|
ИСТОРИЯ И СМЫСЛ ПЕПЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Д-р Ричард Бучер
перевод: Дмитрий Зенченко, 2005
Пепельной средой назван первый день Великого Поста, в который
на чело христианина пастор наносит пепел, что символизирует
сердечное покаяние. Каковы история и значение этого святого
для христиан дня?
Пепельная среда, первоначально называвшаяся dies cinerum
(пепельный день), упоминается в древнейших копиях Требника
папы Григория, датируемого концом VIII века. Одно из раннейших
описаний Пепельной среды находится в писаниях англо-саксонского
аббата Элфрика (955-1020). В Житиях святых он пишет: «Мы
читаем в книгах и Ветхого, и Нового Завета, что люди, каявшиеся
в своих грехах, посыпали себя пеплом и облачали свои тела
в рубище. Будем же совершать это немногое в начале нашего
Поста, посыпать наши головы пеплом в ознаменование того,
что нам следует приносить покаяние в наших грехах в течение
Великого Поста». Затем Элфрик рассказывает историю о человеке,
отказавшемся прийти в Пепельную среду в церковь и несколько
дней спустя погибшему в результате несчастного случая при
охоте на вепря. Эта цитата подтверждает (нам также известно
об этом из других источников), что в течение Средних веков
пеплом голову скорее посыпали, нежели наносили его на чело,
как поступают сегодня.
Элфрик упоминает, что посыпание пеплом чьего-либо тела
(и облачение в дерюгу, очень грубый материал), как внешний
знак внутреннего покаяния или скорби - древнейший обычай.
Он встречается несколько раз в Ветхом Завете. Возможно,
самое раннее упоминание мы находим в самом конце книги Иова.
Обличенный Богом Иов исповедует: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь
в прахе и пепле» (Иов 42:6). Другие примеры мы находим во
2-й книге Царств (13:19), в книге Эсфирь (4:1,3), в книге
пророка Исайи (61:3), в книге Иеремийи (6:26), в книге Иезекииля
(27:30) и в книге Даниила (9:3). В Новом Завете Иисус Христос
ссылается на этот обычай в Евангелии от Матфея (11:21):
«Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в
Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно
бы они во вретище и пепле покаялись».
В чине Пепельной среды христиане приглашаются к алтарю
для возложения пепла <...>. Пастор наносит на чело
каждого пеплом знак креста, произнося слова: «Прах ты и
в прах возвратишься» (Бт 3:19). Это слова, сказанные Богом
Адаму и Еве после того, как они согрешили, вкусив от запретного
плода. Эти слова подразумевали для наших прародителей горчайший
плод их греха, а именно - смерть. В контексте возложения
пепла в Пепельную среду они напоминают каждому исповедующемуся
о его греховности и смертности, и также о необходимости
покаяния и восстановления отношений с Богом, пока еще есть
для этого время. Крест напоминает каждому о благой вести
- что через Иисуса Христа распятого мы получаем прощение
всех грехов, всякой вины и всякого возмездия за грех.
Многие христиане не стирают знак креста со лба и в оставшееся
время дня, не из лицемерия (см. Мф 6:16-18), но как свидетельство
того, что все люди являются грешниками и нуждаются в покаянии,
и что через Иисуса Христа, по вере в Него, нам прощаются
все грехи.
Пепельная среда, как и Великий Пост, не упоминается в
Писании и ее соблюдение не заповедано Богом. Христиане свободны
как соблюдать, так и не соблюдать этот день. Но, несомненно,
возложение пепла, как и другие подобные обряды, бессмысленно,
даже лицемерно, если не связано с внутренним покаянием и
изменением образа жизни. <...> Тем не менее, принимая
во внимание сказанное, обряд Пепельной среды настоятельно
рекомендуется христианам как замечательная возможность покаяния
и духовного обновления в исповеди и прощении грехов. Благословенной
Пепельной среды!
|
|