ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Историографический обзор Изучением лютеранских общин в России ранее занимались, по преимуществу, немецкие авторы, главным образом служители Евангелическо-лютеранской церкви, суперинтенденты и пасторы, по роду своей деятельности интересующиеся историей и современным положением лютеран в стране. Начало изучения лютеран в России положил Бартольд Вегеций, московский пастор, назначенный Петром Великим первым суперинтендентом всех евангелическо-лютеранских церквей в России [266, 31]. В предисловии к изданному им уставу церкви он назвал имена первых известных ему лютеранских пасторов и привел немногочисленные сведения о лютеранских общинах. Значительным историческим трудом о лютеранах в России стало сочинение Антона Ф.Бюшинга «История евангелическо-лютеранских общин в Российской империи», изданное в двух частях в Германии, в Альтоне (город недалеко от Гамбурга), соответственно в 1766 и 1767 гг. [310]. Бюшинг, занимавший некоторое время должность пастора в Санкт-Петербурге, при написании работы пользовался доступными ему в петербургских архивах церковными делами, сочинениями иностранных авторов о России, обращался за справками к современным ему пасторам. При изложении истории лютеран в России, начиная с царствования Ивана Васильевича, он особое внимание уделил развитию евангелическо-лютеранских общин в XVIII веке. Характеризуется деятельность общин в различных городах страны: Санкт-Петербурге, Москве, Кронштадте, Ораниенбауме, Астрахани, Барнауле, Архангельске, Нижнем Новгороде, Туле, Казани, Белгороде и др. Помимо рассмотрения истории возникновения этих общин, автор приводит статистические сведения о крещеных, умерших, обвенчанных членах лютеранских общин по отдельным приходам, позволяющие судить о росте числа объединенных в них верующих. Вышедший тремя десятилетиями спустя труд Иохима Христиана Грота «Заметки о религиозной свободе иностранцев» в трех томах существенно расширил известия о евангелических общинах, существовавших в XVI—XVIII веках [331]. Автор, тоже пастор Петербурга, внес заметный вклад в изучение истории протестантизма в России в XVI—XVIII веках. В книге приводится материал не только о лютеранских, но также о реформатских и католических общинах. Кроме того, И.Х.Грот исследовал вопрос о смешанных (по конфессиональной принадлежности супругов) браках. Оба труда заложили основу для изучения лютеранства в России, создав фактологическую базу для дальнейших исследований. Однако в них имелся и ряд неточных сведений, которые были повторены в последующих трудах, написанных как немецкими, так и русскими авторами [226, 40; 266, 37, 38]. Наибольшее число работ по истории лютеран в России было издано в XIX—начале XX века, когда с принятием первого Устава ЕЛЦ в России, подписанного Николаем I в 1832 году, и особенно с опубликованием в 1905 году закона о свободе вероисповедания, создаются благоприятные условия для развития ЕЛЦ России. В конце XIX — начале ХХ века появилась необходимость составить целостную характеристику положения лютеранских общин ЕЛЦ в прошлом и настоящем, дополненную современными данными. В XIX веке были изданы труды Г.Юнгблюта «Основание евангелических общин в России», Х.Дальтона «Очерки к истории евангелической церкви в России», Г.Буша «Дополнения к материалам для истории и статистики церковной и школьной жизни евангелическо-лютеранских общин в России», Ф.Гунниуса «Евангелическо-лютеранская церковь в России». В начале ХХ века вышли в свет историко-статистический обзор «Евангелическо-лютеранские общины в России» (под редакцией Г.Пингоуда), «По Сибири. На службе евангелическо-лютеранской церкви» (автор — Т.Майер) и др. [309; 310; 313; 335; 338; 354; 360]. Изданные работы обобщающего характера содержали обширный фактический и статистический материал по истории возникновения и развития евангелическо-лютеранских общин. В них также сообщалось о расселении лютеран в России и о численности приходов. В этих работах содержались сведения, касающиеся этнического состава лютеранских общин, эмиграции лютеран за рубеж, внутренних миграций лютеранского населения и языка богослужений. Среди перечисленных работ выделяется книга Т.