О библиотеке : Тематический каталог : Именной каталог : Хронология : Церковь : Форум


Библиотека "СЛАВЯНСКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО"


О библиотеке

Тематический каталог

Именной каталог

Хронология

Церковь

Форум

Пишите нам:
info@skatarina.ru

 



Александр Гросс

ПОСТ В ХРИСТИАНСТВЕ

1. Библейская основа поста

Для того, чтобы разобраться, что же такое «пост» и какова его цель, рассмотрим несколько мест из Священного Писания:

Исх.34,27-28: пост Моисея был связан с принятием им заповедей от Господа для народа Божьего. Таким образом, он подчеркивает значимость Слова Божьего, Его заповедей для Него и для Его народа. Моисей постится, усмиряет свою плоть, потому что готовится к принятию закона.

3 Цар.21,17-29: обличаемый пророком Илией, Ахав признает свои грехи, раскаивается в них и постится. Цель поста: обретение милости Божьей и прощения грехов.

Лев. 16, 29-31: пост как смирение пред Господом к очищению от грехов.

Иоил 2,12-17: пророк Иоиль призывает народ к покаянию и посту для того, чтобы Господь отвернул от него бедствие и наказание за грехи.

Есф. 4,16: пост ради другого человека для обретения им силы и поддержки Божьей для решения трудной задачи.

Мтф. 4, 2-4 и др.; Деян. 13,2: пост перед началом служения, перед принятием поручения и благословения.

Несмотря на достаточно четкое и ясное значение поста, многие люди уже во времена Ветхого Завета искажали его значение. Пророки часто обличали свой народ за формальное, лицемерное соблюдение поста (Иер.14, 12). Иисус также указывает Своему народу на лицемерие и гордыню постящихся: Мтф.6, 16-18. Он говорит о посте пред Богом, а не перед людьми. У пророка Исайи мы находим описание неугодного Богу поста и те благословения, что обретают истинно постящиеся люди. Рассмотрим Ис 58, 1-12:

3 стих - постящиеся обращаются к Господу с вопросом, почему Он не обращает внимание на их пост. Господь же говорит о том, что во время поста люди, совершая внешние обряды, исполняют свою волю, свои постановления относительно поста, возлагая тяжкое бремя на других людей, заставляя их поститься в соответствии со своим пониманием.

4 стих - Господь указывает на те действия, что происходят во время поста, на распри, ссоры и даже убийства, что отвращает людей от Господа. Не к Богу обращаются люди во время поста и не о Божьем думают, а о земном.

5 стих - Господь обличает свой народ за формализм и внешние проявления поста, за «томление души».

6 стих - истинное значение поста состоит в честности и всякой правде, в освобождении от всего, что томит душу, то есть в покаянии и молитве о прощении грехов, в освобождении подневольных людей, освобождении от всего, что владеет нами: вредных привычек и зависимости, например от алкоголя, курения и др.

7 стих - постящийся человек проявляет свой пост на деле: он делится тем, что у него есть, с тем, кто лишен этого; он помогает тем, кто нуждается в помощи; заботится о ближних, даруя им свою любовь и поддержку.

8-12 стихи - описание того, что приносит с собой истинный пост: свет пред людьми и прославление Бога для людей; множество тех благословений, что дарует Господь постящимся.

Обобщая прочитанное, мы можем заключить, что пост дело - добровольное, каждый человек вправе сам решить поститься ему или нет и как будет выглядеть его пост. Главное правило для постящихся заключается не во внешних проявлениях поста, а в искреннем покаянии пред Богем, в отношении к ближним с любовью, помощью и поддержкой, в прославлении Бога в посте, в освобождении от всего, что затмевает Бога, делает нас зависимым от внешнего и внутреннего.

2. Пост в христианских конфессиях

Исторически в христианских конфессиях сложились различные понимания поста. Изначально, еще до разделения Церкви, в 1054 году (на Западную и Восточную), пост, особенно в ранней Церкви был очень строгим и обязательным. Церковь требовала от людей не только отказа от пищи, но иногда также и от воды. В «Апостольских постановлениях» разрешалось лишь употребление хлеба и овощей, запрещалось мясо и вино. Всякая радость считалась нарушением поста. Однако уже в те времена существовали люди, которые считали такие постановления ошибочными. Реакция церкви чаще всего сводилась к провозглашению таких людей еретиками и... к усилению поста. Одним из разновидностей поста было «сухоядение», когда люди питались лишь сушеными плодами и овощами. Естественно, существовал запрет и на сексуальные отношения во время поста.

