2.1.8. Немцы лютеранского вероисповедания в советское время

ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЙ ПРИХОД СВ. ЕКАТЕРИНЫ - РУССКАЯ ЛЮТЕРАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА

2.1.8. Немцы лютеранского вероисповедания в советское время

Изменение положения немцев-лютеран в России было связано с политическими событиями 1917—19 гг. С одной стороны, призыв к свободе и культурной автономии, прозвучавший среди национальных меньшинств в 1917 г., был сопряжен с требованиями самоуправления церквей, свободы церкви от политических инстанций и предоставления свободы действий на местах. Стремление к независимости местных церковных организаций проявлялось на съезде представителей лютеранских общин России в Славгороде (1917), отмечалось на местных собраниях немецких общин. С другой стороны, после Февральской революции была заметна тенденция к национальному объединению немцев, преимущественно на региональном уровне. Собрания немцев-лютеран прошли в 1917 г. в Сибири, в р-не Петербурга, в Одессе, на Кавказе, на Волге, в Москве [339, 100-102].

Сразу после Февральской революции появились возможности возобновления церковных публикаций, однако этот период продолжался недолго.

Начали издаваться ежедневные газеты и еженедельники на немецком языке, в которых, в частности, находили отражение и церковные известия. К таким изданиям принадлежала, например, «Саратовская немецкая народная газета». Первое собственно церковное издание появилось в начале 1918 г. Это была изданная Т.Майером книга «Luthers Erbe in Russland», поводом к изданию которой послужил юбилей Реформации [354].

Выезд немцев из России, в том числе лиц, исповедовавших лютеранство, возрос в 1918 г. и постоянно увеличивался в годы гражданской войны. Позднее, когда церковные руководящие органы вновь смогли восстановить связи со всеми общинами, произведенные подсчеты показали значительное сокращение численности немцев-лютеран в стране.

По сведениям Теофила Майера, который был тогда суперинтендентом, в 1923 г. общее число членов лютеранских общин было около 1 350 000, из которых 1 млн. немцев. По сведениям, исходящим из общин, в 1926 г. число лютеран в стране приблизительно равнялось 900 000, из которых более чем 540 000 немцев [339, 105].

Жившие в России прибалтийские немцы получили возможность эмиграции в самостоятельные государства Прибалтики, большее число их покинуло страну.

Голод 1921 г. вызвал большой отток из России иностранных подданных, напуганных экономической разрухой и лишившихся прежних заработков. Среди эмигрантов были и лица лютеранского вероисповедания. В 20-е годы из России уезжают также германские военнопленные, не успевшие выехать до начала гражданской войны.

Помимо сокращения числа прихожан, проблемой для лютеранских общин явилось отсутствие пасторов. Вследствие смертей, эмиграции, бегства в гражданскую войну число пасторов в целом по России сократилось настолько, что в августе 1922 г. их общее число составило 96 человек [339, 104]. Так, из 40 пасторов, обслуживавших до войны 150 лютеранских сел Республики немцев Поволжья, еще в 1918 г. эмигрировало 15 человек [194, 54].

Значительные потери среди пасторов в 1918—1921 гг. сделали необходимой подготовку пасторских кадров. Первоначально подготовка молодых людей осуществлялась в частном порядке. В дальнейшем, в рамках реализации постановления первого Генерального Синода, в 1925 г. в Ленинграде был создан семинар для подготовки проповедников. Среди слушателей семинара было 14 немцев, 2 латыша и 1 русский [384, 89].

В последний период, несмотря на подготовку молодых пасторов на ленинградском проповедническом семинаре, численность лютеранского духовенства продолжала сокращаться. Это происходило из-за ухода пенсионеров, арестов и осуждения служителей ЕЛЦ с конца 20-х годов. Судебные процессы против пасторов конца 20-х—начала 30-х гг. не мотивировались тем, что они ведут религиозную деятельность, им предъявляли обвинения по Уголовному кодексу за контрреволюционную деятельность.

В начале 40-х гг. немецкое население, наряду с другими народами — калмыками, чеченцами, ингушами, балкарцами, финнами, латышами и др., было выселено из мест своего постоянного проживания в европейской части России в отдаленные районы Советского Союза. В районах массовых выселений немцев организовывались братские общины, которые в годы гонений сумели выстоять и сохранить немецкую лютеранскую традицию. Божье слово читалось на тайных богослужениях. Не имея религиозных книг, верующие переписывали по памяти запомнившиеся им молитвы и песнопения [63].

Процесс возрождения церковной лютеранской организации в России начался в 50-х гг. после установления дипломатических отношений с ФРГ и начала реабилитации репрессированных народов. Активное участие в нем принимали оставшиеся в живых немецкие пасторы: Артур Пфейфер (умер в 1954 году в Москве), Иоханн Шлунд (уехал из СССР в 1973 г., умер в 1993 г.) и Ойген Бахман (уехал в 1972 г., умер в 1993 году) [111, 10-11].

В настоящее время большинство лютеранских общин, принадлежащих ЕЛЦ, состоят из немцев, детей от смешанных браков и лиц, имеющих родственников немецкой национальности.

По данным начальника канцелярии Епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской части России Владимира фон Кюнтцеля на 9 ноября 1994 года Епархия Европейской России насчитывала 236 общин. Лютеранские общины, принадлежащие ЕЛЦ, распределяются по пробствам. В Европейской части России числится 11 пробств, среди которых: Центральное, Северо-Западное, пробство Восточная Пруссия, Нижневолжское, Предуральское, Средневолжское, Южноуральское, Предкавказское, Кавказское, Северное и Саратовское.

Московская евангелическо-лютеранская община св. Петра и Павла, возобновившая свою деятельность в 90-е годы, входит в число лютеранских общин Центрального пробства. Она может служить примером возрождения лютеранской традиции в России.

Подробная информация по вопросу: цены на ринопластику.
    karta