Хайнц Китцка
О ЦЕРКОВНОМ ПОГРЕБЕНИИ
Эту статью пробст Китцка написал для газеты общины св.
Анны и св. Петра в С-Петербурге. Общины, не имеющие своего
пастора, таким же образом могут провожать в последний
путь своих умерших.
Для Мартина Лютера церковное погребение полностью стоит
под знаком утешения и надежды на воскресение умерших.
По этому поводу он пишет: "Мы не хотим, чтобы церкви
наши более оставались местом для жалоб и страданий, но были
тем, как это называли наши отцы: местом успокоения и сна.
Пусть звучат над нашими усопшими и их могилами не траурные,
но утешительные песни о прощении грехов, о покое, о снах,
о жизни и воскресении умерших христиан для того, чтобы укрепить
нашу веру и побудить людей к благоговению, ибо это совершенно
справедливо, когда могилы умерших почитаются и возносится
хвала и честь радостному предмету нашей веры, а именно воскресению
мертвых.
Издавна таинство захоронения умерших является для христианской
общины данью любви и выражением надежды на воскрешение.
Это происходит на богослужении в церкви, в кладбищенской
капелле, в крематории или у могилы. В чтении Евангелия.
пении песен, таких, как например:
1. "Всюду среди жизни Смерть нас окружает. Кто ж нам
в благости своей Помощь посылает? О Боже, Ты единый!"
2. "Возьми же мои руки и Сам веди меня..."
или пасхальные песни, как например:
"Христос воскресе от всех мук, возрадуемся ж все.
Христос утешит нас. Аллилуйя..."
Иногда богослужению предшествует благословение в домашней
обстановке или в морге/капелле больницы.
Посреди каждого траурного богослужения следует благовещение
грядущего воскресения. В проповеди выражаются мысли об усопшем:
проповедник окидывает взором жизнь покойного, что она значила
для него и для всех тех, кто его любил и кто был рядом.
И важным при этом является то, что вся речь должна оставаться
правдивой и смысл ее должен сводиться к утешению и надежде,
которая была подарена нам в воскрешении Иисуса Христа.
Затем у открытой могилы еще раз наступает короткий торжественный
момент. При этом священник произносит погребальное слово,
трижды бросая землю на гроб. Смысл этого жеста подчеркивает
бренность жизни человека, который все же в надежде на воскресение,
которая превосходит понимание нашего разума, поднимается
над этим миром. И речь здесь не идет об отделении души от
тела, а лишь о том, что мы будем воскрешены Иисусом: "После
того, как всемогущий Господь решил призвать к себе нашего
брата (нашу сестру, это дитя) N. N., мы предаем его (ее)
тело земле, чтобы он снова стал землей, из которой и был
взят. Произнося следующие слова, священник трижды бросает
комья земли на гроб:
"земля к земле, пепел к пеплу, прах к праху в надежде
на воскресение Иисуса Христа к вечной жизни через Господа
нашего Иисуса Христа. Ты взят от земли и должен снова стать
ею. Иисус Христос воскресит тебя в День Страшного Суда.
Он будет милостив к тебе на Страшном Суде и проведет тебя
к вечной жизни в Царстве Божьем".
Затем следует отрывок из Евангелия от Иоанна (гл. 11, 25-26),
Отче наш и моление о благословении Господнем.
Траурное богослужение и торжественное прощание у гроба
являются важными действиями христианского единения, служащими
укреплению веры, всеобщему утешению для всех опечаленных
об усопшем и для всей общины.
Перед траурным богослужением обычно должен состояться разговор
священника с людьми, близкими умершего, которые рассказывают
ему о покойном, что он значил в их жизни, каков был его
жизненный путь, какие взлеты и падения довелось ему пережить.
Этот разговор очень важен, потому что можно освободиться
от многого из того, что гнетет и связано с утратой. Этим
разговором предоставляется возможность в молитве поделиться
с Богом тем, что мучит и причиняет боль, чтобы найдя утешение
и внутреннее спокойствие, затем попрощаться.
В нашей Церкви совершенно однозначным является то, что
эта часть, службы пастора для близких усопшего справляется
бесплатно, равно как и другие таинства, как например, поминание
усопших, крещение и конфирмация.
На следующее воскресенье после церковного погребения в
общине собщается об отпевании усопшего. Его упоминают в
молитве и молятся об утешении и даровании сил для его близких.
В последнее воскресенье Церковного года (в нашей Церкви
это стало традицией) пастор поминает всех членов общины,
умерших за прошедший год.
В просьбах и молитвах мы доносим до Господа весть об их
смерти и думаем при этом о своей собственной, которая находится
под обетованием Иисуса Христа, что мы и слышим после погребальной
молитвы у гроба покойного и, как пишет Иоанн в своем Евангелии
11,25-26:
" Иисус сказал: Я есмь воскресение и жизнь; верующий
в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий
в Меня не умрет вовек".
Пробст Хайнц Китцка, С-Петербург
/Цит. по: "Вестник", №2, 1998/
|