ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

/Цит. по: "Благая весть"/

ИИСУС СКАЗАЛ: "МОЛИТЕСЬ ЖЕ ТАК: ОТЧЕ НАШ"

Представленная на противоположной странице картина художника Мурильо «Возвращение блудного сына» (Лук.15:20) иллюстрирует важнейшее учение Христа: несмотря на нашу греховность, Отец наш Небесный всегда готов простить и принять нас обратно.

Иисус вновь подчеркивает это, когда Он учит Своих учеников молиться. Поскольку Бог является нашим любящим Отцом, мы всегда можем приходить к Нему с уверенностью. Потому Иисус говорит: «Молитесь же так: Отче наш...» (Мат.6:9).

Начинаясь с красноречивого обращения к нашему милосердному и всепрощающему Отцу, молитва Господня выражается далее в нескольких отдельных прошениях. Молитва «Отче наш» не является ни заклинанием, ни каким-то таинственным ритуалом, действие которого достигается путем произнесения установленных слов. Тех, кто произносит слова этой молитвы бездумно и механически, касается предупреждение, данное Иисусом в Евангелии от Матфея (6:7). Чтобы возносить молитву «Отче наш» так, как это угодно Богу, мы должны понимать — о чем именно мы молимся. Посему каждое прошение этой молитвы предполагает наличие «словесной ассоциации» вроде той, которую мы часто наблюдаем при проведении телевикторин. Например, когда ведущий викторины произносит слово «снег», у слушателей это сразу же ассоциируется с понятием «зима». Или же когда ведущий говорит: «Мокрый», слушатели думают: «Вода».

И Бог хочет, чтобы каждый раз, когда мы произносим какое-то прошение молитвы «Отче наш», в нашем разуме аналогичным образом сразу же возникало угодное Ему истолкование этого прошения. Да наделит вас Дух Божий способностью вспоминать приводимые далее истолкования всякий раз, когда вы приближаетесь к престолу Божию с молитвой, и да дарует Он вам способность понимать Его слова, а также разуметь благословения Его обетований.

«ОТЧЕ НАШ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ» (Мат.6:9)

Едва ли кто-то сможет истолковать данные слова лучше Мартина Лютера: «Этими словами Бог хочет привлечь нас к вере в то, что Он — наш истинный Отец, а мы — Его истинные дети, дабы мы могли смело и уверенно обращаться к Нему и просить Его так, как любимые дети обращаются к своему возлюблен-ному отцу». К этому можно добавить слова, которые пишет Св.Павел, обращаясь к христианам Галатии: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: ‘Авва, Отче!’ Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» (Гал.4:6-7).

 «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ» (Мат.6:9)

Конечно, кажется довольно глупым молиться такими словами: «Да святится имя Твое». Имя Божие свято и само по себе. Наши молитвы не могут сделать имя Божие «более святым», чем оно уже есть. Однако наш Господь просит нас молиться о том, чтобы имя Его святилось среди нас.

Но как это происходит? Во-первых, христиане должны помнить, что дьявол по всему миру распространяет безбожные учения. Пятьдесят три процента всего населения Соединенных Штатов, – невероятная цифра, – вовлечены в те или иные антихристианские религии. Европейские правительства борются с наукологией, – движением, направленным на разрушение как Церкви, так и государства. После развала Советского Союза многие антихристианские движения ринулись в освобожденные регионы, стремясь овладеть умами людей и вновь повергнуть их в рабство.

Итак, мы святим имя Господне, повседневно молясь молитвой «Отче наш», – как самостоятельно, так и вместе с другими людьми, на богослужениях. Это является чудесным публичным свидетельством того, что верующие во Христа намерены противостоять распространению всякого лжеучения — как в своих родных регионах, так и в других странах.

Мы также святим имя Божие посреди себя, когда ведем угодную Ему жизнь. Очень часто мы говорим: «Да святится имя Твое», а затем позволяем дьяволу переворачивать наши слова вверх дном, приводя нас к обратному результату безбожными делами.

Дети позорят своих земных отцов, произнося словоблудия, совершая мерзкие и грязные дела и допуская, так сказать, «маленькую белую ложь». Подобно тому и наш Отец Небесный подвергается насмешкам и бесчестится, когда мы ругаем или клянем, говорим легкомысленно о деяниях Божиих или же поступаем таким образом по отношению к окружающим.

Ежедневно молитесь теми словами, которым научил вас Иисус. С любовью к Господу в наших сердцах мы можем стоять за имя Божие и учения Его. Тогда, в огромной радости Его прощения, мы будем вести жизнь, угодную нашему милосердному и всепрощающему Отцу.

«ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ» (Мат.6:10)

Когда молитесь, – велел Иисус, – говорите: «... Да приидет Царствие Твое» (Лук.11:2). Слово «царство» сразу же вызывает в сознании мысли о географических областях, в которых правят цари или другие мирские правители. Однако Царство Божие не ограничено земными пределами. Повсюду, где Слово Божие и Дух Его имеют власть над мыслями и жизнью человека, там присутствует Царство Божие. Христианин, живущий в удаленных уголках сего мира и даже находящийся под властью какого-нибудь тирана, может быть членом милостивого Царства Божия, радуясь об этом, потому что Христос правит его сердцем и жизнью.

