|
Обращение к общинам на Волге.
Под редакцией пастора П. Кульберга.
Катариненштадт
1517 Сохрани то, что у тебя есть 1917
Прокламация к 400-летнему юбилею Реформации
«Итак, стойте в свободе,
которую даровал нам Христос»
(Гал. 5, I).
Ветер свободы пронизал 400 лет тому назад Христианскую
Церковь, когда 31 октября 1517 года отважный монах Мартин
Лютер прикрепил при помощи молотка к двери дворцовой церкви
в Виттенберге свои 95 тезисов об освобождении от папства
и по милости Божьей через несколько недель эти тезисы стали
повсюду известны и получили в сердцах и высших и низших
сословий восторженный отклик. Что же проложило путь им и
всей Реформации? Это было послание свободы. Сотни лет человеческие
сердца были в кабале, — Бог, так им внушали, передал всю
власть на Земле Папе Римскому: кого Папа освобождает, тот
свободен, а кого он связывает, тот связан со своим грехом
отныне и навсегда, проклят и потерян. Чтобы получить отпущение
грехов, человек должен выполнить множество инструкций, которые
придумали Папа и его слуги, и все равно совесть подсказывала
ему, что и после этого он не может быть настоящим слугой.
Что человек мог иметь от монашества, отпущения грехов, паломничества
и других видов набожности для своего блага, нужна ли была
ему такая служба?
И вот пришел Лютер, который в своей монастырской келье
в свои тревожные часы искал и нашел истину и поведал ее
всему свету — только во Христе-Спасителе и в Его милости
можно найти счастье и жизнь. «Действительно истинное сокровище
Церкви — это святое Евангелие величия и милости Христа»
— гласит тезис 62. А в тезисе 36 Лютер говорит: «Всякий
христианин, искренно раскаивающийся и сокрушающийся в своих
грехах, имеет полное прощение грехов и вины без индульгенции».
Таким образом Лютер снова ведет христианский мир к полузасыпанному
источнику жизни, к Христу, и учит этот мир верить в Христа
и Его милость — он также учит этот мир искать истинную свободу,
освобождаться от бремени вины и греха, учиться у Того, Кто
мог от Себя сказать: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно
свободны будете» (Иоан. 8, 36). Эту свободу дает нам Евангелие,
свободная и освобождающая милость Божья в Иисусе Христе,
— это с давних пор была основная идея евангелической проповеди,
и, дай Бог, такой и останется, — только из милости через
веру. Реформация снова высвободила это сокровище, и оно
в течение 400 лет сохранилось — через борьбу и разногласия,
через непонимание и злоупотребления истинная свобода христианина
спасена для современной евангелической общины. Этому все
мы рады, стар и млад, и мы хотим помнить о том, чем обязаны
Реформации и ее создателю Мартину Лютеру: Реформация дала
свет истинной свободы во всех сферах жизни — в церкви, в
школе и дома, в труде и профессии, повсюду Реформация праздновала
победу. Об этом нам расскажут материалы о деятельности Лютера
И если мы изучили их, то должны помнить: «Стойте в свободе!
Мы хотим быть сознательными евангелическими христианами
и верными детьми Реформации, которые понимают, как сохранить
ее сокровища, и как правильно их использовать, понимают,
что уже не рабы, а свободные дети Бога, освобожденные милостью
Христа от мрака, призванные к Его чудесному свету».
Пастор П. Кульберг
Созидающая сила Лютера
Эпоха Реформации — это одна из наиболее примечательных,
интересных и чудесных эпох в мировой истории. Реформацию
создал самый выдающийся и чудесный сын своего народа, человек,
который появляется на свет один раз в тысячелетие: доктор
Мартин Лютер. Он значительно превосходил своих коллег и
других реформаторов, так что вполне обоснованно мы говорим:
«Дело Реформации — это дело Лютера». Это тот человек, которого
Бог, как Своего доверенного, взял к Себе на службу прежде
других, чтобы начать и осуществить реформацию Церкви. В
своих многочисленных посланиях Лютер встает перед нами так
самобытно и могущественно, так естественно и сильно, так
свежо и живо, так скромно и просто, и в то же время так
удивительно глубоко, что мы должны сказать, что было бы
рискованно, глупо и пошло сравнивать его с кем бы то ни
было. В своих трудах он так ясно и четко представил нам
свою картину, как не смог бы сделать даже самый крупный
художник, не смог бы изваять даже самый знаменитый скульптор.
