грехи. Он лишь направляет нас туда, где нам поможет Евангелие (Гал.3:24).

В целом Евангелие являет нам благодать Христову, распространяющуюся на всех людей, оно также сообщает нам, что Иисус Христос «есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан. 2:2). «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15).

3. Разновидности молитв

Св. Августин сказал: «Молитва — это разговор с Богом». Эта формулировка отражает важную сторону наших молитв — связь с Богом, общность и открытость Богу, когда мы отверзаем уста, сердца и умы пред Всемогущим Богом. Только так мы можем исповедаться Богу в своих грехах, просить Его о помощи, молиться о ближних своих, благодарить и прославлять Господа.

Но иногда слова св. Августина могут быть неправильно поняты. Это происходит, когда выражение «разговор с Богом» понимается нами как многословная болтовня. Такое поведение во время молитвы — одна из самых страшных ошибок. Иисус говорит о подобного сорта «духовных людях»: «Они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им» (Мф. 6:7-8). Разумеется, мы можем использовать множество слов, необходимых для выражения наших просьб и чувств. Но молитва бывает ошибочной, когда употребляют множество ненужных слов, полагая, будто благодаря многословию Бог услышит нас. Посему мы хотим добавить, что молитва — это не только разговор с Богом. Молящийся пребывает в мире и тишине перед Господом, слушает Его и покоится в безмолвии, наслаждаясь Его святым присутствием.

Все эти аспекты молитвы связаны с нашими человеческими качествами. Мы имеем не только ум и рассудок. Существует множество других факторов, указывающих на нашу духовную природу: желания и эмоции, потребность в любви и дружбе и т.д. Поэтому каждому из нас следует полностью погружаться в молитву — телом, душой и духом. Наши сердце, воля, чувства, духовные силы должны принимать участие в молитвах.

Но при этом нам следует помнить, что молитвы различны сами по себе. Думается, что указания 4-5 типов молитв будет достаточно.

Самая простая форма молитвы — прошение, когда мы взываем о духовной или материальной помощи. Нет ничего плохого в подобного рода просьбах, но будет неверно, если мы станем молиться и просить лишь для себя одних.

Вторая разновидность — молитва о ближних, об их нуждах, о материальной и духовной помощи им. Такая молитва называется заступническою. Неправильно будет, молясь о ком-то, упоминать себя. Если нам не с чем более обратиться к Господу, кроме просьб о нуждах наших родных, то это эгоистично.

Заступническая молитва — это молитва, в которой мы просим о наших ближних, родственниках, коллегах и т.д., когда они оказываются в нужде, опасности или испытаниях. В свою заступническую молитву мы можем включать верующих и неверующих, и как истинные христиане мы обязаны молиться за наших пасторов и начальников, за приход и за всю Церковь.

Заступническая молитва — это молитва, благодаря которой благословение Божие изливается на того, о ком мы молимся. Лучше помогать ближнему молитвою, чем оказывать ему различные мелкие услуги и делать подарки. Но ответ на такие молитвы может придти в самой неожиданной форме. Прося Бога о помощи ближним, мы можем почувствовать мощное побуждение от Бога оказать им необходимую помощь.

Чтобы избежать эгоизма, каждый христианин должен стремиться больше узнать о третьей разновидности молитвы. Это Благодарение. В ней мы выражаем Богу благодарность за все Его дары и за Его многообразные милости. Но даже здесь зачастую проявляется наш природный эгоизм. Мы можем вести себя как испорченные дети, полагая: «Если хорошо попросить, то можно получить больше даров более легким путем». Потому на всю оставшуюся жизнь нам следует выучиться одной из самых сложных вещей, смирению.

Четвертый тип молитвы, самый сложный, — молитва поклонения [прославления]. Легче сказать, чем она не является, нежели объяснить, что это такое. Это не прошение, не заступничество и не благодарность. Такая молитва выражает радость в Боге, потому что Он велик, и потому что Он — Бог. Можно сказать, что это жизнь в покое Божием. Здесь существует сходство с третьей разновидностью молитвы, благодарственной, ибо в молитве поклонения мы тоже, вслух или молча, славим Бога, потому что Он превыше всего, потому что Он — Бог, и потому что это счастье — пребывать в Его святом присутствии.

