|
Материал с сайта http://religion.ng.ru/
Екатерина Гущина
"СЛОВО БОЖИЕ И ЛЮТЕРА УЧЕНИЕ..."
"Своим благочестием и строгостью
жизни
протестанты много способствовали
очищению нравов между православными..."
Евангелическо-Лютеранская церковь существует
в России уже более 400 лет. В 1576 г. в Москве была открыта
первая лютеранская часовня. Она стала тем камнем, на котором
выросло здание Евангелическо-Лютеранской Церкви России,
объединявшей к 1917 году более семи миллионов лютеран и
реформатов.
HАДО СКАЗАТЬ, что учение "злоименные Лютеры" (так
его окрестил один из яростных противников лютеранства -
протопоп Иван Наседка) появилось в России почти одновременно
с его возникновением в Западной Европе. Это и не удивительно.
Великий князь Василий в двадцатые годы XVI века настойчиво
налаживал связи с европейскими соседями и приглашал к нам
ремесленников, торговых людей и аптекарей. Эту традицию
продолжил и Иван Грозный. Среди шведских купцов, немецких
лекарей, хирургов, типографщиков было немало лютеран. Им
было разрешено свободно исповедывать свою веру, чего нельзя
сказать о католиках. На просьбу иезуита Антония Поссевина
о строительстве католического храма Иван Грозный ответил
так: "Торговым людям в Московское государство приезжать
и попам с ними их веры ездить, только им учения своего русским
людям не плодить и костелов в государстве Московском не
ставить".
К лютеранам царь отнесся гораздо мягче: в них русские государи
видели естественных союзников Православной Церкви, ибо и
те, и другие боролись с "латинской ересью". К
тому же, как отмечают историки, протестанты не обнаруживали
стремления к занятиям политикой. Тем не менее исторические
источники свидетельствуют, что лютеране пытались обратить
в свою веру... самого Ивана Грозного. Царь любил рассуждать
о вере с "учеными" людьми, и известно, что ему
нравились проповеди пастора Бакгорна, а на учение немецкого
реформатора он смотрел как на "близкое к истине".
Влияние лютеранских пасторов было столь велико, что русский
летописец с тревогой пишет, что царя "чуть не отвели
от православной веры". Впрочем, это беспокойство оказалось
напрасным. Когда в 1570 г. лютеране прислали к Ивану Грозному
посольство, открытой целью которого было заключение союза
с Православной Церковью (тайное же поручение послам было
обратить царя в лютеранство), тот в первой же беседе разгромил
по всем пунктам немецкое учение, а напоследок запретил протестантам
не только рассуждать перед его подданными о своей вере,
но и даже входить в православные храмы. Василий Ключевский
рассказывает и о таком эпизоде: "В 1577 году на улице
в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно
беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах,
но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил
Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове
и ускакал со словами: "Поди ты к черту со своим Лютером".
Надо сказать, что ливонский священник еще легко отделался,
потому что другого - некоего пастора Фому - Иван Грозный
не только избил палкой, но и спустил под лед в Двину...
Тем не менее пленные немцы и шотландцы, расселенные по разным
российским городам после Ливонской войны, получили от царя
право свободного исповедания своей веры. В Москве немцы
селятся в знаменитой слободе Кукуй, где у них был не только
свой пастор, но и собственная кирха. Вообще при Иване Грозном
в России лютеранам жилось гораздо легче, чем их братьям
по вере в Западной Европе, где им приходилось доказывать
свое право на существование. Однако самым благоприятным
для протестантов было царствование Бориса Годунова. Теперь
уже не на слободской окраине, а в самом центре Москвы -
Белом городе - на деньги самого царя строится церковь, куда
специально приглашаются проповедники из Германии. В период
Смуты положение лютеранской общины нельзя назвать устойчивым:
если Лжедмитрий I не чинил "иноверцам" никаких
препятствий, то Лжедмитрий II едва не истребил их всех.
Лютеран обвиняют в непочтительном отношении к русским святыням:
якобы они сидят и спят на иконах, строят возле церквей корчмы
и "всякое осквернение от немцев русским бывает".
