2.1.3. Немецкое лютеранское население в городах

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

2.1.3. Немецкое лютеранское население в городах

В России насчитывалось около 50-ти городов, в которых проживало довольно значительное число немцев — от 500 до 5000 человек.

В Москве и Нижнем Новгороде немцы-переселенцы лютеранского вероисповедания появились уже в XVI веке, однако в большей части других городов они стали проживать преимущественно в XVIII и XIX вв.

В начале ХХ века в Московском консисториальном округе Евангелическо-лютеранской церкви лютеране немецкой национальности проживали главным образом в Москве и Саратове, где их число составляло соответственно 18 500 и 12 500. В Санкт-Петербургском консисториальном округе Евангелическо-лютеранской Церкви, лютеране, городские жители, сосредотачивались в Петербурге, где численность немецких общин достигала в начале ХХ века приблизительно 42 000 человек. Переселение немцев лютеранского вероисповедания в Санкт-Петербург и Кронштадт началось, в отличие от других городов, с самого их основания. Нарва же ввиду своей прежней принадлежности к Эстляндии изначально была немецким городом [360, XIV].

Городом с небольшим в России числом немцев-лютеран являлся Санкт-Петербург. В XVIII в. немцы составляли значительную часть приглашавшихся на службу в новую столицу иностранцев. Во второй половине XIX века в Петербург продолжали приезжать многочисленные иностранцы, среди которых преобладали подданные Германской империи [285, 183], а также жители Прибалтики. Кроме того, к немецкому населению города присоединялись селившиеся в Петербурге жители близлежащих немецких колоний.

В профессиональном отношении первоначально среди немцев-жителей Петербурга преобладали ремесленники. Немцы были особенно известны в городе в качестве булочников, колбасников, пивоваров, а также часовщиков и металлистов. Кроме того, здесь проживало много врачей и аптекарей немецкой национальности [284, 29].

В социальном отношении в XIX веке среди Петербурга преобладали дворяне и мещане. Последние составляли около половины всех петербургских немцев.

По данным переписи 1869 года почти 70% немцев в Санкт-Петербурге работало в промышленности. Они сосредотачивались в 5-6 отраслях производства, будучи специалистами по металлообработке, часовщиками, изготовителями различных приборов, ювелирами, занятыми в хлебобулочном, портновском и сапожном ремесленном производствах. «Национальными» производствами немцев оставались колбасное и пивоваренное. Среди интеллигенции преобладали врачи и учителя [285, 185].

Несмотря на различия происхождения, социального статуса и профессии, немцы в Петербурге представляли собой некое единство, что проявлялось в существовании общенемецких культурных, общественных и религиозных организаций.

Большинство немцев, проживавших в Петербурге, было лютеранского вероисповедания. Их духовная жизнь сосредотачивалась в церковных лютеранских приходах, из которых к немецким принадлежали: св. Петра, св. Анны, св. Михаила, св. Екатерины и св. Георга. Самые крупные немецкие лютеранские приходы города: приход св. Петра и приход св. Анны — насчитывали более 10 000 прихожан немецкой национальности (соответственно 15 000 и 11 000). По численности прихожан им уступали немецкие приходы св. Екатерины (около 8000 немцев-лютеран) и приход св. Михаила (около 2000 немцев-лютеран). Кроме того, существовали небольшие лютеранские общины: в общине св. Георгия 2-го Кадетского корпуса состояло 150 членов немецкой национальности, в общине приюта для бедных императрицы Александры Федоровны — 75 немцев и в общине св. Марии под Смольной — 150 немцев лютеранского вероисповедания [360, 39, 41, 42, 45].

Помимо чисто немецких лютеранских приходов, в Петербурге существовали и смешанные приходы, определенную часть которых также составляли немцы-лютеране. Так, в эстонско-немецком приходе св. Иоанна число прихожан немецкой национальности составляло 500 верующих, в латышско-немецком приходе св. Иисуса — 2600, в приходе св. Марии (немецко-русском) — 2000 человек [360, 33, 37].

Несмотря на то, что Москва заметно уступала Петербургу по числу проживавших в ней лютеран немецкой национальности, она по праву может считаться местом зарождения лютеранской традиции в России. Именно в Москве появилась первая в стране лютеранская община (1559 г.) и была построена старейшая в России лютеранская церковь (1575/76) [266, 33].

Первыми членами лютеранской общины в городе были иностранцы, жившие в Немецкой слободе, среди которых преобладали лица немецкой национальности. В XVI в. это были главным образом многочисленные мастеровые, приглашавшиеся на царскую службу. В XVIII—XIX вв. немецкое население в Москве состояло преимущественно из военнослужащих, чиновников, торговцев, позже рабочих.

Перепись населения 1897 г. зафиксировала значительный процент немцев — 1,7% — среди жителей Москвы. При этом к великорусской народности принадлежало 95, 56% населения города, а из остальных народностей, проживавших тогда в Москве ни одна (кроме немецкой) не достигала даже 1% от общего числа населения города [172].

На протяжении второй половины XIX столетия в Москве явно преобладала тенденция к увеличению численности протестантов. По переписи 1871 г. их насчитывалось в городе — 12 332, в 1882 — 17 183, в 1897 г. — 22 554 человек. На первом месте после православных, по численности верующих, стояли протестанты, из которых лютеране составляли большинство (из 22 554 протестантов лютеранами были 19 685). Среди лютеран преобладали лица немецкой национальности.

По переписи населения Москвы за 1902 год, большинство из немецкого населения города также принадлежало к лютеранской конфессии. Немцев-лютеран насчитывалось — 14 879, католиков — 1259, православных — 349 [173, 214-225].

В начале ХХ века существовавшие в Москве лютеранские церковные приходы св. Петра и Павла и св. Михаила насчитывали соответственно около 14 000 и около 4360 лютеран немецкой национальности. Кроме того, немцы лютеранского вероисповедания являлись членами евангелическо-лютеранского прихода св. Иоанна в Москве. Викариат Московской губернии также включал в себя приблизительно 250 немцев-лютеран [360, 12].

Процент протестантского, преимущественно лютеранского населения, в губернских городах в Центральном регионе России был значительно меньше, чем в Петербурге и Москве. Иногда в силу малочисленности лютеранского населения в губернии в лютеранский приход включались сразу две губернии, которые обслуживал один пастор. Примером может служить Тамбовско-Рязанский евангелическо-лютеранский приход, принадлежавший к Московскому консисториальному округу Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи, который охватывал сразу две граничащие друг с другом губернии — Тамбовскую и Рязанскую. Евангелическо-лютеранская община, возникшая в Рязани (1822 г.) обслуживалась пастором из Тамбова. Здания для проведения богослужений существовали как в Рязани (церковь св. Марии), так и в Тамбове (церковь св. Иоанна) [360, 46, 47]. В 1904 году приход насчитывал 615 прихожан, преимущественно немецкой национальности, с незначительным числом эстонцев и латышей-лютеран [360, 47]. Среди лютеран прихода значились мещане, крестьяне, чиновники и военные [211].

изготовление табличек с гарантией . __ Полногеномное генотипирование и цитогенетический.
    karta