Есть еще одно действие, которое Словом Божиим часто рассматривается как тип молитвы, хотя эта пятая разновидность молитвы может и не применяться систематически. Речь идет о том, что мы называем «медитацией» или «молитвенным созерцанием». Как это происходит? Читая текст Библии, мы просто декламируем его. Это не рассуждение, даже если мы осознаем каждое прочитанное слово. При медитации все иначе. При медитации мы останавливаемся на определенных словах или группах слов, обдумываем их, перечитываем, влагаем их в наши сердца и души: «О чем они говорят мне? Видел ли я в жизни то, о чем они сообщают?» Это также может обратить наши мысли к духовным фактам и делам, касающимся Самого Иисуса Христа, искупления Им грешников, Его смерти и воскресения, Его пришествия в Судный День, вечной жизни и т.д. Иногда мы в тишине размышляем над отдельными словами, позволяя им проникать в наши сердца и овладевать нашими умами. Такая медитация может занять пять или десять минут, а может — час или больше, но сколько бы времени это ни занимало, мы пребываем в безмолвии пред Словом Божиим и пред Святым Господом.

Медитация является трудным делом для неопытных христиан. Ибо это такой вид чтения Библии и молитвы, которым могут заниматься христиане, обретшие изобильное богатство Слова Божия.

Совершенно очевидно, что рассуждением трудно заниматься в группе или во время семейной молитвы. Оно больше применимо в индивидуальном изучении Библии и в личной молитве. Если рассуждение имеет место в группе читателей Библии или во время служения, то оно больше походит на проповедь, но это особый вид проповеди — проповедь-медитация.

Несколько общих советов относительно наших молитв

Мы должны молиться в смирении и покаянии, покоряя себя воле Божией.

Мы также должны молиться «во имя Иисуса Христа». Выражение «во имя Иисуса Христа» подразумевает несколько моментов. Оно свидетельствует, что мы молимся согласно Его воле. Так, например, невозможно просить Бога о мести нашим личным врагам и закончить молитву словами: «Во имя Иисуса Христа». Почему это невозможно? Потому что данное выражение употребляется, чтобы утвердить и особо подчеркнуть то, за что мы молимся. Однако эти слова делают невозможной молитву о мести.

Во-вторых, эти слова означают, что мы должны молиться так же, как это делал Он. Он молился: «Не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Молясь «во имя Иисуса Христа», мы постоянно должны стремиться к достижению такого духовного состояния, когда мы смиренно подчиняемся Богу и желаем узнать, какова Его воля для нас.

Молиться «во имя Иисуса» также означает, что мы молимся согласно дарованному нам обетованию, — Сам Иисус приносит наши молитвы к Отцу Небесному, как бы выдавая их за свои. И именно это Он обещал, провозглашая: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан. 16:23-24).

«Вольные молитвы» или «молитвы установленные»?

Некоторые люди предпочитают «вольные молитвы», то есть молитвы, которые они сами выражают во время моления каждый раз новыми словами, в зависимости от своих потребностей и переживаний в данный момент.

Но существуют и другие люди, предпочитающие молитвы, содержащиеся в молитвенниках или предлагаемые церковными служителями. По их мнению, гораздо легче воспользоваться уже готовыми молитвами, чем искать собственные слова для выражения своих чувств и потребностей.

Следует отметить, что было бы заблуждением резко противопоставлять эти два типа молитв. Мы нуждаемся и в том, и в другом! Иногда нам легче высказать свои нужды собственными словами. А иногда это бывает затруднительно. И тогда мы получаем помощь и большое облегчение, находя уже готовые выражения. Они содержат то, что мы не в состоянии высказать сами.

Но у данной проблемы существует и другая сторона. Это требует согласования с порядком нашего служения или с людьми, молящимися вместе с нами. Иначе окружающим людям будет трудно определить, когда они слышат «вольную молитву». Но когда звучит постоянно молитва, которую все знают и могут найти в своих книгах или требниках, она может стать молитвою для всех.

Молитва также связана с жизнью христианина

Молитва касается не только нашей веры. Она бывает также тесно связана и с нашей повседневной жизнью. Слово Божие говорит нам, что мы должны «иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12:14). Это значит, что любовь, святость и праведность, которые мы обрели по благодати Божией, должны формировать, украшать и охватывать всю нашу жизнь, — наши мысли, слова и дела. При этом все мы вынуждены признать, что еще не достигли этого, но каждый должен надеяться: «Не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3:12). Только жизнь в свете Слова Божия, в Церкви, в общении с другими христианами и в молитве помогает нам достичь этой чудесной цели.