Когда вы молитесь словами Иисуса: «Да приидет Царствие Твое», это приносит вам повседневное ободрение и надежду в жизни. Хотя верующие во Иисуса знают, «что весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19), они могут уверенно начинать каждый день своей жизни. Христос дарует христианам силу Своей смерти и победного пасхального воскресения. Эта уверенность в победе является частью милостивого дара Божия всем людям, в которых Он живет, и которые, таким образом, живут в Его Царстве.

Но существует нечто большее. Несравненно большее! Наш Отец просит нас (и даже заповедует нам!) молиться обо всем, чем Он Сам обладает. Как напоминает нам Св.Павел, Отец наш «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Ефес.3:20). И Он гневается, если мы не просим Его об этом с уверенностью.

Представьте себе такую ситуацию, когда могущественный правитель приходит к самому бедному обитателю индийских трущоб и говорит ему: «Проси чего хочешь. Я желаю дать тебе самое лучшее и самое дорогое из всего, чем я обладаю». Если бедняк в такой ситуации попросит только крошку хлеба, то это, несомненно, оскорбит и разозлит правителя.

Точно так же наш Небесный Отец хочет, чтобы мы молились и ожидали «большего», по мере того, как Его царство приходит к нам. Эта мысль хорошо выражена в одном из христианских гимнов: «Когда ты приходишь к Царю, приноси с собой большие прошения. Ибо Его благодать и сила столь велики, что никто не может попросить у Него слишком много». 

«ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ» (Мат.6:10) 

Удивление и потрясение! Таковой часто бывает реакция студентов-медиков, когда они впервые исследуют немытую руку под микроскопом. Ежедневно тысячи микробов роятся на нашей коже в поисках отверстий или трещин, через которые они могли бы проникнуть в наше тело и подвергнуть его нападению. Только поняв разрушительные намерения врагов нашего тела, мы начинаем сражаться с ними при помощи мыла и воды.

Св.Павел раскрывает перед нами похожую картину духовной битвы, которую мы ведем с невидимыми смертельными силами. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефес.6:12).

Мы, как последователи Христовы, сталкиваемся со свирепыми враждебными силами, стремящимися уничтожить нас. Без Бога мы беспомощны перед дьяволом. Бог правит всем через Свое Слово. Когда Его Слово проповедуется на земле, Его воля исполняется, даже если дьявол из кожи вон лезет, чтобы воспрепятствовать этому.

Иисус не оставил нас в одиночку сражаться с дьяволом. Вслед за провозглашением чудных обетований о молитве (Иоан.16:23-24), Иисус обещает нам защиту от дьявола и от всех порождаемых им проблем. Он изрекает: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16:33). Хотя Иисус вовсе не обещает взять нас из этого мира, Он обещает нам защиту «от зла» (Иоан.17:15).

Мы можем ежедневно радостно молиться: «Да будет воля Твоя...» И тогда, с уверенностью в Слове Божием, мы смело продвигаемся вперед, зная, что наш любящий Отец защитит нас от зла.

«ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ» (Мат.6:11)

Шесть из семи прошений молитвы «Отче наш» касается духовных вопросов. Посему мы можем испытывать искушение сказать: «Бог фактически не интересуется нашей повседневной жизнью в этом мире». Однако это не так! Бог заботится о каждом волоске на наших головах! (Мат.10:30).

Всякий раз, когда мы видим плодоносящий сад или поле, на котором обильно растет зерно, мы знаем, что, обеспечивая нам все это, Бог дает нам «хлеб наш насущный». Но когда разрушается экономическая система или нарушается управление, эти источники могут неожиданно иссякнуть.

Вскоре после войны 1991 года в Ираке, телекамеры показали миру ужасные картины, которые часто следуют за войной — голодающие дети и болезни, вызванные загрязненной водой. Все народы содрогаются от этих ужасных трагедий, порождаемых войнами, экономическими упадками, революциями, засухами и другими катастрофами. Посему когда мы молимся словами, которым нас научил Христос: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы просим больше чем о пище на нашем столе. Мы включаем в это прошение все человеческие системы и организации, которые Бог использует для обеспечения нам всех этих благословений, включая стабильное управление.

Конечно, мы можем просто признать, что Бог обеспечивает нас всем, в чем нуждаются наши тела и души. Однако когда мы каждодневно молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», Бог дает нам возможность признать и возблагодарить Его как источник всех земных благословений.

«И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ» (Мат.6:12)

Становясь христианином, человек начинает совершенно новую жизнь. «Древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). И все же наша новая жизнь по-прежнему наполнена противоречиями и конфликтами с членами семьи, с друзьями и с людьми, которых мы встречаем каждый день. Мы признаемся вместе со Св.Павлом: «Доброго, которого хочу, не делаю» (Рим.7:19).