Майера, посвященная лютеранским общинам Сибири. Автор написал ее по следам личных наблюдений после того, как несколько месяцев пробыл в Сибири, посетив 19 лютеранских общин [354, 201-202]. В его труде рассматриваются такие вопросы, как история появления лютеран в Сибири, этнический состав и численность существующих там общин, их традиции, обычаи, а также стоящие перед лютеранскими общинами в Сибири проблемы. В то же время появляются и работы по истории лютеранских общин в отдельных городах. К их числу принадлежат сочинения: Фридриха Биемана «История евангелическо-лютеранской общины в Одессе», К.Леммериха «История евангелическо-лютеранской общины св. Петра в Петербурге», А.В.Фехнера «Хроника евангелических общин в Москве» и др. [301; 325; 343]. Особое признание среди них получила последняя работа, написанная московским пастором евангелическо-лютеранской церкви св. Михаила. В ней излагается хроника событий евангелистических общин в Москве на протяжении трех столетий. Вместе с тем в хронике о евангелистическо-лютеранских общинах Москвы, наряду со знаменательными фактами, важными для истории лютеранства в России в целом, приводятся и события не столь значительные. Труд Фехнера до сих пор является единственной, основанной на широком историческом материале, фундаментальной работой, посвященной лютеранским общинам Москвы. В трудах же русских историков XIX—начала ХХ века теме лютеранства и теме протестантизма в целом не уделялось большого внимания. Видимо, на то оказали влияние объявление в XIX веке православия религией государственной и провозглашение доктрины «самодержавие — православие — народность». В результате серьезное объективное исследование вопросов, связанных с историей лютеран в России, было признано не столь актуальным и не нашло поддержки в широких общественных кругах. Одним из первых в отечественной историографии начал исследовать вопросы протестантизма в России И.И.Соколов, подготовивший диссертацию по теме «Об отношении протестантизма к России в XVI—XVIII веках» [226]. Прямой задачей сочинения было раскрыть нравственно-просветительское воздействие протестантизма на русское общество. Изучая положение протестантов в России, условия возникновения и развития их общин, автор подробно анализирует влияние протестантизма на образование мистических раскольничьих сект в России, на развитие просвещения в России, нравственное состояние и церковно-практическую жизнь русского общества и на внутреннее положение православной церкви. Неоднозначная реакция на работу И.И.Соколова в светской печати отразила распространение в общественной среде идей славянофильства, согласно которым оспаривался вывод о благотворном влиянии протестантизма на русское общество [225]. Продолжателем исследования темы протестантизма в России стал Д.В.Цветаев, написавший труд «Протестанты в России до эпохи преобразований», основное содержание которого было посвящено лютеранам [266]. Помимо исследования истории проникновения лютеран в Россию, их территориального распространения, организации лютеранских общин, автор поставил в своем сочинении вопросы о взаимоотношениях лиц лютеранского вероисповедания с православными, о смешанных браках, переходе иностранцев в православную веру, политических и правовых условиях существования лютеран в России. Однако за рамками исследования Д.В.Цветаева, как и его предшественника, остались наиболее значимые в истории российских лютеран периоды (эпоха Петра и царствование Екатерины II), при которых лютеранское население России не только численно пополнилось, но и укрепилось в политическом, социальном и экономическом отношении. Кроме опубликования указанной основной работы, Д.В.Цветаевым было осуществлено издание нескольких небольших произведений, посвященных вероисповедному положению протестантских купцов в России, обрусению иноземцев-протестантов в Московском государстве, некоторым страницам истории иностранных исповеданий в нашей стране в XVI—XVIII веках [255; 256; 257; 258; 259; 262]. Непреходящее значение имели сбор и публикация этим автором источников по истории протестантизма в России, которые до сих пор служат основой для изучения положения протестантов, в том числе и лютеран, в стране в допетровский период [263]. Историей лютеран в России занимался и И.