4. Церковный год

Мы все знаем, что означает обычный год — он состоит из 365  или 366 дней и продолжается с 1 января по 31 декабря. Но что же такое «церковный год»?

Церковный год начинается с первого воскресенья Адвента и заканчивается в последнее воскресенье Троицы. Но как насчет первого числа церковного года? И начало и конец церковного года приходится на 1 декабря, а точнее, — год может начаться в период с 27 ноября по 3 декабря и закончиться приблизительно в тех же числах следующего года. Но откуда такая разница? Это связано с Рождеством. Рождество всегда празднуется 25 декабря, независимо от того, на какой день недели оно приходится. Если это понедельник или вторник, то четвертое воскресенье Адвента приходится на 23 или 24 декабря, а следовательно, третье, второе и первое воскресенье Адвента будут в декабре. Но если Рождество приходится на пятницу или четверг, то эти два воскресенья Адвента оказываются ранее. Если Рождество выпадает на воскресенье, то четвертое воскресенье Адвента будет 18 декабря, а первое воскресенье Адвента — 27 ноября.

Каково же содержание церковного года? В течение этого года Церковь может следовать жизни Иисуса Христа и Его деяниям по спасению мира. Таким образом мы можем пройти вместе с Ним от самого Его рождения в Вифлееме до Его Вознесения на Небеса. Нам также дана возможность узнать и понять Его деяния, произведенные посредством Святого Слова и Святого Духа в Его Церкви, приводящие нас к спасительной вере и содержащие нас в этой вере.

Где и когда в христианской Церкви был установлен церковный год? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Когда наш Господь Иисус Христос «пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел... в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии» (Лк. 4:16-17). Из этих слов мы видим, что уже в те времена существовал определенный порядок, согласно которому в зависимости от дня года во время служений читались книги [Ветхого Завета]. Служения в синагогах производились, по крайней мере, со времен Вавилонского пленения (597—538 до Р.Х.). Возможно, это еще более древний тип служения. В таком устоявшемся порядке чтения можно различить некоторые признаки церковного календаря.

Синагогальное служение в основном отличается отсутствием двух признаков, и это отличие мы замечаем уже в Новом Завете. Оно становится очевидно из двух фрагментов Деяний Апостолов: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42), а также: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба» (Деян.20:7). Новое здесь по сравнению с синагогой — выражения «в первый же день недели» и «преломление хлеба», они указывают на Святое Причастие.

Иисус никогда не критиковал синагогальное служение. Напротив, Он принимал в нем участие «по обыкновению» (Лк. 4:16). Поэтому, с одной стороны, служение синагоги никогда не прекращалось. Многие элементы этого служения можно наблюдать в современной Церкви. Но многие вещи изменились под воздействием Нового Завета.

Мы совершаем наше служение по воскресеньям, в «день Господен». В Послании Варнавы (ок. 100 г. по Р.Х.) сказано: «Мы празднуем восьмой день (то есть первый день недели) как день радости, потому что в этот день Иисус восстал из мертвых». То есть «день Господен» — это не тот день, когда Иисус умер. Напротив, это день Его воскресения. Это свидетельство огромной важности воскресения Господня. Таким образом «день Господен» стал как бы Пасхальным днем, повторяющимся каждую неделю!

Итак, церковный год и воскресное богослужение имеют весьма древние корни. Смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа — неоспоримые факты. На это также указывают три момента в жизни Церкви: воскресенье, Пасха и Евхаристия (Святое Причастие). И это может быть объяснено следующим образом: воскресенье как день богослужения указывает на основную истину, которою живет Церковь: Господь жив. Пасха связывает эту истину с историческим свидетельством, что Господь восстал из мертвых, а Евхаристия доносит эту истину до всех людей из поколения в поколение.

Церковный год может быть рассмотрен и с другой точки зрения — в сравнении с природными временами года. Подобно тому, как один период следует за другим, год за годом, за весной лето, осень и зима, или там, где времена года трудноразличимы, сменяются периоды пахоты, сева и сбора урожая, так и периоды церковного года следуют один за другим. Как цикл жизни продолжается в природе год за годом, так и Церковь представляет год за годом главные события жизни нашего Господа, а также основные элементы духовной жизни, соответствующие библейским учениям и жизни Церкви.

Что же означает для нас церковный год?