И эта картина Лютера настолько мало изменилась, пожелтела
или побледнела, утратила свой образ или устарела, что снова
и снова мы можем утверждать: Лютер и теперь еще современен,
как нынешний день, хотя его время отдалено от нас на целых
400 лет. Гениальные люди действуют на столетия вперед; в
них судьбы будущих поколений, а не только события их времени.
Лютер — человек и своего времени, и грядущих столетий. Поэтому
даже сегодня в любых его произведениях, на каждой странице
он может многое сказать читателю, так ему сказать, что тот
будет поражен и удивлен, потому удивлен, что сказать лучше,
чем это сделал Лютер, невозможно.
Этот великий человек всегда один и тот же — ведь узнаешь
его, еще не дочитав до конца предложение — и в то же время
он в каждое мгновение другой, и можно подумать, что он только
что пришел к нам. В своем трактате «Об улучшении положения
в христианском мире» он так сильно атакует «бумажные и соломенные»
укрепления Папы звуками своих труб, что эти укрепления начинают
качаться, как стены Иерихона. В этом трактате Лютер с такой
разрушающей остротой, вызывающей гнев и негодование, говорит
о «Вавилонском плене» Церкви, что духовный отец признает:
при чтении этого трактата ему становится настолько не по
себе, как если бы его били розгами. Здесь Лютер выгоняет
сектантов и лжеевангелических противников из их укрытий
и так искусно разоблачает пустоту и ничтожество их принципов
и позиций, что они должны уйти с полей сражений и признать
свое поражение. Затем ему пришлось иметь дело с ученейшим
из ученых. Он выступает против него с такой глубокой эрудицией
и таким проницательным умом и поражает его так метко и уничтожающе,
что у вас вырывается поразительный возглас: «Даже самые
трудные и мудрейшие вопросы теологии Лютер сумел так глубоко,
проницательно и полностью продумать, как никому до и после
него не удавалось». Свое теологическое учение Лютер опубликовал
в одном-единственном трактате, как это делали в его время
многие другие ученые; но он носил в себе такую научную систему,
которая была бы еще более великой и могущественной, чем
все системы его последователей, если бы он взял на себя
труд изложить ее на бумаге. Этот основательно образованный
человек всегда в состоянии использовать свое оружие, и так
скромно и просто, так ненавязчиво и щедро в отношении всех
обманутых и пришедших в замешательство, что все они через
короткое время снова встают на правильный путь, в то время
как другие, беспомощные и растерянные, присутствуют при
этом, не зная и не понимая, как себе помочь, как выйти из
неприятного состояния. И этот неутомимый боец и отважный
воин оставил нам книжицу с трактатом «О свободе христианина»,
который воодушевляет нас как тихое мирное озеро, в котором
отражается голубизна небес и на побережье которого веселыми
тружениками в жарких лучах солнца возделаны цветущие нивы
и луга.
Откуда это удивительное своеобразие и неповторимость Лютера?
Откуда эта нескончаемая и создающая это своеобразие сила?
И откуда в связи с этим такая мысль католического ученого:
«Лютер — самый великий человек своего народа, он говорит
его словами, думает его мыслями!» На эти вопросы многие
давали ответы, сам Лютер знает лишь один ответ — у него
детская доверчивость, монолитная вера в Бога, его небесного
Отца, через Иисуса Христа. В этом доверии к Богу он непрерывно
работал и создал евангелическую проповедь и церковную песнь,
евангелическую школу и евангелический очаг, дал нам перевод
Библии и Катехизис, порядок богослужения, Устав Церкви и
тому подобное. Никогда им не руководили личная вражда или
мелочная неприязненность, даже тогда, когда он был в гневе.
