Хайнц Иоахим Хельд,
Ганновер
Диалог Церквей
Вторая мировая война превратила Европу в груду развалин,
повлекла за собой неизмеримые людские жертвы, нанесла
ущерб культурному достоянию, разрушила доверие между людьми,
привела к радикальным политическим изменениям. Ужасающие
события имели глубокие последствия для всех стран Европы.
Но два великих народа европейского континента больше всех
пострадали от внутренних и внешних разрушений, вызванных
господством насилия и ужасов. Это были подвергшийся нападению
со стороны своего немецкого соседа и одержавший победу
в тяжелой борьбе русский народ и запятнавший себя виной
и позором народ Германии, проигравшей войну. Обе страны
вынуждены были начинать строить свои отношения с самого
начала.
И все же невероятные усилия, потребовавшиеся для восстановления
нормальной мирной жизни, не шли в сравнение с моральными
требованиями, предъявлявшимися к обоим народам для того,
чтобы после периода невероятной враждебности попытаться
вновь заложить основы для взаимного примирения. «Холодная
война» на много лет отсрочила политическую встречу и разумный
диалог между правительствами. И именно Русская Православная
Церковь и Евангелическая Церковь оказались первыми, решившимися
в атмосфере всеобщего недоверия и страха сделать шаг навстречу
друг другу, шаг, на который еще не были способны политики.
Предыстория
Уже в 1949 году между Церквами был установлен первый
контакт с целью выяснения возможности взаимного посещения.
В начале 1952 года в Москву по приглашению Патриарха Алексия
I направился президент Управления внешних церковных сношений
Евангелической Церкви в Германии Мартин Нимёллер. Общественности
своей страны, которая с большой надеждой следила за его
визитом, он рассказал, что Церковь в России жива. А еще
через два года Русскую Православную Церковь смогла посетить
целая делегация церковных деятелей из Восточной и Западной
Германии под руководством доктора Густава Хайнемана, бывшего
тогда президентом правящего органа Евангелической Церкви
в Германии - Синода ЕЦГ - и ставшего впоследствии федеральным
Президентом ФРГ. Из этого посещения немецкая делегация
вынесла твердое желание и впредь поддерживать прочные
церковные контакты.
Первый визит представителей русского Православия в Германию
состоялся в начале апреля 1955 года. По приглашению Евангелической
Церкви в Рейнланде в Германию приехала делегация во главе
с председателем Отдела внешних церковных сношений Московского
Патриархата митрополитом Николаем (Ярушевичем). Состоялось
первое церковное знакомство, были прочитаны богословские
лекции. Ответный визит последовал в начале осени 1955
года. Немецкой делегацией руководил рейнский презес Генрих
Хельд. Сопровождавшие его профессора евангелического богословия
выступили с докладами в духовных школах Русской Православной
Церкви. Была достигнута договоренность об обмене профессорами,
первая группа которых прибыла из России в Западную Германию
в июне 1956 года. В ходе этого визита ленинградский профессор
Л. Н. Парийский передал своему боннскому коллеге Хансу
Иоахиму Иванду каталог вопросов, которые, по его мнению,
следовало обсудить в ходе богословского диалога между
двумя Церквами.
Желание церковного сближения
и проведения богословских собеседований
Вопреки царившей в тогдашнее время атмосфере политического
недоверия, в ходе этих посещений и переговоров говорилось
о более хорошем межцерковном понимании и о выяснении спорных
богословских вопросов, которые существовали между двумя
Церквами. Несомненно, трудно было не заметить, как актуальные
политические события оказывали влияние на развитие церковных
отношений. Мировой политический кризис вокруг Суэцкого
канала и события в Венгрии поздней осенью 1956 года отсрочили
ответный визит в Россию немецких профессоров. Только к
Пасхе 1958 года удалось организовать поездку в СССР евангелических
богословов во главе с вестфальским презесом Эрнстом Вильмом.
Встречаясь с верующими во время богослужений, немецкие
гости были потрясены готовностью к прощению со стороны
тех людей, которым Германия причинила столько зла во время
войны.
Когда в октябре 1959 года в Германию вновь смогла приехать
русская православная делегация, в Евангелической академии
в Арнольдсхайне на Таунусе было положено начало официальному
диалогу между двумя Церквами. Он получил название «Арнольдсхайнские
собеседования». Это был первый и до сих пор самый продолжительный
богословский диалог, проводившийся в наши дни между Православной
Церковью и Церковью лютеранской Реформации. Со стороны
Русской Православной Церкви собеседования, как правило,
проходили под руководством председателей Отдела внешних
церковных сношений - митрополитов Никодима (Ротова), Ювеналия
(Пояркова) и Филарета (Вахромеева).