Он означает, что в рамках полного календарного года у нас есть возможность услышать о спасительных деяниях, которые Бог совершил для нас в Иисусе Христе.

Церковный год состоит из 52 недель, плюс еще один или два дня. В каждой неделе воскресенье (день Господен) — самый главный день, отведенный для богослужения и Святого Причастия.

В Ветхом Завете седьмой день недели, суббота, выделен особо как святой день и день отдыха. Этот порядок был изменен во времена Апостолов. Почему он был изменен? Существует только один ответ на этот вопрос — наш Господь Иисус Христос восстал из мертвых в первый день недели. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели» первые свидетели узрели воскресшего Господа (Мф. 28:1). Этот день, день Воскресения, изменил все. Ветхий Завет сменился Новым Заветом. Этот «первый день недели» стал «днем Господним», — днем, который мы называем воскресеньем. Это святой день, день христианских богослужений и молитв, день Евхаристии.

Долгая череда воскресений — основа церковного года. Но если обычное воскресенье — это как бы верхушка холма в церковном пейзаже, то существуют как бы горные вершины, возвышающиеся над окружающими холмами. Это великие церковные праздники: Рождество, Страстная Пятница, Пасха и Пятидесятница. Пасха и Пятидесятница всегда празднуются по воскресеньям. В свою очередь Рождество отмечается в устоявшийся день, 25 декабря.

Пасха и Пятидесятница из года в год по-разному располагаются в календаре, в соответствии с древним установлением христианской Церкви, что они должны соответствовать традициям Ветхого Завета, связанным с Пасхой (еврейской) и пасхальным агнцем. Поэтому Пасха всегда празднуется в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия.

Весеннее равноденствие — это период, когда ночь и день равны по продолжительности, и он ежегодно приходится приблизительно на 21 марта.

Церковный год начинается с четырех воскресений Адвента, когда мы готовимся ко дню пришествия нашего Господа Иисуса Христа. Праздником этого пришествия является Рождество.

Рождественский период продолжается до тех пор, пока мы не начнем приготовления к Пасхе, посвященной страданиям, смерти и воскресению нашего Господа Иисуса Христа. Период, предшествующий Пасхе, называется Великим Постом.

Пасха — самый великий праздник во всем церковном году. Во-первых, он напоминает нам о спасении, которое даровал Бог, когда Он вывел Израиль из Египта. Для всех христиан это прекрасное пророчество об освобождении от рабства греха и смерти. Это освобождение произошло, когда Иисус умер на кресте за всех грешников, а затем восстал из мертвых.

Пасхальный период длится до Пятидесятницы, то есть семь недель. Пятидесятница приходится на пятидесятый день после Пасхи. Это праздник Святого Духа. Он напоминает нам о сошествии Святого Духа и о Его трудах в Церкви — Он ведет нас ко Христу и наставляет в истине.

Более половины церковного года занимает период Святой Троицы. Это время посвящено деяниям Бога Отца, Сына и Святого Духа. В течение этого времени мы наставляемся в Слове Божием, спасении, вере, освящении и т.д. Этот период как бы изображает течение всей жизни христианина, от детства до старости, от Крещения до благословенной кончины. Потому не удивительно, что церковный год заканчивается уроками о вечности и о Христовом пришествии во славе, чтобы «судить живых и мертвых».

Другие праздники

Приведенный ниже список праздников церковного года краток и фрагментарен. Это связано с тем, что существует ряд христианских праздников, которые разные церкви отмечают по-разному или не отмечают вовсе. Для дальнейшего изучения церковного года каждой христианской семье мы рекомендуем приобрести календарь их собственной церкви.

Это поможет им в том случае, если мы упомянем какие-то неизвестные праздники. Читатели могут иметь их в своих церквях, или встретить у соседей.

Название праздника

Время празднования

День св. Стефана (мученика)

26 декабря

Новый год (обрезание Господне)

1 января

Богоявление (явление Христа язычникам)

6 января

Семидесятница (третье воскресенье перед Великим Постом)

(Нет устоявшейся даты, празднуется за 10 недель до Пасхи)

Шестидесятница (второе воскресенье перед Великим Постом)

(Следующее после  третьего воскресенья)

Воскресенье перед Великим Постом

(Следующее за вторым воскресеньем)

Пепельная среда (первый день Поста)

Среда после воскресенья за 50 дней до Пасхи

Вербное воскресенье

Воскресенье перед Пасхой

Вознесение (день, когда Иисус вознесся на Небеса)

(Приходится на четверг, за две недели до Пятидесятницы)

Сретение Господне

2 февраля

Благовещение

25 марта

День Иоанна Предтечи

24 июня

День Арх. Михаила и всех Ангелов

29 сентября

День Всех Святых

1 ноября

День Реформации

(Празднуется Лютеранской и Евангелической церквями, но в разные дни)1]

Почему каждый год мы все это начинаем заново?