В царствование Михаила Федоровича положение выправляется,
и лютеране даже получают "данную" на строительство
нового храма, который в благодарность называют Михайловским.
Число протестантов в Москве постепенно увеличивается, и
к концу царствования Михаила Романова в городе уже насчитывается
тысяча семей лютеран и реформатов. Связано это с тем, что
царь предпочитал приглашать в страну для "государственных
нужд" протестантов, а не тех, "кои папежския веры".
Впрочем, цари также стремились ограничить влияние лютеран,
для чего царь Алексей Михайлович повелел всем протестантам,
которые не согласны перейти в православие, жить только на
Кукуе. Они также получили право строиться в Новгороде, Пскове,
Переславле и Белгороде, где им позволялось отправлять свою
службу по домам, храмы же строить запрещалось. Всего же
в 1673 г. немцев в России жило не менее 18 тысяч. А при
правлении царевны Софьи к ним прибавились еще и гугеноты,
бежавшие из Франции...
Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились
проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них
много не только образованных и умных проповедников, но и
миряне были сведущи в своем богословии. Лютеранские убеждения
находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и
Русская Церковь, содержали резкую критику католичества.
Об успехе проповедников свидетельствует, например, тот факт,
что в 1552 г. в Россию были завезены тексты "Аугсбургского
исповедания" и "Катехизиса" Лютера, переведенные
на русский язык, чтобы здесь типографщики печатали их и
распространяли. При этом речь шла о тысячных тиражах.
Жалобы ревнителей православия на успехи лютеран начинаются
еще с Максима Грека (середина XVI века). Первым русским
протестанствующим вольнодумцем считается дьяк Матвей Башкин.
В 1553 г. Башкин предстал перед церковным судом по обвинению
в преувеличении роли Христа по сравнению с Отцом и Святым
Духом, в признании евхаристии простым хлебом и вином, непочтении
к иконам и святым, отрицании таинства покаяния... Дьяк был
допрошен лично царем, признал справедливость всех обвинений
и сказал, что свое учение "принял от латынников"
- неких аптекаря Матвея и Андрея Хотеева, которых князь
Курбский называет лютеранами. Церковный Собор признает Матвея
Башкина отступником и приговаривает к ссылке в Волоколамский
монастырь. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих
людей, что им оказывались "заражены" писания и
людей православных. Так, например, в 1627 г. властям пришлось
запретить "Катехизис", изданный тиражом в несколько
тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской
пропаганды. Вообще XVII век становится веком активной полемики
лютеранских и православных авторов. Сохранилась обильная
переписка пастора Фильгобера с протопопом Иваном Наседкой,
в которой идет речь об отличии православного богословия
от "злоименные Лютеры".
Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван
царем Алексеем Михайловичем, который в своем "Уложении"
ввел смертную казнь за совращение из православия. Тем не
менее нам известно, что в это время нашелся русский, который
не только перешел в протестантство, но и стал пастором.
Это Никифор Григорьев, отправленный вместе с еще семнадцатью
молодыми людьми учиться в Англию. На родину, где его ожидала
смертная казнь, он больше не вернулся.
Новый этап в развитии лютеранства наступает в России с правлением
Петра I. С его именем историки связывают наплыв иностранцев
и европейских идей. К концу XVII века в стране насчитывается
около 30 тыс. протестантов. В 1721 г. царь разрешил лютеранам
свободно исповедовать свою веру (смертную казнь для своих
подданных за переход в "инославие", однако, не
отменил). К этому моменту уже насчитывалось 13 лютеранских
приходов. Приглашая в Россию иностранных ученых, инженеров,
военных, он невольно расширял географию российского лютеранства.
По его приказу иностранные мастера строят заводы в Олонце
и Петрозаводске, благодаря чему лютеране попадают в сугубо
православную до этого Карелию. Нужно также отметить, что
царь отправлял русских юношей учиться в западные университеты,
где они не могли не познакомиться с протестантизмом. Сам
Петр искренне почитал Лютера как великого реформатора, но,
как отмечают историки, такое отношение к протестантизму
было делом его личного доброжелательства и любознательности.