Всегда занимало его лишь дело Божье. То, что у него не было
личных врагов, хорошо знал Карлштадт, тот самый Карлштадт,
что нападал на Лютера с ненавистью и угрозами. Когда же
он чувствовал себя потерянным и не знал, как спастись, то
бежал к Лютеру и в течение нескольких недель скрывался в
его доме от преследований. Так мог поступить только Лютер
и только во имя дела Божьего. А Карлштадт это чувствовал,
и когда Лютер появился в рейхстаге Вормса, он, похлопывая
его по плечу, сказал: «Монашек, монашек, вы идете тем трудным
путем, по которому ни я, ни другой боец никогда не пошел
бы, не сделал бы этого даже в бою».
Пастор Блюм
Лютep и школа
До Лютера не было всеобщего регулярного образования ни
в городах, ни на селе, хотя в городах были латинские школы
и школы, в которых обучали чтению, письму и счету. Латинская
школа, которую посещал Лютер, была тем, чем сегодня является
гимназия — подготовительной ступенью для университета. Все
занятия проводились на латинском языке. Другие школы были
немецкими, но предназначались только для купцов и людей,
занимающихся промыслом; они осваивали здесь необходимые
им для работы немецкое чтение, письмо, а также счет. Для
остального городского населения школ не было. Не было поэтому
и обязательного обучения, так что большая масса городского
населения оставалась без школьного образования. В сельской
местности положение было еще хуже, так как сельских школ
не было.
Лютер был первым человеком в Германии, который потребовал,
чтобы все дети, даже низших сословий, учились в школах низшей
ступени на родном немецком языке. В этом смысле Лютер стал
основателем немецкой народной школы.
Он требовал не только религиозного образования и того,
чтобы каждый ученик и ученица могли читать и понимать Библию
— основной ориентир веры и жизни; он также требовал изучения
светских предметов — письма, счета, языков, музыки и пения,
даже рукоделия для девочек. Он настаивал на организации
городских библиотек. Требовал для всей молодежи, мальчиков
и девочек, всеобщего обязательного обучения в школе: поскольку
власти принуждают людей к военной службе, то пусть они заставят
молодежь посещать школу, пусть они также заботятся о школе.
Священнослужителей и родителей он просил не сидеть сложа
руки, а оказывать помощь в святом деле — воспитании детей.
Поэтому в своем Малом Катехизисе он каждую главу дополнял
обращением к родителям — «Как должен глава семьи наиболее
просто преподавать своим домашним». Очень энергично вступился
Лютер за школу в своем открытом письме «К главам всех сословий
немецкой страны, чтобы они открывали и содержали школы (1524
г.)»; об этом же он говорил во многих других письменных
и устных выступлениях.
В 1525 году он написал для детей букварь «Настольная книжка
для детей» и Малый Катехизис, так называемую Малую Библию.
Школе очень полезной была его переведенная на немецкий язык
Библия в виде нынешней библейской истории, а также сочиненный
им песенник.
Школьные власти очень высоко ценили Лютера. «А я, — сказал
Лютер в одной из лекций или проповедей, — считаю, что детей
необходимо держать в школе. Если бы я мог или же был вынужден
отказаться от своей нынешней работы и от других вещей, то
не представляю себе другой работы, кроме труда школьного
учителя или воспитателя юношей. Так как я знаю, что такая
работа, наряду с работой проповедника, является наиболее
полезной, самой лучшей, и я еще не знаю, какой из этих двух
видов деятельности самый лучший. Ведь очень тяжело дрессировать
старых собак и старых плутов сделать набожными, над этим
проповедники должны много потрудиться; но молодые деревца
проще сгибать и выпрямлять, хотя при этом некоторые сломаются.
И лучше пусть высшая добродетель будет единственной на Земле,
чтобы хорошо воспитывали чужих детей, что очень мало и почти
никто не делает в отношении своих детей».
Так тепло и сердечно относился Лютер ко всем детям немецкого
народа. К нему относятся также слова из его трактата: «Он
любит свой народ и он создал нам школу».
И. Г.