Если коротко, то по двум причинам. Во-первых, Иисус возвращается каждый год, потому что мы должны слышать Евангелие, видеть его благословения и осознавать их вновь и вновь. Если этого не делать, то Его приход, Его спасение и Его благословенные деяния могут не достигать нас или ничего для нас не значить.

Во-вторых, Он приходит таким путем, потому что Он желает достигнуть каждого из нас. Ибо разве помогло бы нам то, что Он пришел когда-то давно в другую страну или когда-то давно в Свою Церковь, к другим людям в нашей стране, но если бы Он не пришел к нам сюда, именно в этом году?

Почему все это должно происходить за один год?

Как мы сказали ранее, церковный год связан с синагогой и Ветхим Заветом. Но он также связан с циклами, временами года и природными изменениями в течение года. Во всем этом проявляется Божия мудрость. Как бы это выглядело, если бы учения, отраженные в церковном году, были растянуты на пять или десять лет, достигая «полноты», «законченности» или «соответствия», которых мы часто желаем? Ответ на этот вопрос очень прост — многие люди, начав как катехумены или учащиеся Библейской школы с программой продолжительностью в пять или десять лет, не увидят ее окончания. Они никогда не придут к познанию Христа и пути спасения. До окончания они могут умереть, с ними может произойти несчастный случай или, скорее всего, их одолеет усталость. В нашем случае такая опасность отсутствует. Есть возможность понять наиболее важные вещи за довольно короткий период в один год, а затем углублять знания и понимание в течение последующих лет.

Если мы примем это во внимание, то нам станет очевидно, что церковный год — это удивительное чудо, такое же чудо, как и чудеса природы, которые происходят в течение одного года, но из года в год повторяются.

5. Организация семейных молитв

Каждому христианину необходимо обращаться к Слову Божию и регулярно молиться. Делать это только по воскресеньям мало. Каждый день нам необходимо Слово Божие в наших домах и семьях. Кроме того, мы нуждаемся в ежедневных молитвах. Для этого необходим устоявшийся порядок. Такой порядок не должен восприниматься как нечто утомительное или подавляющее нас. Его следует рассматривать как большую помощь и благословение. Мы можем сравнить наши семейные моления с порядком приема пищи. Мы же не всегда испытываем голод или счастье, отправляясь к столу в определенное время. Но мы все же принимаем пищу в определенное время, ибо знаем, что это полезно по многим причинам. Ежедневный регулярный прием пищи полезен как нашему телу, так и психике. То же касается чтения Библии и молитв. Было бы скверно, если бы мы занимались этим, только «испытывая желание» или полагая, что нам это духовно необходимо. При таком отношении мы вскоре начнем страдать от духовного голода.

Семейные моления могут проходить утром или вечером, либо как утром, так и вечером. Реже удается молиться днем, то есть во время обеда.

 Время молений, утром, вечером, или и утром и вечером, зависит от той работы, которую исполняют члены семьи, и от того, когда им удобнее собираться вместе. Этот вопрос следует решать в кругу семьи. Мы позволим себе указать несколько важных вещей, которые следует иметь в виду при принятии такого решения.

Во время семейных молитв, когда отец, мать, дети и остальные члены семьи производят совместное служение, не исключается индивидуальное чтение Библии или молитва. Напротив, это совместное служение должно побуждать всех членов семьи к чтению Библии и к более пылкой и серьезной индивидуальной молитве. Это самый лучший способ сделать детей молящимися и читающими Библию христианами, ибо они приучатся к этому с самого раннего возраста. Семейные молитвы — самый естественный и надежный способ спокойно направить их на путь молитвы и чтения Библии. Когда мы говорим: «чтение Библии», то эти слова не исключают возможности употребления молитвенника или других служебных книг, не исключают они также кратких проповедей, читаемых в субботние или воскресные вечера. Если это хорошие книги, то они годятся для того, чтобы привести нас к «Книге книг», то есть к Библии.

