|
Лютеранство
С лютеранской точки зрения, средневековая церковь во многом уклонилась
от богооткровенного учения и порядка первоначального христианства и тем самым
отделила себя от живого мистического тела Христа. Гипертрофированное разрастание
организационной церковной машины парализовало жизнь духа. Спасение выродилось
в своего рода массовое производство с пышными церковными обрядами и псевдоаскетическим
образом жизни. Сверх того, она узурпировала дары Св. Духа в пользу касты клириков
и таким образом открыла дверь всевозможным злоупотреблениям и эксплуатации христиан
испорченной клерикальной бюрократией.
Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены,
что в лютеранской Реформации не создана новая церковь, а восстановлена
древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где средневековые
учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты
противоречили свидетельству Писания.
Лютеране верят, что вся инициатива в акте примирения человека
с Богом принадлежит Богу. Прощение грехов и избавление от вечного наказания
за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит
и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона,
но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере.
Лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ во
Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти.
Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело
и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Лютеране признают и еще одно
таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте.
Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы
или воспоминания.
Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную
безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Книга согласия является
истинным изложением учения Библии и главным вероучительным авторитетом
лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит Апостольский,
Никейский и Афанасьевский символы веры; Аугсбургское исповедание и Апологию
Аугсбургского исповедания немецкого богослова Филиппа Меланхтона; оба лютеровских
катехизиса; Шмалькальденские статьи и Формулу согласия. Лютеране считают, что
вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием,
все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания
веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом
в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах
Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья,
правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях».
Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается
Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические
тексты Писания, и другими более поздними преданиями.
В Аугсбургском исповедании говорится: «Для истинного единства
христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым
пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному
слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались
учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране рассматривают
богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется
сходство, но не единообразие.
Лютеране пересматривали традиционные средневековые религиозные
богослужения только там, где они вступали в противоречие с Евангелием.
В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и
ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст
заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны – протестантские
хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений,
пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой
лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра
для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения,
распятия, свечи.
В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран,
большинство из которых живет в скандинавских странах, США,
Канаде и Германии.
|
|