Лютер и домашний очаг
В средние века христианам советовали оставить дом и работу
и идти в монастырь, там они смогут лучше служить Богу, —
монах, который живет в отрешенности от мира, более угоден
Богу, чем любой другой человек. Как, однако, неправильно
тогда понимали и толковали Евангелие. Заслуга Реформации
и ее создателя Лютера в том, что христианскому миру был
указан правильный путь, как сделать христианский дом тем,
чем он быть должен — питомником царства Божьего. Для этой
цели Лютер придал супружеству большое значение. Если раньше
безбрачие считали высшей степенью нравственности, хвалили
как «ангельскую» жизнь, то Лютер в своих работах поет хвалу
настоящему христианскому браку. «О, действительно, — говорит
он в своей проповеди о браке (1519 г.), — брак — это благородное,
великое душевное состояние, если он правильно ведется».
Благословение и счастье брака — это дети; правильно их
воспитать — величайшая задача родителей и их самая большая
радость. Во многих писаниях и проповедях Лютер напоминает
отцам и матерям семейств, что они должны воспитывать своих
детей в послушании и уважении к Господу. «Почему мы, старики,
живем иначе, — говорит Лютер, — чем мы молодых людей учим
и воспитываем? Невозможно, чтобы непослушный народ сам себя
воспитывал; поэтому Господь поручил его нам, мы уже старые
и опытные, знаем, что народу хорошо, и Господь строго потребует
от нас отчета за наши деяния». Сам Лютер был для своих детей
хорошим отцом, он умел разговаривать с ними на их языке,
умел сердечно радоваться вместе с ними, но мог быть также
и строгим отцом. «Для меня лучше мертвый, чем непослушный
сын», — говорил он, когда его просили рассказать о воспитании
детей. Дом Лютера был для многих местом благословения и
радости. Не проходило ни дня, чтобы в нем не было гостей,
для которых жена Лютера, Кете, накрывала на стол; это были
студенты и чиновники, приезжавшие из дальних стран, чтобы
познакомиться с Лютером и выслушать его советы. Многие беседы
с Лютером его ученики опубликовали в книге под названием
«Беседы за столом». И даже если в доме Лютера денег было
мало, — Лютер был человеком, который не думал о своей выгоде,
а поступал по принципу «Давать приятнее, чем брать», — из
этого дома исходило богатство совершенно другого рода, которое
для многих стало благодеянием, благодеянием настоящей евангелической
домовитости.
П.К.
Лютер и труд
Наше время, конечно еще до ужасной мировой войны, высоко
ценили как совершенно особую эпоху труда И справедливо,
потому что так интенсивно до того никогда не трудились.
Нравственный аспект труда раньше также так высоко не ценили,
как в наше время. А в псалме сказано: «Если наша жизнь хороша,
то это результат стараний и труда». А апостол Павел пишет:
«Кто не хочет трудиться, тот и не ешь!». Таковы ценные основополагающие
истины Священного Писания, которое не жалует лентяев и бездельников.
Но эти истины, наряду с другими евангелическими истинами,
основательно забываются. Католическая Церковь средних веков
призывала к отрешению от мира и благоприятствовала нищенству.
Еще и в наши дни большинство чурающихся труда нищих встречаешь
в странах католической веры, где народ совершенно не подвержен
влиянию протестантства. Лютер полностью опроверг представление
о том, что святая праздность особенно угодна Богу. В своем
значительном послании «К Его Высочеству кайзеру и христианскому
дворянству германской нации об улучшении положения в христианском
мире» Лютер требует, чтобы было ограничено чрезмерное количество
праздничных дней, чтобы монахам было запрещено нищенствовать
и многое другое. Одним из основных принципов протестантства
стало то, что перед Богом одинаковое значение имеют и каждое
честное состояние, и каждый добросовестный труд, то есть
честное исполнение своих обязанностей должно быть оценено
как служение Богу. Мы, если хотим быть настоящими сыновьями
Евангелической Церкви, не должны отделяться от мира, а должны
стоять в нем и силами евангелического духа его пронизывать
и преодолевать. Тогда мир сможет смело прогрессировать в
радостной культуре труда. У народов евангелической веры
введено всеобщее школьное образование и всеми признается
большое значение любого труда. Первым, кто сознательно и
вопреки канонам средневековой Католической Церкви указал
путь к прогрессу, был великий реформатор не только Церкви,
но и жизни народа — Мартин Лютер.