Как организовать семейные молитвы

Отец, мать, или кто-то, имеющий ответственность, может выбрать наилучший порядок для их семьи. В целом домашнее служение должно включать в себя чтение Библии, свободную молитву или молитву, взятую из какого-либо молитвенника, молитву Господню, либо одно или два благословения и, может быть, христианский гимн или песню. Если служения происходят как утром, так и вечером, то утреннее богослужение можно сделать короче, а вечернее продолжительнее и полнее.

За образцом того, как следует проводить семейные богослужения, мы советуем нашим читателям обратиться к третьей главе этой книги. Кто-то может установить утренние и вечерние молитвы в течение четырех недель обучения. После того, как пройдут эти четыре недели, цикл можно повторить.

Следует подчеркнуть, что при чтении Библии необходимо обращаться как к Новому, так и к Ветхому Завету, но не каждый раз, а с регулярной периодичностью. В пятой главе этой книги вы увидите два распорядка Библейских чтений. Эти распорядки во многом отличаются, но они оба соответствуют обычному году, с 1 января по 31 декабря. То есть в них вы можете найти для себя чтение, соответствующее дню календаря.

Но с этим связана и одна трудность — некоторым людям нравятся чтения, согласованные с церковным календарем. Такой распорядок отсутствует в этой книге, потому что у разных церквей существуют свои календари или молитвенники, распределяющие чтения соответственно их церковному календарю. Тем, кто предпочитает читать Библию в соответствии с церковным годом, мы рекомендуем обращаться за помощью в свои церкви.

Разумеется, семья может составить собственный список библейских чтений. В таком случае необходимо соблюдать два правила. Во-первых, следует обращаться как к Новому, так и к Ветхому Заветам. Во-вторых, надлежит некоторое время продолжать последовательное чтение из одной книги, дабы хорошо ее понять. Поэтому когда мы, не закончив читать одну книгу Библии, переходим к другой, это следует делать в подходящий момент, чтобы затем мы легко могли продолжить ее чтение.

Общие советы семье

Мы советуем семьям, в которых есть дети, не делать домашние молитвы слишком продолжительными. Если детям будет казаться что молитва чересчур продолжительна, то они могут придти к выводу, что она также скучна и утомительна. В таком случае молитва не достигает своей цели. А ее цель — дать каждому испытать счастье от того, что он христианин, и пережить радость общения с Богом. Молитвы могут быть более продолжительными, когда мы счастливы и радостны, однако часто в своих молитвах мы приходим к Богу с печалями, болезнями, горем и страданиями.

Чтобы дети и молодежь почувствовали свою причастность к чтению и молитвам, можно, в зависимости от их способностей, предлагать им читать вслух библейские фрагменты. Также можно отобрать для них специальные песни и гимны, например, — те христианские песни, которые они разучивали на воскресных занятиях, в школе или еще где-либо.

Кроме того, дети и юные члены семьи могут задавать вопросы по тому тексту, который был прочитан или по вопросам, которые были затронуты во время служения. Некоторые отцы и матери сами беседуют с детьми и задают им вопросы. Подобные собеседования могут касаться как текста или конкретного дня церковного года, так и предстоящего воскресенья, церковных праздников и т.д.

Все это должно восприниматься, обсуждаться и проверяться в духе взаимопонимания и любви, а не в виде экзамена. Мы должны помнить, что понимание детей — это не понимание взрослых, но у них может быть стремление к познанию и возрастанию «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52).


[1] Часть лютеранских церквей празднует День Реформации 31 октября (в честь 31 октября 1517 года, źīćäą Ėžņåš īįķąšīäīāąė ńāīč 95 ņåēčńīā, что по праву можно считать началом Реформации), другие же лютеранские церкви отмечают 25 июня (день, когда в 1530 году на Рейхстаге в Aугсбурге было зачитано Aугсбургское Bероисповедание, что по праву можно считать днем рождения лютеранской церкви). B ķåźīņīšūõ öåšźā˙õ Äåķü Šåōīšģąöčč šąķåå īņģå÷ąėń˙ 10 ķī˙įš˙ (äåķü šīęäåķč˙ Ėžņåšą), ą ņąź ęå 18 ōåāšąė˙ (äåķü ńģåšņč Ėžņåšą). — Ļščģ. ņåīė. šåä.