М.Снегирев, написавший работу «О начале и распространении лютеранских и реформатских церквей в Москве» [219]. Обзор правового положения Евангелическо-лютеранской Церкви в Российской империи, преимущественно в XIX веке, сделал на основе документального материала А.Н.Неустроев [159]. Посвященные лютеранству книги, написанные православными богословами, носили, естественно, критический характер [3; 233; 248]. Среди других подобных публикаций несколько выделяются лекции по церковному праву профессора прот. Т.И.Буткевича, опубликованные в Харькове в 1913 году [24]. Кроме кратких исторических сведений, касающихся лютеран в России, в них содержится достаточно объективное описание внутреннего устройства и управления общин, общих законоположений о лютеранском вероисповедании. В целом же можно сказать, что, следуя господствовавшей в то время традиции позитивизма в историографии, авторы не всегда стремились дать критический анализ исторических событий, преимущественно занимаясь их описанием. Ценность подобного рода сочинений состояла в обработке широкого источникового материала и в обобщении содержащихся в них факторов. Вопросы, касающиеся жизни лютеран в нашей стране, нашли также отражение в работах, посвященных истории немцев в России [345; 369; 379], составляющих, как известно, значительную часть лютеранского населения страны. В них наряду с исследованием причин и самого процесса колонизации рассматривалось появление и расселение лютеран в разных регионах России, в которых эмигранты с разрешения властей основывали свои колонии. Касаясь политического и правового положения немцев в России, авторы охарактеризовали и их «религиозные» права. Наконец, описание духовной жизни немецких колонистов предусматривало характеристику их религиозной жизни. В трудах, посвященных немецким колониям в России, большинство из которых написаны иностранцами-немцами, ставились вопросы о соотношении национального и конфессионального факторов в жизни колонистов в стране, о влиянии религиозной принадлежности немцев на процесс их ассимиляции местным населением. Рассматривалась также проблема наличия у российских немцев патриотических чувств к России, особо остро вставшая в ХХ веке перед Первой мировой войной и во время нее. Констатировалось, что во многих случаях религиозная рознь в колониях совпадает с национальным антагонизмом [100, 380]. Другие связывали любовь колониста к родине с церковью, где поселенец был крещен, конфирмирован, обвенчан, с церковью родной колонии [277, 254-255]. Объективному изучению лютеран в России препятствовали политические факторы, поскольку лютеране, являясь в большинстве своем немцами по национальности, виделись врагами государства в Первой мировой войне. Работы, издававшиеся в этот период, носили антинемецкий характер [30; 35; 54; 52; 58] и исключительно негативно оценивали влияние немцев на религиозную жизнь русского народа, виня немецкое засилье в русской народно-религиозной жизни, считая существующее в России рациональное сектантство копией немецких протестантских взглядов и связывая его происхождение с появлением немцев в Малороссии и Новороссии; зарождение же баптизма связывалось со штундизмом, занесенным в страну немцами [123, 31, 39]. Отрицательным влиянием немцев-лютеран на православных объяснялся переход части православных к сектантству. Негативная оценка роли немцев-лютеран в России отражалась на переходе к анализу материала. В трудах сугубо критического характера сказывались субъективизм и тенденциозность авторов, подогреваемых негативным отношением к немцам во время войны. Изучение вопросов лютеранства в России в советский период затруднялось крайне отрицательным отношением к религии со стороны властей, повлекшим за собой закрытие церквей, преследования и казни священнослужителей и верующих. В небольшом числе работ, посвященных Автономной республике немцев Поволжья, преобладало рассмотрение экономических, политических и культурных проблем. Роль религии в немецких поселениях в СССР откровенно фальсифицировалась, как это имело место в книжке А.