Хотя лютеранам никто не мешал исповедовать свою веру, но
тем не менее пропаганда протестантам была строго запрещена,
а в случае смешанных браков (протестантов с православными)
дети супружеских пар должны были быть крещены в Православной
Церкви.
Но даже такие строгие правила не могли предотвратить влияние
лютеранства на православных людей. Самый яркий тому пример
- история стрельца Дмитрия Тверитинова. В 1700 г. он пришел
в Немецкую слободу и устроился в аптеке, чтобы "искать
науки у дохтуров и лекарей". Общаясь с немцами, Тверитинов
усвоил многие лютеранские идеи. Он приходит к убеждению,
что "я-де сам церковь, во Христе все - цари и иереи",
что между человеком и Богом не должно быть никакого посредничества,
что нет никаких таинств, чудес, обрядов, заступничества
святых... Свои убеждения аптекарь распространял весьма оригинальным
способом. Когда к нему приходил больной с жалобой на зубную
или глазную боль, тот с насмешкой советовал обратиться за
помощью к святым Ипатию или Антипию. Тверитинов выписал
в особые тетради около 500 библейских текстов, которые должны
были иллюстрировать правильность его идей, переплел их с
катехизисом Лютера и пустил "в народ". В результате
бывший дьяк приобрел не одну тысячу последователей. Кончилось
все это так называемым "делом о московских еретиках",
в результате которого в 1714 году Московский Собор предал
их анафеме, а затем кого казнил, а кого сослал на покаяние
в монастыри.
Даже в самой Православной Церкви некоторые иерархи не избежали
воздействия лютеранства. Наиболее известен архиепископ Феофан
Прокопович - ближайший помощник Петра I в делах духовного
управления. Он знаменит и как автор ярких публицистических
проповедей, и как автор "Духовного регламента",
и как яростный противник католицизма (при том, что духовное
образование он получил в Риме в иезуитской коллегии, для
чего на время обучения стал католиком). О склонности Феофана
к лютеранству свидетельствуют различные исторические источники.
Наиболее интересно в этом отношении письмо аббата Жюбе,
присланного в Россию готовить почву для объединения Православной
и Католической Церквей. В нем он пишет, что был вынужден
покинуть страну, потому что оказался "в конфликте с
архиепископом Новгородским, президентом российского духовенства,
который, несмотря на то, что был взращен в Риме и на деньги
Римской Церкви, стал ее самым большим противником... Всем,
кто его близко знал, известно, что он склонялся к лютеранству".
После смерти Петра I, в правление Анны Иоанновны, лютеранство
оказалось скомпрометировано, так как делами в государстве
стали управлять немцы-протестанты. Однако при Елизавете
они уже "не смели не уважать православия". Благодаря
расчетливой политике новой русской императрицы (ею были
даны некоторые преимущества протестантам, отступившимся
от своей веры) многие прибалтийские дворяне обращаются в
православие. Однако при Екатерине II число лютеран существенно
увеличилось, так как императрица привлекла немецких крестьян
для освоения Поволжья, отвоеванного у Турции. "Всем
иностранцам дозволяем в империю Нашу въезжать и селиться,
где кто пожелает, во всех наших губерниях", - записала
Екатерина II в своем манифесте в 1763 г. В конце XVIII века
только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.
В прошлом столетии география российского лютеранства продолжала
расширяться. Последователи Лютера расселились от Украины
и Ташкента до Владивостока и Мурманска. В 1832 г. Лютеранская
Церковь получила официальное признание государства. Спустя
семьдесят лет (по данным статистики за 1904 г.) Евангелически-Лютеранская
Церковь Российской империи имела 287 храмов и окормляла
более миллиона человек. При этом Церковь жестко контролировалась
государством. Государь Император считался епископом Лютеранской
Церкви, т.е. высшим блюстителем порядка и дисциплины. Он
рассматривал и утверждал не только общие организационные
вопросы, но и такие проблемы, как внесение изменений в порядок
богослужения, снятие сана с пастора и даже вопросы веры...