Пастор Ганс Бюттнер
Лютер и песни
Лютер любил благородную музыку. Он говорил: «Одним из прекраснейших
и восхитительных даров Бога является музыка. Этот дар абсолютно
чужд сатане, при помощи музыки можно изгнать многие искушения
и злые мысли. Теми, кто ненавидит музыку, что делают все
фанатики, я недоволен. Ведь музыка — это дар Бога, а не
человека. Слушая музыку, забываешь о гневе, высокомерии
и других пороках. Музыка — это лучшая услада для опечаленного
человека, сердце которого снова оживает и становится добрым
и довольным жизнью».
Уже в юности Лютер находил удовлетворение в музыке. Его
пение религиозных песен способствовало тому, что бедный
ученик был принят в дом Урсулы Котта; будучи студентом,
он часто радовал своих друзей игрой на лютне и пением. Но
его сердце и его уста лишь тогда ожили, когда он после долгих
поисков нашел «милостивого Бога» в спасителе Христе, и теперь
он был уже не певцом — он стал поэтом, создателем евангелической
церковной песни. Мы имеем 36 его песен, большая часть из
которых и сегодня еще — прекрасные жемчужины в нашем духовном
песенном сокровище. Кто в свое тяжелое время не вставал
на ноги, слушая его боевой гимн «Надежное пристанище — наш
Бог», или не наслаждался благословением нашего Евангелия,
слушая прекрасную песню «Так радуйтесь, дорогие христиане,
вместе»? А кто не стоял со своими родными и близкими по
духу у яслей в Вифлееме и не пел при этом вечно молодую
песню «С высот небесных Я приду к вам»? То, что начал Лютер,
другие продолжили, и наряду с Библией и Катехизисом наш
песенник с его множеством песен и прекрасными мелодиями
является крупнейшим сокровищем Евангелической Церкви. Подобно
тому, как в свое время Реформация проникала в сердца и дома,
так и сегодня евангелическая церковная песня в церкви, в
школе и дома способна укреплять евангелическую веру и помогать
нам в нашей христианской жизни. Хорошая песня, спетая вовремя,
действует так же сильно, как хорошая проповедь.
Лютер и его народ
Лютер был истинным сыном своего народа, и немецкий народ
очень многим ему обязан. Для этого народа он, крестьянский
сын, жил и не только желал ему всех благ, но и дал их. Немецкий
язык, культура, немецкая школа и обычаи — все это его дела.
Перевод Библии на немецкий язык — вот и появился впервые
письменный литературный немецкий язык; о том, сколько трудностей
ему пришлось преодолеть, Лютер рассказывает в своем «Послании
переводчика». Духовное величие и удивительная многогранность
Лютера были признаны даже теми, кто вообще-то был его врагом.
Один из них (Игнац фон Деллингер) так говорит о Лютере:
«Никогда не было немца, который так глубоко понимал бы свой
народ и в то же время был бы настолько внутренне принят,
я бы сказал, впитан народом, как этот монах-августинец из
Виттенберга. Помыслы и душа немцев были в его руках, как
лира в руках артиста. Он дал своему народу больше, чем кто-нибудь
в христианское время: язык, народный учебник, Библию, церковный
песенник».
К.
Мы и наши задачи
Дни юбилея наводят нас на воспоминания, и мы думаем о том,
что дала нам Реформация, что дал нам Бог через деятельность
Мартина Лютера. Чему должны слркить эти мысли и воспоминания?
Может быть, нашему спокойствию, ведь мы можем сказать: смотри-ка,
какие мы богатые? Или слишком высокому, высокомерному мнению
о себе? Чтобы смотреть на других с известным сожалением?
Этого всего быть не должно — иначе праздник мы отметили
не для благословения! Мы должны научиться хранить то, что
у нас есть, — сохранить все это и заботиться об этом. Доверены
нам великие дары — большие задачи стоят перед нами. Дух
нашей веры был страстным, святой огонь истинного воодушевления
охватил то время, 400 лет тому назад. И если искра того
пламени дойдет до нас, воодушевит нас на вечную веру и сокровища
Евангелия станут нашим действительным достоянием, тогда
благословение того времени и его дары придут также и к нам.
П.К.
Источник: Наследие Лютера
в России.
М: Готика, 2003, с. 21-30.
|
|