Наше положение столь отчаянно, что ежедневно, даже ежечасно мы нуждаемся в напоминании о всепрощении Божием. Каждый раз, когда мы молимся: «И прости нам долги наши», эти слова уверяют нас в том, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9).

Иисус велит нам молится: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Если эту фразу понять неправильно, то может показаться, будто человеческое прощение предшествует прощению Божию и обуславливает его. Однако здесь не делается акцента на порядке, или последовательности вещей. Скорее отсюда вытекает, что как Отец, прощая, восстанавливает общение и братские отношения, так и Его чада не только должны совершать это между собой, но и могут делать это лишь потому, что они сами испытали на себе прощающую благость Отца. Это не теоретический принцип, но факт — что будучи освобождены от вины прощением, мы обретаем свободу любить других. Только через прощение нашего Небесного Отца мы обретаем способность прощать других.

Молитва и прощение неразрывны. Сердце, лишенное уверенности в прощении Божием, никогда не осмелится молиться. Прощайте других, как Бог простил вас. И тогда – уверенно молитесь, с радостью, которую дает прощение!

«И НЕ ВВЕДИ НАС В ИСКУШЕНИЕ» (Мат.6:13)

Почему Иисус велит нам молится словами: «Отче наш... не введи нас в искушение»? Если наш Небесный Отец действительно любит нас, то разве Он станет нас искушать?

Иаков говорит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13).

Молясь: «Не введи нас в искушение», мы просим нашего Отца не позволять искушать нас. Правильное понимание этого прошения утешает наши сердца и удерживает наше внимание на истинных духовных реалиях повседневной жизни: дьявол неутомим в своих нападках. И когда мы чувствуем себя в безопасности, то подвергаемся более утонченным и коварным нападкам, чем все дьявольские атаки, которые мы испытывали ранее.

Взгляните на некоторых своих друзей. Будучи детьми, они, возможно, ходили в церковь, молились и славили Господа Иисуса. Теперь же они не испытывают к Богу никакого интереса. Их жизнь пошла по мирским путям, и их души, очевидно, в опасности, – они соскальзывают в пропасть ада. Другие ваши друзья, возможно, утверждают, что они веруют в Бога, однако жизнь их вращается вокруг денег и материальных ценностей. Вне Христа никто не имеет защиты от яростных нападок дьявола. Покуда мы не защищены Богом и Его живым Словом, все что произошло с этими нашими друзьями, может случиться и с нами.

Молитесь Господней молитвой ежедневно. Подходя к словам: «Не введи нас в искушение», мы можем произносить их уверенно и с чувством радостного облегчения, которое Бог дает нам — покуда Христос печется о нас, дьявол может нас искушать, но он никогда не сможет уничтожить!

 «НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО» (Мат.6:13)

Иисус наставляет нас завершать молитву словами: «Избавь нас от лукавого». Наш Спаситель преднамеренно помещает эти слова в конце Своей молитвы. Если мы молим о защите и избавлении от всякого зла, то все остальные прошения должны предшествовать этому: Имя Божие должно святиться в нас, Его Царство должно придти, и Его воля должна исполняться среди нас. Через это Бог будет хранить нас от греха, позора и от всего, что вредит нам.

Во всех наших молитвах к Богу мы никогда не должны забывать, что дьявол стоит за любой нашей проблемой, за каждой нашей слезой и за каждым нашим разочарованием. Наше понимание этой борьбы, – борьбы не на жизнь а на смерть, – становится значительно яснее, когда мы узнаем, что по-древнегречески, которым пользовался Иисус, это прошение звучит так: «Избавь и сохрани нас от порочного или беззаконного существа», то есть от дьявола. Св.Петр пишет, что дьявол «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). По этой причине мы должны молиться Господней молитвой ежедневно, а не только по воскресеньям или в каких-то особых случаях.

«Аминь» (Мат.6:13)

«Поэтому не существует на земле более благородной и возвышенной молитвы, – подчеркивает Лютер, – чем молитва "Отче наш"... Ибо что в ней мы имеем превосходное свидетельство того, что Богу нравится слышать ее, а это для нас должно быть превыше всех богатств мира сего».

Каждый раз, когда мы молимся этой молитвой, которой нас научил Иисус, мы можем заканчивать радостно и уверенно: «Аминь». Это является нашим заявлением о вере пред лицом нашего Небесного Отца, Который, благодаря деяниям Христовым, принимает наши моления, несмотря на все наши грехи. Своей смертью и воскресением Христос дал нам возможность возвращаться к нашему Отцу Небесному и обращаться к Нему в молитве точно так, как блудный сын вернулся когда-то к своему отцу. Во Христе наш Небесный Отец обещает не только услышать наши молитвы, но также и ответить на них. «Ибо все обетования Божии в Нем ‘да’ и в Нем ‘аминь’, – в славу Божию» (2Кор.1:20).

Статья написана при участии
Дина Хемпелманна и Александра Бите