С течением времени, на Западе значение поста ослабело, а на востоке еще более усилилось. Это нашло свое отражение в различии учения и практики церквей относительно поста.

Православные церкви

Православные церкви придерживаются строгого соблюдения постов и требуют этого от своих прихожан. Во время поста пища должна быть постной, то есть с использованием подсолнечного масла. Запрещено есть мясо, яйца и молочные продукты. В течение церковного года существует четыре длительных поста:

Великий пост. Его длительность 40 дней перед праздником Воскресения Господня или Пасхой. Этот пост совершается в память о сорокадневном посте Иисуса Христа перед началом Его служения.

Рождественский пост. Его длительность 40 дней перед Рождеством. Особенно усиливается в последние две недели перед Рождеством (в т. ч. на Новый год). Второе название Филипповский в честь апостола Филиппа. Цель поста: подготовка к Рождеству Христову.

Пост апостолов Петра и Павла ( Петров пост). Длительность от 8 дней до 42 дней, в зависимости от ранней или поздней Пасхи. Заканчивается перед Днем святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Цель: воспоминание постов святых апостолов.

Успенский пост. Установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Длительность 15 дней до дня успения Пресвятой Богородицы 15 августа (старый стиль). Цель: воспоминание поста Пресвятой Богородицы, который она совершила перед вознесением (согласно преданию).

Кроме длительных постов существуют однодневные посты каждую среду в воспоминание предательства Иуды, и в пятницу - день осуждения, страдания и крестной смерти Иисуса Христа. Есть и другие постные однодневки. Все посты окончательно были установлены на Константинопольском соборе в 1166 году.

Всего за год насчитывается около 200 постных дней. Целью постов является усмирение плоти, главенство духа над плотью. «Когда тело страдает, дух начинает владеть телом. Пост порабощает тело. Когда мы боремся с похотями тела и усмиряем его постом для покаяния, тогда дух освобождается, мысли очищаются и молитва становится искренней» - из катехизиса Православной церкви. Несоблюдение поста является тяжелым грехом, неуважением страданий Христа и неблагодарность за Его жертву на кресте. Ограничение в еде является проявлением благодарности Богу.

Евангелическо - лютеранская церковь

В Евангелическо - лютеранской церкви существует два поста: Адвентский или Рождественский, который длится в течении трех - четырех недель, начиная с понедельника после 1 Адвента, то есть четвертого по порядку воскресения до Рождества и Великий - сорокадневный пост перед Пасхой, начинающийся с Пепельной среды. В Лютеранской церкви нет церковных постановлений относительно соблюдения поста. Церковь призывает к их соблюдению и предлагает людям самим выбрать форму. Мы не требуем отказа от пищи, хотя говорим о важности этого шага, как метода усмирения себя. Пост помогает человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и в молитве просить Господа о совершенствовании себя. Соблюдение поста не приносит спасения также, как не приносит осуждения его несоблюдение. Пост чаще всего понимается как особое время для молитв и изучения Слова Божьего. Мы посвящаем это время чтению Святого Слова Божьего, задумываясь и освобождаясь о тех зависимостей, что обладают нами. Церковь, говоря о важности и пользе поста для христианина, обращает внимание на те опасности, которые иногда приносит соблюдение поста:

1. Люди постящиеся иногда думают, что тем самым могут заслужить прощение грехов. Однако прощение даруется нам по благодати через покаяние, а не через усмирение плоти. Пост может помочь этому, но не заменяет веры и покаяния.

2. Особое время поста иногда понимается превратно, как время для молитв и благотворительности, то есть «прейдет пост, прейдет и время для исповедания грехов, для изучения Библии и т.д.» в то время, как мы, христиане, призваны к этому во всякое время, а не только во время поста.





Библиотека Евангелическо-
лютеранской церкви
св. Екатерины Адрес: Санкт-Петербург,
ул. Малая Конюшенная,
д. 1, 3 этаж

Добро
пожаловать!




© Портал реформированных католиков "Славянское лютеранство", 2013

    karta