Смертная казнь за переход из православия в другую веру была
отменена только в 1905 г. Поэтому неудивительно, что Лютеранская
Церковь в России оставалась моноэтнической и подразделялась
на немецкую, финскую, шведскую и эстонскую общины...
Приход к власти большевиков нарушил спокойное существование
лютеран в России. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли
советскую власть и активно участвовали в борьбе с ней, и
поэтому их уничтожили. Другие эмигрировали или были высланы
(тем более что этому способствовало отделение Финляндии
и стран Балтии). О том, насколько изменилось численное соотношение,
свидетельствует такой факт. В 1917 г. в финских приходах,
расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов.
К 1920-му их осталось только четыре. Во времена НЭПа по
отношению к Церкви не проводилось никаких силовых мер, но
ее деятельность жестко контролировалась. Самой большой проблемой
в этот период была нехватка священнослужителей. Затем для
лютеран, как и для Православной и Католической Церквей,
наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами
над католическим духовенством и мирянами (1923-1924 гг.)
власть принялась за лютеран. 1926-1928 гг. остались в истории
русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда
многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны,
либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927
г. в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934-м - 45,
в 1936-м - 8, а к концу 1937 г. - ни одного. Со священников
государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали
финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 г. их депортировали
в Среднюю Азию. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь были
отправлены латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране).
В августе 1941 г. насильственному выселению в Сибирь и Казахстан
подверглись немцы. Это не были собственно религиозные преследования,
но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве
своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.
К 1938 г. с Лютеранской Церковью в России было покончено.
Но выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на
кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего
проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым
удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хаими
и Юхани Вассели). Однако все это происходило нелегально,
основная масса верующих была лишена главного - участия в
таинстве Святого Причастия. Некоторые изменения происходят
в 1957 г., когда была зарегистрирована первая лютеранская
община в Казахстане (г. Акмолинск). В 1970 г. петрозаводские
финны получили разрешение зарегистрировать свой приход.
Следующий был открыт только в 1977 г. в Ленинградской области,
в которой традиционно было много лютеран. Массово лютеранские
приходы начали регистрироваться в период перестройки. К
лету 1991 г. только в Ленинградской области их было уже
18.
Сегодня на территории России существует две Лютеранские
Церкви немецкой и скандинавской традиций. Первая Евангелически-Лютеранская
Церковь России и других государств (так называемая ELKRAS).
Она имеет несколько епархий (в европейской части России,
в Сибири, в Средней Азии, Казахстане и на Украине). Главой
ELKRAS является епископ Георг Кречмар, чья резиденция находится
в Санкт-Петербурге. Точное количество приходов и общин ELKRAS
неизвестно, но считается, что их несколько сотен. В Москве
этой Церкви принадлежит приход св. Петра и Павла. Служба
идет на немецком и русском языках. Вторая - Евангелически-Лютеранская
Церковь Ингрии (ЕЛЦИ). Ингрией (или Ингерманландией, Ижорой)
называют территорию между рекой Нарва и северо-западным
побережьем Ладожского озера. Большинство приходов ЕЛЦИ (всего
их 57, их членами себя считают 15 тыс. человек) находятся
на территории Ленинградской области и Карелии. Главой Церкви
является епископ Арри Кугаппи, чья резиденция находится
также в Санкт-Петербурге. В Москве ЕЛЦИ принадлежит приход
св. Троицы. Служба идет на финском и русском языках. Существуют
также и небольшие лютеранские общины при отдельных посольствах
в Москве, в некоторые из которых входят и наши соотечественники
(например, приход св. Петра Евангелически-Лютеранской Церкви
Латвии, объединяющий вокруг себя москвичей - потомков латышей).
Такова краткая история лютеран в России. Рассказ о ней закончим
цитатой из статьи русского историка XIX в. Николая Барсова:
"Своим благочестием и строгостью жизни протестанты
много способствовали очищению нравов между православными,
особенно возвышению общественных добродетелей - человеколюбия,
благотворительности, честности, трудолюбия".
|
|