Ээро Сеппонен
КАК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ПОЯВИЛСЯ ЛЮТЕРАНСКИЙ ЕПИСКОП
Император Александр Павлович прилагал активные усилия по
установлению порядка в протестантских общинах Российской
Империи. Первым шагом было создание должности генерал-суперинтендента
в Санкт-Петербурге в 1803 году. Генерал-суперинтендент имел
право голоса в Коллегии Юстиции, мирском суде, собиравшемся
на отдельные заседания Консистории, когда некоторых представителей
протестантского духовенства города вызывали на сессии в
качестве заседателей. Ранее делами протестантов занимался
также Святейший Синод. В задачи нового генерал- суперинтендента
входил надзор за тем, чтобы в общинах следовали Слову Божьему
и церковному закону; под церковным законом подразумевался
шведский церковный закон 1686 года.
В 1810 году при Сенате была учреждена канцелярия, задачей
которой было ведение дел иностранных вероисповеданий. Возглавить
ее был назначен князь Александр Николаевич Голицын, который
в то время был обер-прокурором Святейшего Синода. В 1818
году Голицын был назначен на пост министра народного просвещения.
В новом министерстве существовал департамент религиозных
дел, а в этом департаменте – отдел протестантских вероисповеданий.
Князь Голицын пережил религиозное обращение в духе пиетизма.
Он участвовал в создании Российского Библейского Общества,
председателем которого был до роспуска Общества в 1826 году.
Император также находился под влиянием мистического апокалипсического
движения, распространившегося по всей Европе, благодаря
произведениям Й. Юнг-Штиллинга. В Российской Империи помощницей
Юнг-Штиллинга была дама из высшего общества, балтийская
немка Юлиана фон Крюденер. Фрау фон Крюденер была духовной
матерью Александра I и побуждала его войти в Священный Союз.
Примечательна история о том, что побудило императора вновь
принять меры по улучшению положения протестантов в России.
Пастор Буссе из немецкой церкви св. Екатерины на Васильевском
острове выпустил исправленное издание немецкого сборника
гимнов для Санкт-Петербурга. Отдельные гимны этого сборника
вызывали неприятие у многих набожных людей. Некоторые лютеране
из высших классов общества обратились к императору с просьбой
принять меры.
20 июля 1819 года император издал указ с обращением к
графу (позднее князю) Карлу Ливену, который в то время был
министром народного просвещения. В этом указе император
объясняет, что хочет навести порядок в протестантско-евангелической
церкви. Император указывает на те привилегии, которыми пользовались
лютеране и реформаты в Российской Империи. Император также
объясняет, что желает создать должность протестантского
епископа и ищет подходящего человека на новую епископскую
кафедру. Новый епископ должен был стать епископом всех протестантско-евангелических
общин Империи. В помощь епископу создавалась Генеральная
Консистория с равным числом членов из мирян и духовенства.
Граф Ливен должен был стать председателем из мирян, а новый
епископ – из духовенства. И наконец, император принимает
решение об изъятии из употребления вводящего в соблазн сборника
гимнов Буссе.
В январе 1820 года по призыву императора в Санкт-Петербург
был переведен епископ Борго д-р Сакрис Сигнеус Младший.
Сигнеус служил епископом епархии Борго лишь восемь месяцев.
Тот факт, что император обратил взор на Великое Княжество
Финляндское, объясняется тем, что лютеранская церковь в
Финляндии сохранила апостольское преемство от шведской матери-церкви.
Император желал, чтобы протестанты Российской Империи имели
истинных епископов, и хорошо знал историю посвящений шведских
епископов.
Тайный советник Петр фон Гёце, который в молодости был
сотрудником князя Голицына, в своих мемуарах описывает,
с каким почтением император относился к епископскому достоинству
Сигнеуса, поцеловав при встрече кольцо епископа. Кстати,
у императора и епископа не возникло никаких затруднений
при беседе, поскольку оба говорили по-французски.
Планы Александра I по организации протестантской церкви
с епископальным управлением также имели другие последствия.
Епископ Сигнеус по желанию императора посвятил в епископы
д-ра Игнатиуса Аурелиуса Фесслера в Кафедральном Соборе
Борго 22 ноября 1819 года. Фесслер, бывший священник из
ордена капуцинов, ставший протестантом, был преподавателем
классических языков в православной Санкт-Петербургской Духовной
Академии. Назначение Фесслера епископом в Саратов было звеном
в плане императора по созданию в Российской Империи протестантской
церкви с епископальным управлением.
По различным причинам эти планы постигла неудача, прежде
всего из-за внезапной и таинственной кончины Александра
I. Церковный закон, подписанный императором Николаем I 28
декабря 1832 года не упоминает об историческом епископате.
Епископ Сигнеус, достойно исполнявший служение пастыря в
Санкт-Петербурге и окрестностях, принимал участие в разработке
нового церковного закона, но скончался 2 июня 1830 года,
прежде чем закон был готов. Погребальное богослужение было
совершено в шведской церкви св. Екатерины. На гроб возложили
епископское облачение, митру и посох. Александр I пожаловал
эти регалии епископу, к которому он испытывал высокое доверие.
Литература:
Ernst Benz. Bischofsamt und Apostolische Sukzession
im deutschen Protestantismus, Stuttgart 1953
Herrmann Dalton. Verfassungsgeschichte der evangelisch-lutherschen
Kirche in Russland. Gotha 1887
Peter von Goetze. Fuerst Alexander Nikolajewitdch Galitzin
und seine Zeit. Leipzig 1882.
Georg Luther. Biskop Zachris Cygnaeus i S:t Petersburg,
Historisk Tidskrift for Finland 1996, 409-432.
Georg Luther. Herdaminne for Ingermanland, Helsingfors 2000
Перевод: Валерий Володин
Цит. по: "Шведский
переулок", № 4, 2003 г.
|