С 1959 по 1992 год, поочередно в обеих странах, было
проведено двадцать богословских встреч. Эти двадцать диалогов
включают в себя также семь встреч между Русской Православной
Церковью и образованным в 1968 году в Германской Демократической
Республике Союзом Евангелических Церквей ГДР. Начало встречам
с богословами из ГДР было положено в 1974 году в Троице-Сергиевой
Лавре в Загорске (ныне - Сергиев Посад). Они оказались
чрезвычайно плодотворными, продемонстрировав искреннюю
человеческую близость между участниками, несшими церковное
свидетельство в условиях социалистического общества («Загорские
собеседования»).
Знакомство друг с другом
во время богослужений
Для налаживания взаимопонимания в ходе всех собеседований
большое значение имело взаимное посещение делегациями
православных и евангелических богослужений. Ведь по-настоящему
приблизиться к пониманию Церкви и ее богословия можно
лишь познакомившись с ее молитвенной жизнью, ибо молитва
служит источником любого богословского знания. Так православным
наблюдателям, присутствовавшим на евангелическом лютеранском
евхаристическом богослужении во время богословских собеседований
в Киеве, с особой силой открылась близость обеих Церквей.
Причем дело не только в одной и той же Библии, которой
питается вера. Скорее всего, это одна и та же традиция
совершения молитв и вознесения хвалы Богу, сохранившаяся
в наших богослужениях со времен древней неразделенной
Церкви.
Именно поэтому при подведении итогов диалога в 1995
году представители обеих Церквей могли констатировать,
что им удалось достичь действительного согласия как в
вопросе о своей нерушимой связи со Священным Писанием,
призванным служить мерилом учения и жизни Церкви, так
и в признании большого значения церковного Предания.
Вера и добрые дела
В ходе собеседований выяснилось, что наши Церкви пользуются
разным богословским языком. Если мы хотим понять друг
друга, мы должны узнать содержание терминов, используемых
нашими партнерами по собеседованию, и сравнить его с тем,
что вкладываем в эти же слова мы сами. Самое сложное,
но вместе с тем и самое необходимое в диалоге - это умение
поставить себя на место другого и постараться проникнуться
его мыслями.
Процесс познания друг друга начинается уже со слова
«вера», играющего главную роль в евангелическом богословии
и благочестии. Под «верой» подразумевается не просто понимание
и доверие. «Вера» для евангелического христианина служит
воплощением живых, примиренных отношений с Триединым Богом,
Который дарует нам силу Своего Духа, призывает нас и наделяет
нас способностью быть Его соработниками в делании добра.
Такой подход может объяснить православным действительный
смысл учения Реформации об оправдании только верой. В
любом случае, две Церкви достигли действительного согласия
в том, что вера во Христа проявляется посредством жизни
во Христе. Вера постоянно действует через любовь.
Поэтому в ходе собеседований оказалось несложным найти
общий язык в вопросе о большом значении добрых дел в жизни
христианина. Это вытекает уже из широкой благотворительной
деятельности, осуществляемой в Русской Православной Церкви
и Евангелической Церкви в Германии как отдельными лицами,
так и церковными группами и организациями. Делегации смогли
воочию убедиться в этом в ходе своих визитов.
Святость и святые
Не возникло расхождения во мнениях также и в том, что
мы, христиане, благодаря Таинству Святого Крещения получаем
дар новой жизни в Боге и становимся на путь деятельного
следования Христу. Полученное нами с Крещением призвание
к святости направляет нас на каждодневную, непрерывную
борьбу с грехом. И хотя греховность остается присущей
нам до конца наших дней, путем действия Духа Святого в
верующих происходит непрерывное обновление в смысле обретения
образа Христа. При этом мы смогли констатировать, что
это обновление основывается не на наших человеческих усилиях,
а имеет свое основание в благодати Божией, получаемой
без сверхдолжных заслуг.
В Евангелических Церквах не принято богослужебное почитание
святых в том виде, как это имеет место в Православных.
Для евангелических христиан святые принадлежат к «облаку
свидетелей», как об этом сказано в Послании к Евреям (Евр.
12.1). Евангелические христиане вспоминают о святых для
укрепления своей веры. Вместе мы воздаем славу Триединому
Богу за то, что вплоть до наших дней Он благодетельствует
Церквам, посылая отдельных мужей и жен, в которых особым
образом возгорается дарованная Христом святость. В наших
обеих Церквах они служат помощниками в деле сохранения
твердости в вере и указателями пути к святости. На их
примере Бог показывает нам, какие у Него есть возможности
для нашего преобразования в этой жизни силой Духа Святого
по образу Христа. Невыясненным остался вопрос, следует
ли нам, евангелическим христианам, - и если да, то в каком
смысле, - призывать святых и испрашивать их предстательства
перед Господом. Во всяком случае, несмотря на столь высокую
оценку святых, и прежде всего Богоматери, это не принято
в Церквах Реформации.
