|
Ольга Курило
Часть I
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЛЮТЕРАН В
РОССИИ
(XVI-XX вв.)
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧАСТИ I
Конфессиональная принадлежность представляет
собой одну из важных сторон характеристики этноса. В настоящее
время, как известно, на Земле нет народа, которому была
бы совершенно незнакома религия. В мире распространено большое
число различных конфессий, сильно отличающихся друг от друга,
принадлежность к ним влияет на ход этнических и демографических
процессов и межнациональные отношения.
Среди других конфессий особенно выделяются
мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Несмотря
на «мировой характер» этих религий, который проявляется,
в частности, в разнообразии их состава, «этничность» религии
не пропадает, отражаясь в национальных обрядовых особенностях,
обусловленных национальной психологией и культурными традициями.
Из христианских деноминаций лютеранство
представляет особый интерес для этнолога в силу изначальной
постановки Лютером, наряду с другими, «национальных задач»,
которые выражались в период Реформации в борьбе за ведение
богослужений на родном (в отличие от употребляемого тогда
повсеместно в Западной Европе латинского) языке и национальное
устройство церкви. Массовая поддержка, которую нашли эти
требования, показала рост этнического самосознания народов
Европы и рост национальных сил.
Объединение лютеран в национальных
церквах способствует сохранению национальных традиций. Особенно
это существенно для эмигрантов, получающих возможность,
живя в иноэтническом окружении, слышать родной язык во время
богослужений, консолидироваться с ранее прибывшими соотечественниками,
иметь связь с родиной через церковь, получая информацию
о ней от приезжающих пасторов и через доставленную из отечества
прессу.
Россия — страна, в которой живет много
различных народов, по своей религиозной структуре политконфессиональна.
Конфессиональный состав ее населения находится в определенной
корреляции с этнической структурой. В этой связи необходимо
исследовать и проблему соотношения религиозной и этнической
общности. Характерно, что еще в XIX в. при проведении первой
всеобщей переписи населения Российской империи по губерниям
отмечалась связь численности верующих определенного вероисповедания
с числом граждан, принадлежащих той или иной национальности
(этнической принадлежностью). Имевшиеся в России конфессии,
естественно, сильно различались по численности, распространению,
степени консолидации, а отсюда и по той роли, которую они
играли в ее истории. Политические, социальные и экономические
факторы отражались на численности представителей разных
конфессий, миграционных процессах, в которые они были втянуты.
Лютеране Российской империи по данным переписи 1897 года
были наиболее крупной группой протестантского населения
страны. В современной России по численности верующих лютеранство
из протестантских вероисповеданий уступает только баптистам
и пятидесятникам. Это обусловливает существующую роль лютеранского
наследия в экономике, политике, культуре страны и актуальность
исследования связанных с этой деноминацией вопросов.
В России лютеранство исповедовали
и исповедуют лица разных национальностей: немцы, финны,
латыши, эстонцы, шведы, русские и др. Задача нашего исследования
состояла не только в том, чтобы выявить численность лютеран
в России, места расселения, национальный состав лютеранских
общин, но и раскрыть их национальную специфику. Правильное
понимание исторических событий и явлений современности невозможно
без детального знания религиозной структуры населения России,
а ведение национальной политики — без анализа динамики численности
последователей разных конфессий и выявления тенденций развития
религиозного состава.
Религия оказывает влияние на разные
сферы жизни людей: общественный и семейный быт, различные
стороны материальной и духовной культуры. Это влияние в
разные периоды может быть весьма различным. Исследование
его в прошлом и настоящем предоставит богатый материал для
сравнения, позволит определить степень сохранности религиозных
народных традиций, их роли в возрождении национальной культуры.
Важно также изучить этнические процессы
в среде проживающих в России лютеран, их взаимоотношения
с русским православным населением, выявив преобладающие
тенденции. Поскольку многие лютеране были репрессированы,
в исследовании будут затронуты и вопросы, касающиеся депортации
исповедующих лютеранство народов и связанных с ней этнокультурных
контактов.
Исследование представляется особенно
актуальным сегодня, когда идет процесс конструирования Евангелическо-лютеранской
церкви (ЕЛЦ) России, происходит возрождение деятельности
лютеранских общин, начавшееся с конца 50-х годов ХХ века.
|
|