Рейнмаруса и Г.Фризена «Под гнетом религии» [194]. Тем не менее, и эта книжка содержит определенный фактический материал о положении лютеран-немцев в предвоенное время, по существу являясь единственной работой по данному вопросу, написанной советскими авторами. В основном же, труды, посвященные немцам в России, затрагивающие и конфессиональные вопросы, издавались в последние десятилетия за рубежом, так же, как и сочинения, посвященные положению верующих, и в том числе лютеран, в СССР. Среди наиболее известных изданий — работы Е.Амбургера, В.Кале, И.Шнурра и другие [292; 318; 327; 339; 346; 373]. Проблемы лютеранства в России рассматривались также в трудах, посвященных другим народам, исповедующим лютеранство: финнам, латышам и эстонцам [6; 14; 42; 75; 131; 133; 195; 245; 279; 286; 355; 367; 385]. Характерной чертой как дооктябрьской, так и советской историографии было изучение лютеран-финнов, латышей и эстонцев преимущественно в контексте их культур: в дооктябрьской России лютеран-прибалтов в рамках Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний, а также Финляндии, в советское время — в рамках Латвийской и Эстонской республик. В том видится невнимание к проблемам национальных меньшинств, проживающих в России, так же, как и к их религиозным нуждам. В России не было издано специальных работ, посвященных вероисповеданию живущих в стране финнов, латышей, эстонцев, и лишь отдельные вопросы по этой проблематике рассматривались в немногочисленных публикациях, касающихся финнов и прибалтийских народов [37; 146]. Отдельные сюжеты, связанные с лютеранами в России, встречаются в литературе историко-географического и историко-этнографического характера о населении различных областей, губерний, городов. К ним относятся составленный С.Потоцким «Историко-географический очерк Бессарабской губернии», исследование Н.Цебрикова по Смоленской губернии, А.Вершинского и Д.Золотарева по Тверскому краю и др. [32; 184]. В этих работах дается описание наличного населения определенных районов, причем указываются конфессиональный и национальный состав, причины миграции населения. В советской этнографической науке преобладающим направлением в исследовании религиозных вопросов являлось изучение проблемы возникновения религии и исследование первобытных культов; из христианских конфессий особое внимание было уделено православию и старообрядчеству. Многие из опубликованных в советское время работ рассматривали религию в сугубо критическом плане [113]. В 60—80-е годы появляются общие труды по религиям разных народов, включая характеристику их догматических положений, культа, обрядов [191; 235]. Уделялось внимание разработке теоретических аспектов религиоведения, много было сделано в плане изучения проблемы национального и религиозного (работы Я.Минкявичуса, А.И.Ипатова и др.). В 90-х годах в научной литературе, наряду с определением понятия этноконфессиональной общности, рассматривалась проблема религиозной принадлежности как одного из признаков этноса, а также проблема соотношения понятий «культура» и «религия» [196, 199]. Однако преобладание обобщающих трудов, к тому же часто носивших необъективный характер, делает все более настоятельной необходимость ведения конкретных исследований на основе полевых материалов. Изучение лютеран в России представляется в этой связи особенно важным, поскольку по ним, в отличие от некоторых других протестантских вероисповеданий, не существует ни одного достаточно детального исследования на русском языке. Отдельные вопросы истории лютеранства рассматривались в трудах В.И.Гараджи, К.Ваамсаре, А.Н.Чанышева [27; 46; 271]. Историки и этнологи стали все чаще обращаться к вопросам религии и церкви в России, в частности к лютеранству. Изданы документально-публицистические данные о лютеранах, их церквах и общинах в прошлом и настоящем, об истории лютеранских церквей в России [119; 130; 236; 272]. Появление такого рода публикаций — свидетельство потребности общества в знании прошлого и нынешнего положения конфессий в нашей стране, деятельность которых долгое время адекватно не освещалась. |