Таинства и проповедь
Обе наши Церкви единодушно признают Таинства Святого
Крещения и Святой Евхаристии, установленные Христом. Посредством
этих Таинств Бог Сам, через нас, людей, движет Церковью
действием Духа Святого. Обе стороны достигли действительного
согласия в понимании Крещения как акта нового рождения.
Крещение совершается единожды и не может быть повторено.
В обеих наших Церквах Крещение совершается - по библейской
и апостольской традиции - водой во имя Триединого Бога,
Отца и Сына и Святого Духа. Крещаемый становится членом
таинственного Тела Христова - Церкви.
Далее богословские собеседования выявили действительное
согласие в вероучительном вопросе о том, что, совершая
Евхаристию и вкушая Дары под видом Хлеба и Вина, мы вкушаем
Самого Господа Иисуса Христа с Его Телом и Кровью. Он
Сам приходит к нам в Таинстве и благодатно соединяет нас
с Собой и друг с другом. Его единократная и неповторимая
жертва на Кресте во имя примирения за наши грехи каждый
раз воспроизводится для нас в Евхаристии. При этом Он
Сам таинственным образом есть «и Приносящий и Приносимый».
Это убеждение разделяет с Православием и Евангелическая
Церковь. Обе наши Церкви также разделяют веру в то, что
Церковь и христиане, силой Жертвы Христовой за нас, призваны
к жизни в жертвенности и самоотдаче.
В богослужениях обеих наших Церквей совершение святых
Таинств занимает такое же прочное место, как и толкование
Слова Божия в проповеди. При этом в центре Божественной
литургии Православной Церкви стоит тайнодействие, в то
время как в Евангелической Церкви существенное значение
придается проповеди. В ходе диалога обе делегации констатировали,
что все богослужение, в каждой своей части, пронизано
действием Духа Святого во имя нашего спасения. Проповедь
Слова Божия участвует в таинственном характере богослужения.
Проповедь - это не только поучение о путях спасения. Это
скорее акт, в котором Бог Сам говорит с нами через проповедника,
пробуждает в нас веру и воздействует на нас ради нашего
спасения.
Церковь и духовное служение - священство
Обе Церкви достигли действительного согласия в том,
что Церковь - это «священнический» народ Божий в мире,
который Господь избрал для богослужения и служения человеку.
Это «царственное», или всеобщее, священство всех крещеных
ни в коей мере не вступает в противоречие с иерархическим
священством (1 Пет. 2. 9). Ибо оба эти священства следует
понимать исходя из Таинства Крещения: оба они берут свое
начало в Том же Духе Святом. Они служат решению таких
общих задач, как пробуждение и передача веры, молитва
и дела милосердия.
Однако «особое» священство не может быть выведено непосредственно
из «царственного», ибо иерархическое служение установлено
Самим Христом, Который дает особое поручение и полномочия
отдельным людям управлять Церковью как преемникам апостолов.
Поэтому духовное священство передается в обеих Церквах
лишь путем особого рукоположения. Согласие было достигнуто
также в вопросе о необходимости епископского служения
для управления Церковью. Правда, это «episkope» осуществляется
в обеих Церквах различным образом и под разными названиями.
К числу по-прежнему сохранившихся расхождений в понимании
священства принадлежит вопрос о допустимости женского
священства.
Продолжение диалога
Подытоживая, следует отметить, что в ходе собеседований
наши Церкви добились значительного богословского сближения.
Это вселило в нас надежду на широкое взаимопонимание.
И хотя мы еще не дошли до цели, приобретенное умение открыто
говорить друг с другом является большим достижением. Прежде
всего, как я считаю, мы смогли полюбить друг друга как
Церкви, которые Бог призвал к единству, поэтому руководство
Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в
Германии приняло решение о продолжении диалога.
Все еще открытыми - как уже было сказано выше - остались
такие вопросы, как значение апостольского преемства и
таинственный характер рукоположения (без разрешения этого
вопроса не может быть почвы для взаимного признания Таинств
и церковного священства); понимание единства и святости
Церкви; критерии для истинного толкования Священного Писания
и авторитета Вселенских Соборов. Кроме того, наши Церкви
должны поделиться друг с другом опытом, накопленным ими
в ходе истории вплоть до наших дней. Лишь таким образом
они смогут лучше понять причины ощущаемой ими отчужденности
в богословии и благочестии. Нашим Церквам еще есть чему
поучиться друг у друга. Не в последнюю очередь будущий
диалог должен быть посвящен вопросу, как Церкви могут
помочь друг другу справиться с нынешним духовным и культурным
кризисом, как они могут свидетельствовать свою веру в
Триединого Бога и оказывать помощь людям в удовлетворении
их личных и социальных нужд.
Источник: Слышать и видеть друг друга:
Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и
Евангелической Церковью в Германии /
Издание Церковного управления Евангелической Церкви в
Германии (Ганновер)
и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Оригинал - Лейпциг : ООО "Евангелический издательский
центр" (EVA), 2003. С. 134-143.